КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 09.11.2009
23:59  К.Акжаров: Экспорт репрессий. "Права человека" и "демократия" уже давно стали разменной монетой
22:19  Любимую певицу Туркменбаши Лачин Мамедову выселили из дома и сослали на поселение в Балканский велаят
20:30  В Алматы задержан цыганский табор (60 чел.), нелегально прибывший из Узбекистана
20:10  Генштаб армии Туркмении возглавил Бегенч Гундогдыев
20:04  В Китае за студентами будут следить "патрули нравственности"
19:59  Л.Григорьев: Парк южного соседа. Казахстан создает вагоностроительную промышленность
19:58  В.Карпец: Талибы начинают и выигрывают

19:55  "НР": Туркменистан. Автократия жива, хотя задуманы экономические реформы
19:48  Ю.Аскаров: Тюбетейка как символ "королевского" самосознания мусульман Средней Азии
19:15  В Астане при пожаре на складе пенопласта погибли 16 человек
19:03  "По техническим причинам". Узбекистан снова прекратил подачу электроэнергии в Афганистан
18:41  М.Курманбаев: В Кыргызстане неграмотность священнослужителей ведет к усилению позиций религиозных экстремистов
17:32  С.Козлов: Унесенные в ретро. Советский Союз все-таки жалко. А вот большевиков - нет
17:25  Ю.Жихорь: Московские цены. Осталось меньше двух месяцев до начала работы Таможенного союза...
16:10  Л.Йозефсон и др.: Следующая промышленная революция. Новый бизнес уже появляется по всему миру...
16:00  Дж.Сорос: Новая мировая архитектура. Первая (американская) форма капитализма потерпела неудачу...
14:35  А.Гаффоров: Урановые "хвосты" Таджикистана - захоронения, угрожающие жизни
14:18  "Нурсултан Назарбаев – лидер от Бога", - кардиналы Ватикана универсально побратались с президентом Казахстана
12:57  Суйте в наше "единое окно"... К.Бакиев ведет перговоры в Турции
12:35  Г.Суйндык: Лучевая "болезнь". Нуромания захватила Казахстан
12:32  О.Скибан: Бесценные бумаги. Дебют казахстанской государственной ценной бумаги – МАОКАМ с треском провалился
11:51  Перегруз в сетях и авария на ЛЭП, - "Барки точик" уточняет почему в Таджикистане нет света
11:13  "Times": Китай пожинает плоды чужих войн
11:01  "Подушка безопасности" банковской системы Узбекистана составляет $ 937 млн.
10:57  Дж.Лиллис: Бегство от нищеты. Монгольские казахи все активнее мигрируют в Казахстан
10:11  Дж.Кусера: Монголия. Шаманство возвращается
10:06  Ю.Сигов: Пойдет ли Центральная Азия на запад?
10:04  Авария Нурекской ГЭС оставила весь Таджикистан без электроэнергии
09:40  Э.Сатыбеков: Где Мамай прошел... Как Китай включил кыргызский эпос "Манас" в список всемирного наследия ЮНЕСКО
09:37  Б.Бобоев: Дело узбекского пенсионера Тена в Таджикистане - хотели как лучше, а получилось, как всегда
09:29  А.Хамидов: ЦентрАзия. Боязнь свиного гриппа помогает удерживать паломников дома
09:25  Не впрок горький урок. В Казахстане грядет очередной громкий процесс по делу врачей
09:21  Ж.Жанзаков (главком ВМС Казахстана): "Планируем создать соединение малых сторожевых кораблей"
09:20  Третьим будет. ЛУКОЙЛ может присоединиться к казахским проектам Eni и "КазМунайГаза"
09:14  "Time": Не умирает ли доллар медленной смертью?
08:09  Аскар Акаев отметил свое 65-летие докладом на конференции "Нелинейная динамика и макроэкономическое прогнозирование"
06:52  Большинство россиян жалеют о распаде СССР
06:49  Свобода в обмен на гражданство. Российский эколог Андрей Затока вернулся домой
02:28  Э.Асанов: Кто же такие узбеки, или Почему египтяне гордятся пирамидами?
01:24  В.Панфилова: Вашингтон признал в Ташкенте союзника. Узбекистан может стать связующим звеном и мостом между цивилизациями
00:26  "НГ": Китай теснит Запад в Африке. Пекин строит школы и дороги в обмен на нефть и золото
00:22  Абдуларуш: Почему таджики-патриоты не спешат отдавать деньги на достройку Рогунской ГЭС...
00:21  А.Соллогуб: Уйгурская угроза. Цветная революция?
00:12  В.Северный: Восток – дело тонкое. Что разрешено министру обороны Казахстана и не положено его подчиненным…
00:03  Ж.Головань: Урка от урана. Тюремные страдания М.Джакишева ("Казатомпром")
Воскресенье, 08.11.2009
23:37  Чемпионский бой без правил. Россиянин Федор Емельяненко нокаутировал американца Бретта Роджерса
23:25  Талибы взорвали мэра пакистанского города Адазай
19:31  Умер актер Игорь Старыгин (Арамис)
14:36  А.Елаш: Ишак в снегу. Среднеазиатская экзотика посреди дальневосточной тайги
13:52  К.Рахимов: Быть или добить? Есть ли перспективы у казахстанских СПК - социально-предпринимательских корпораций
13:09  Н.Бегали: Как Казахстану избежать "перегрева" экономики
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Узбекистан   | 
Ю.Аскаров: Тюбетейка как символ "королевского" самосознания мусульман Средней Азии
19:48 09.11.2009

Издревле одним из основных видов головного убора в Центральной (Средней) Азии является тюбетейка - вышитая мужская или женская шапочка, получившая свое название от тюркского слова "тюбе" ("тобе"), означающего верх, вершину чего-либо.

Существует великое множество тюбетеек, различающихся по форме, цвету, предназначению и географии распространения. Так, например, в Ферганской долине тюбетейки называются дуппи, по своей форме они резко отличаются от тюбетеек других регионов Центральной Азии. О разновидностях и способах изготовления дуппи корреспонденту "Ферганы.Ру" рассказывает известный андижанский правозащитник Саиджахон Зайнабитдинов, для которого этот вид головного убора на протяжении многих лет является основным источником дохода.

По словам Зайнабитдинова, массовое распространение современные дуппи получили во второй половине XIX века, после начала колонизации стран Средней Азии Россией, когда в Узбекистан из этой северной страны стали завозить качественную, дешевую ткань и столь же дешевую бумагу - основные компоненты для изготовления дуппи.

В Ферганской долине производят два вида дуппи: Чуст-дуппи (высоко возвышающиеся над головой тюбетейки), которые в Узбекистане носят, преимущественно, жители Андижана и Самарканда, в Таджикистане - жители Худжанда и Душанбе, а в Кыргызстане – жители Ошской и Джалалабадской областей, и Маргилан-дуппи (тюбетейки, полностью облегающие голову), распространенные по всей Ферганской долине, кроме Андижана.

Впрочем, и в Андижане некоторые жители носят Маргилан-дуппи. Это зависит от вкуса человека и формы его головы – что кому больше идет. Например, уроженец Андижана певец Шерали Джураев носит Маргилан-дуппи, и она ему очень к лицу.

Андижанские ремесленники специализируются на изготовлении Чуст-дуппи, которые различаются по более чем десяти видам вышивок, называющихся в народе "гул" - "цветок". Исходя из рисунка и способа изготовления, дуппи имеют различные названия, например, "Анжан" (от названия города Андижана), "Инжик" ("Капризный"), "Пахтаабад" - от слова "хлопок", "Сетара" или "Три струны", "Товус" - "Павлин", "Хилал" - "Полумесяц".

"Белое и черное. Два полюса - два начала. Поле черного квадрата - космос, тьма. Четыре белых элемента - круговорот, знак солнца. Образуется вихрь, в котором цепенеет и пропадает взгляд. Через мгновение ты сгинешь в исподволь приближающейся воронке - спокойствие, гармония…"

Эссе о тюбетейкеОдно из распространенных названий дуппи – "тожик", по предположению Зайнабитдинова, происходит не от национальной принадлежности, а от слияния двух слов – "тож" ("корона") и "жияк" ("тесьма"). Но в разговорной речи слово "Тожжияк", по всей видимости, трансформировалось в слово "Тожик" - в русской транскрипции "Таджик".

Все разновидности тюбетеек отличаются друг от друга не только особенностями орнамента, но и качеством изготовления, и, соответственно, разнятся в цене. К примеру, базарная цена самой распространенной дуппи для широкого потребления "Анжан" колеблется от 5 до 70 тысяч сумов ($1=1503 сума по официальному курсу), "Шахрихан" - от 10 до 20 тысяч, "Инжик" - от 30 до 80 тысяч, а "Тожик" - от 40 до 150 тысяч сумов. Однако цена дуппи, изготовленной по индивидуальному заказу, может доходить и до 300 тысяч сумов.

Качество тюбетейки можно разглядеть только вблизи, хотя некоторые знатоки "со стажем" способны определить его и на расстоянии. Самые дорогие дуппи носят в Андижане, и, возможно, поэтому здесь этот вид ремесла очень развит.

Изготовление тюбетеек для Саиджахона Зайнабитдинова – семейный бизнес: этим делом, помимо правозащитника, занимаются все пятеро его детей – четверо сыновей и дочка.

- Изготовление дуппи - от закройки до прессовки - происходит в шестнадцать этапов. Мы подключаемся на последнем этапе, - рассказывает С.Зайнабитдинов. – Прессование, то есть, придание дуппи традиционной формы – это чисто мужская работа, которая, в свою очередь, проходит в пять этапов - каждый раз с разной целью. А все предыдущие пятнадцать этапов выполняют наши надомницы. Также мы осуществляем общее руководство: закупаем ткани, бумагу, нитки, тесьму, оплачиваем работу надомниц и торгуем готовыми тюбетейками.

Одновременно изготавливается, в среднем, до пятнадцати тюбетеек. Дважды в неделю – в четверг и воскресенье – дуппи выставляются на продажу на местном базаре, этим, чаще всего, занимается дочь Саиджахона-ака. Чистый доход от продажи составляет полтора к одному, то есть, если тюбетейка продается за 15 тысяч сумов, то 10 тысяч из них уходят на покупку материалов и оплату работы мастериц, а 5 тысяч остаются в семье. Так как изготовление тюбетеек признано видом народного промысла, налогами эта деятельность не облагается.

Как предмет одежды тюбетейка имеет больше эстетическое, а в некоторых случаях культовое, нежели практическое назначение, поскольку совсем не греет и от дождя почти не спасает. По тюбетейке можно определить характер человека, его материальный достаток, культуру, степень религиозности и даже профессию. К примеру, коммерсанты предпочитают дуппи разновидности "Тожик", хозяйственники – "Сетару", обыватели – "Анжан" или "Товус", рассказывает Саиджахон-ака.

Конечно, мусульманин не всегда в качестве головного убора использует именно тюбетейку, но в некоторых случаях она для истинно верующего человека является обязательной: на похоронах, поминках, в мечети и дома во время молитвы, в дни священных праздников - Курбан и Ураза-хайит, на утреннем свадебном плове, во время свадьбы на головах жениха и его отца.

Большинство тюбетеек в Средней Азии отличает довольно стандартный узор, и он далеко не случаен. Так, верхняя часть дуппи, как правило, украшена четырьмя вышитыми изображениями стручковых перцев, которые на Востоке часто вывешиваются у входов в жилища в качестве оберега от сглаза. Так же и обладатели тюбетеек надеются, что вышитые перчики спасут их от наговора и помогут им в делах.

Снизу тюбетейку обрамляет черная шелковая тесьма, поверх которой вокруг головного убора вышиты волнистые узоры, каждый из которых символизирует собой один из зубцов или перьев короны. Всего таких узоров шестнадцать - по четыре с каждой стороны.

Но не всякий обладатель тюбетейки в Андижане знает, что носит на голове подобие королевской короны. Хотя именно андижанские тюбетейки Чуст-дуппи, будучи нарочито высокими и имея такую форму, более всего напоминают именно этот символ королевской власти.

09.11.2009

Юсуф Аскаров (Андижан)

Источник - Фергана.Ру
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1257785280


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о защите прав потребителей в рамках ЕАЭС одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов проверил состояние Петропавловского и Сергеевского гидроузлов в СКО
- В Правительстве состоялось заседание Совета по привлечению инвестиций
- Нефтяные игры
- В Правительстве рассмотрели ход подготовки к Олимпийским играм
- В Мажилисе рассмотрели вопросы поддержки региональных СМИ
- Кадровые перестановки
- Определены города и населенные пункты для пилотного проекта по сельскохозяйственной переписи
- Уголовное дело в отношении военнослужащего Ж. пересмотрено
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх