"Флейта в камышах". В Ташкенте вышел в свет новый поэтический сборник В.Баграмова 12:33 12.11.2009
Вышел в свет новый сборник стихов Владимира Баграмова "Флейта в камышах", известного артиста, драматурга, прозаика, барда. Его разноликость никогда не оказывалась ни избыточной, ни назойливой, потому как ему всегда доставало вкуса, такта и чувства меры.
То, что написал и собрал в сборник Владимир Баграмов, - это важнейшая часть реального литературного Ташкента, взгляд - точный и честный - именно из этой точки пространства-времени.
И взгляд этот оказывается разным до неуловимости оттенков не по причине невероятной гибкости его обладателя, а в силу того, что автор берется за изначально непосильную работу - отрефлексировать стремительно меняющуюся эпоху. Самое удивительное - ему это действительно удается.
Автор, точнее его лирический герой, видит и буквально, и фигурально несоизмеримо больше, чем может видеть человек, и уж гораздо больше, чем он может сделать, пытаясь этот мир в который раз исправлять. На свой человеческий счет он особенно и не обольщается: "…тоска под душу гложет, да и крыльев не дано", хотя и немного лукавит при этом.
Сличая внутренние ипостаси Баграмова, все-таки склоняюсь к тому, что его изначально недюжинный актерский талант, сливаясь с ролью образа, удивительно сублимировал в талант поэтический. В способность перевоплощаться в героев стихов, не всегда только в людей, но и во многое другое, мерцающее, пульсирующее между реальным миром и миром образным. В "стоны флейты в камышах", в "капельку дождя в твоей горсти", в сердце поэта, превратившееся в "ком кровавый под ногой" бомжа.
Поэтические средства Баграмова устойчиво традиционны, он ни на йоту не отступает от силлабо-тонической системы стихосложения. Но это совсем не означает, что поэту неведомы и недоступны тонкости и градации тех изменений, которые происходят в современном мире. Напротив, способность говорить о сложном, облекая мысль и чувство в привычную слуху ритмику, повышает "проницаемость" стиха в читательские души.
И все же голос поэта особенно крепнет, когда он заводит речь о вечном, началах мира, неисчерпаемых извивах конфликта Добра и Зла. В стихотворении "Картина" предстают разные грани этого вечного напряжения.
В книге много лирики, признаний в любви. Изменчиво вечной российской природе, трепетно откликающейся на поэтический вызов природе азиатской, родному Ташкенту, близким по духу людям - поэтам, просто друзьям, любимым женщинам… И краткое, с баграмовским прищуром признание жене:
Я без тебя душой калека, я без тебя греха крупинка. Мои стихи за четверть века - одна большая "валентинка".
|