Д.Гуфронов: Рахнамо написал книгу "Исламские улемы в Таджикистане" 12:04 10.11.2009
Рахнамо написал книгу В своей новой книге - "Исламские улемы в Таджикистане" - кандидат политических наук, сотрудник Центра стратегических исследований при президенте РТ Абдулло Хаким Рахнамо изучает роль этого института в жизни нашего общества, а также анализирует сущность и перспективу религиозных процессов в современном Таджикистане. АВТОР книги подчеркивает, что уже в первые десятилетия советской власти этот слой общества, как носитель традиционных ценностей, как целый институт, был фактически уничтожен. В то время практически все образованные люди были связаны с религией, и в обществе не было разделения на светскую и духовную интеллигенцию. По данным Рахнамо, в 20-30 годы, под предлогом борьбы с муллами, была уничтожена почти вся научно-культурная элита таджиков. Книга состоит из ряда ключевых тезисов. В первой главе анализируется важный исторический документ - Доклад КГБ СССР от 1929 года о состоянии исламского духовенства Таджикистана 20-х годов, который попал в руки автора в городе Казане в 2007 году во время учебы в летном университете. В те годы из Таджикистана были арестованы, сосланы или расстреляны более 8 тыс. улемов, а из Узбекистана около 14 тыс. Кстати, автор не исключает, что большинство погибших улемов Узбекистана тех лет составляли таджики. Так как в крупных городах Средней Азии, таких как Бухара, Самарканд, Коканд и т.д. большую часть духовенства составляли таджики. Вторая глава книги посвящена отношению улемов с интеллигенцией. Ставится вопрос: можно ли считать улемов представителями интеллигенции? Почему такая интеллектуальная сила нашего общества отдалилась от процесса созидания культуры и ценностей? Вывод автора - исключение этого потенциала из общественного и культурного пространства означает, что мы лишаем себя огромного капитала. Вопрос улемов и интеллигенции в данной книге рассматривается через призму современного образования в Таджикистане. Ведь до недавнего времени, когда мы обучались в религиозной школе, то не получали знаний о мирской жизни и наоборот, когда учились в обычной, то, соответственно, ничего не знали о канонах религии. Это означает, что эти два разных канала обучения воспитывают два разных слоя интеллектуалов, которые в обществе занимают противоположные позиции. Однако, подчеркивает автор, в последние годы мы начали исправлять такой подход в образовании. Первым шагом к такому синтезу стала инициатива президента, когда правительства взяло на попечение Исламский институт. И сегодня в данном вузе намечается синтез двух сторон человеческой культуры светской и религиозной. Кроме того, опять-таки по указу президента, начиная с первого сентября нынешнего года во всех общеобразовательных школах внедрен новый предмет – "Исламское знание" (Маърифати исломи). Таким образом, сделаны первые шаги в исправлении отчужденности и разделения в нашем обществе на ниве образования. И в результате мы идем по пути единения культурной элиты. Так как за годы существования советской идеологии стало очевидно, что "война" улемов и "интеллигенции" не даст нашему обществу реального единения. А с точки зрения функциональности, обе стороны имеют просветительскую роль и обязаны защищать стабильность, единство и мораль в обществе. Третья часть книги посвящена вопросам реформы и традиций в религиозной среде Таджикистана. Религиозная среда в советское время была вытеснена на периферию, и поэтому она отстала от процесса развития общества и стала более консервативной. Поэтому нарастали дискуссии среди самих улемов – реформаторов и консерваторов. Как утверждает автор, кульминационный момент книги связан именно с этой же частью книги, когда молодые реформаторы в 80-90-тых г.г. XX века вступили в конфликт с традиционным духовенством. В книге приводится историческое письмо молодых реформаторов к влиятельному традиционному духовному лидеру того времени - Мавлави Хиндустони. А также его ответ молодым реформаторам. При помощи этих писем автор раскрывает предпосылки кризиса во взаимоотношениях между двумя поколениями улемов. А.Рахнамо также отмечает, что некоторые из тех проблем, которые стали предметом диспута и раздора улемов 80-х годов, до сих пор имеют место в нашем обществе. Тогда каждая из сторон обвиняла другую чуть ли не в ереси и безбожии. В конфликте были замешаны очень известные и авторитетные улемы, а также массы верующих, в результате чего он начал приобретать масштабный и политический характер. Таким образом, внутрирелигиозный конфликт всегда может перерасти в общественный. Последний раздел книги посвящен теме "Исламские улемы и политика". Автор считает, что практически все улемы так или иначе участвуют в реальной политике. Только форма или методы их участия отличаются друг от друга. Одна группа, как политические улемы участвуют в данном процессе путем деятельности в рамках политических партий типа ПИВТ. Другая группа - официальные улемы, и в советское и в постсоветское время практически являются частью политической системы. Третья часть – традиционные улемы, которые называют свое участие "неучастием", но в политических процессах имеют очень сильное влияние. То есть, подытоживает автор, каждый авторитетный духовный лидер не может не быть в политике. К этому можно добавить четвертую группу, состоящую из числа той молодежи, которая вернулась в страну после обучения в медресе в других исламских странах. Возникает вопрос, к чему приведет такая "многополярность" религиозной среды и такое расслоение улемов? Что делать в такой ситуации и как должна вести себя власть? В заключительной части книги автор предлагает ряд рекомендаций для разработки государственной политики в области религии, где, в частности, говорится, что властям необходимо построить более близкие отношения с улемами "традиционного" направления. Этот слой имеет очень сильное влияние в деле сохранения традиционных ценностей и нравственности. Его поддержка поможет власти сохранить устойчивую стабильность. Далер ГУФРОНОВ,
|