КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 26.11.2009
22:08  Досбол Нур уулу возглавил Кыргызский нацуниверситет имени Ж.Баласагына
20:38  Г.Джемаль: Имарат Кавказ, Джихад и мировая революция
17:08  "Известия: Море новых возможностей. Преодолев разногласия и недоверие, прикаспийские страны могут совершить совместный прорыв в будущее
17:06  Итальянская Eni мечтает о постройке трансафганского газопровода. Переговоры Бердымухамедова-Скарони
17:01  Е.Биртанов: Золотовалютная "подушка" безопасности Казахстана
16:56  Е.Авдеева: Ошибки президентов. Можно ли спасти ЦентрАзию от американской угрозы
16:52  Н.Замараева: Пакистано-афганские отношения на современном этапе и пограничный вопрос

16:48  European Voice: Может ли Китай заполнить вакуум в Восточной Европе?
16:44  "La Stampa": Кандагар- цель вооруженных сил НАТО
16:04  "Э-К": Проституция в Казахстане. Прибыльное тело
15:58  Командование немецкой армии отправлено в отставку. За убийство мирных афганцев
15:38  Кыргызстан предлагает обменять свой внешний долг на оказание помощи Афганистану
14:22  Т.Расул-заде: Хаитская катастрофа 1949 года. Как это было
13:54  Al Jazeera: Казанскому "Рубину" помогает Аллах?
13:34  А.Кученко: Кто даст отпор пиратству в Кыргызстане?
13:06  Р.Зойиров: В Таджикистане надо увеличить число областей
12:40  Муфтий А.Дербисали: "Курбан айт представляет собой вершину общечеловеческой гуманистической традиции"
12:28  А.Кричкович/Э.Султанов: Жесткая слабость. Как России "работать" с ближним окружением
12:19  А.Усманов старается выгодно пристроить "АФ Телеком"
12:04  Глава правительства Кыргызстана распорядился уволить ряд управленцев энергетической отрасли
11:28  Д.Мавлоний: Рабы 21-го века. В Казахстане ежегодно около 50 тысяч человек подвергаются трудовой и сексуальной эксплуатации
11:24  М.Смилян: Памятник советским воинам вернется в центральный парк Ташкента
10:54  Новым послом России в Узбекистане стал бразилиовед Владимир Тюрденев
10:21  Финансовой элите кризис не помеха. В Алматы прошел первый благотворительный бал, признанный самым крупным в СНГ (фото)
10:19  Павлодар. Осуждена руководитель центра сайентологов "Нарконон"
09:16  Н.Байрамова: В пучине террора и страха. Французский профессор Деко против туркменской Фемиды
09:09  Умер 31-летний Рустем Есдаулетов, худрук Восточно-Казахстанского областного театра драмы им. Жамбыла
07:59  "Литер": Украинские выборы. Первый пошел
07:58  А.Дубнов: "Холодный мир" в Центральной Азии. Объединенная энергетическая система региона приказала долго жить
07:52  Associated Press: Падение Кандагара. Коалиция рискует потерять ключевой город Афганистана
07:39  А.Курбонов: Кто хочет превратить Россию в инициатора нестабильности в ЦА (ответ С.Багдасарову)
07:33  А.Реутов: Барак Обама готов нести убытки в Афганистане. На усиление военной группировки потребуется $40 млрд
06:05  А.Шакур: "Йеменский детонатор". Власти Йемена закрывают посольство Ирана
03:49  Д.Ашимбаев: Положительный ноль казахстанской экономики
02:48  Сапа Мекебаев: Хотел вас послать, но вижу - вы уже оттуда...
02:15  Мисс Арабского мира-2009 Мувадда Ноур весит 90 кг! (фото)
01:37  Актюбинская Коко Шанель - Ксения Клименко и ее советы модницам в 2010 году
01:06  "НГ": Таможенная страховка. Назарбаев прибыл в Белоруссию уговорить Лукашенко не срывать региональный проект
01:05  С.Константинов: Продается информация, дорого. Бизнес-новации таджикского чиновничества
00:46  Ж.Турусбекова: Сможет ли Кыргызстан стать индустриальной страной? Ч. 2-я
00:44  "РС": У Кремля появился повод для ограничения импорта узбекских автомобилей
00:36  С.Чериков: По законам мракобесия? Кыргызстан после А.Акаева
00:06  Х.Умаров: Как вытащить Таджикистан из кризисной трясины?
Среда, 25.11.2009
19:50  Слово Кыргызстана: Трудности перевода. Почему не утихают страсти вокруг доменной зоны kg?
19:41  "Литер": Нефтекомпании Казахстана. Дайте нам льготы, тогда мы будем покупать отечественное
19:32  Женгельдин пускают с молотка. Узбекистан объявил тендер на крупное медно-молибденовое месторождение
19:29  Индийское следствие подозревает российскую компанию "Технопромэкспорт" в откатах
16:24  "Время": Трамвай построить - не ешака купить. Когда в Алматы заработают легкий рельсовый транспорт и метро?
15:09  Foreign Affairs: Таджикский вариант. Мирное урегулирование в этой стране может послужить образцом для...
15:04  Казахстан с начала 2009 года сократил экспорт зерновых на 43%. Нет покупателей
13:01  Азовское море. Турецкий сухогруз "Санта-Виктория" таранил и потопил грузинский "Берилл"
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Г.Джемаль: Имарат Кавказ, Джихад и мировая революция
20:38 26.11.2009

Имарат Кавказ, Джихад и мировая революция
Гейдар Джемаль об Имарате Кавказ

В газете "Эхо" уже рассматривался ракурс Имарата Кавказ (ИК). В разрезе высказанного довольно симптоматична оценка происходящего со стороны председателя Исламского комитета России Г.Джемаля (чье блестящее выступление несколько лет назад на азербайджанском телеканале Space произвело неизгладимое впечатление на автора). Согласно политику, обращение главы амирата Докки Умарова и его сподвижника Саида Бурятского являлось знаковым событием "в истории политико-информационной борьбы мусульман Кавказа против федерального центра".

Г.Джемаль назвал ИК "интернациональной организацией", цели и задачи которой не имеют "ничего общего с "национал-сепаратизмом"... т. к. это религиозная интернациональная борьба против несправедливости (которая в теологическом контексте есть не что иное, как оперативное проявление сатанизма)... Тагут есть тагут!". Но в конце 2006 г. "единственным государством в Дар-уль-ислам", открыто выступающим против США и Израиля, Г.Джемаль называл Иран, "поэтому не поддерживать его равнозначно поддержке этих двух абсолютных врагов Аллаха". Зачитанную же Д.Умаровым декларацию об ИК Г.Джемаль охарактеризовал как проявление "подлинной исламской самоидентичности... вне мазхабов и течений открытой для политической и моральной поддержки со стороны любых мусульман". Однако в известных мусульманских кругах шииты и суфии воспринимаются как "кяфиры". Сумеют ли лидеры Имарата посчитать Иран "легитимными" в дар-уль-ислам, приняв концепцию "религиозной интернационализации"?

К слову, один из руководителей русского джамаата Московского КПЦ "Ахль Сунна Валь Джамаа", созданного Национальной организацией русских мусульман (НОРМ) Харун ар-Руси в открытом письме к редакции "Кавказ-Центра" писал: "Сайт "КЦ" на полную катушку поддерживает... Ахмадинеджада как "исламского лидера" и Иран как "исламское государство"... При этом многие идеологи, пишущие на вашем сайте, позиционируют себя как салафиты". Пусть в комментариях к письму редакция "Кавказ-Центра" и отвергла "обвинения" КПЦ, но в идее о "внемазхабности" рассматриваемого движения просматривается политическая, а не религиозная парадигма в определении куфра. Ведь Г.Джемаль использовал термин "мировой куфр" со столицей "типа Лондона", параллельно говоря о "политтехнологии Запада, пытающегося использовать в своих геополитических целях "исламский фактор". Хотя, конечно же, политическая парадигма обосновывается религиозными корнями.

Г.Джемаль констатирует, что "джихад есть лучшее из деяний, а власть в исламской общине должна принадлежать муджахидам... Историческое противоборство между мировым низом и мировой верхушкой будет проходить как война религиозная и теологическая по своему методу и по форме осмысления ее сути". Но положительный итог невозможен без политико-религиозного тандема: "Через институт новых политических джамаатов пассионарному воинскому сословию возвращается историческое главенство внутри уммы... Политическая гегемония воинов... открывает дорогу к победе общины верующих над тагутом". В этом контексте фокусируется еще одна тонкость. Дело в том, что путем обособления части иорданского отделения "Ихван-аль-муслимин" еще в 1953 г. Такиуддином ан-Набхани была образована "Хизб ут-тахрир аль-ислами" ("Партия исламского освобождения"), главной целью провозгласившая восстановление Исламского государства (халифата) с воплощенной исламской системой. Партия в 1970-е активизировалась в Египте, попытавшись в 1974 г. инспирировать в стране путч. А один из активистов входил в состав группы, осуществившей убийство Анвара Садата. Согласно идеологии организации, прологом к созданию всемирного халифата должно стать провозглашение его подобия в отдельно взятой стране. Путем избрания мусульманским населением этого государства халифа с присяганием ему на верность (вынесение байата). При таком развитии событий мусульмане всего мира обязаны присягнуть лидеру на верность. Чтобы не оказаться в числе врагов.

Вспоминая большевиков и меньшевиков

По аналогии с этим, происходящее сегодня на Северном Кавказе может преподноситься и как попытка построения исламского государства в одной стране (вспомним В. Ленина!) с его постепенной трансформацией в общемировой халифат ("мировая революция" по Л.Троцкому). На вопрос: "Северный Кавказ становится сегодня колыбелью исламской революции в России?" Г.Джемаль ответил о "желательности" такого пути: "Без развития Кавказа в этом ключе Россия развалится и сойдет на нет как субъект мирового процесса". После чего провел параллель между "исламской" и "социалистической" революциями: "Все начинается с назывной идеи. Сначала был 1-й Интернационал Маркса... потом 2-й и 3-й". При этом как бы преподносится геополитическое лидерство России в вопросе данного "коммунистическо-исламского движения": "Кавказ совмещает в себе такие свойства, которых мы не найдем ни в Ираке, ни в Афганистане, ни тем более на Африканском роге, и даже ни в наиболее продвинутых мусульманских диаспорах в Европе". В преломление к сказанному, ряд исследователей могут подойти к умозаключению о поддержке ИК пророссийскими силами. С дальнейшим озвучиванием сомнений об инициировании последних изменений вокруг Северного Кавказа определенными властными структурами. Так, согласно российскому порталу "Кавказский узел", ряд жителей Чечни посчитали данный шаг выгодным Кремлю: "Теперь, когда предстоят парламентские и президентские выборы, когда Запад вновь начинает критиковать Россию, снова вылезают чеченцы с идеей Кавказского эмирата". В этом ракурсе представляется возможным совершить небольшое лирическое отступление.

Даже невооруженным глазом можно заметить идентичность лексикона официальных сообщений ИК текстам ЦК КПСС. Вот выдержки из заявления пресс-службы Амира "Об инспекционной (знакомое слово из недавнего застойного прошлого - прим. авт.) поездке Абу Усмана (Дока Умаров) по вилайятам": "Абу Усман... дал высокую оценку действиям командного состава и рядовых моджахедов... Отметил полную поддержку командного состава ВС Имарата... Участники совещаний командного состава ВС выразили резкое недовольство действиям ряда бывших членов правительства... В ходе совещания были обсуждены основные планы на предстоящий весенне-летний период". Не напоминает ли отчет информацию ТАСС о пребывании некоего 1-го секретаря некоего райкома КПСС в некоей области в период застоя? Так уж до разработки "исламских" пятилеток и "перспектив развития мусульманства" рукой подать.

В то же время в контексте "соединения" Ислама с политическими движениями" нередко склоняется имя выдающегося мусульманского мыслителя Сейида Кутба, высказывания которого некоторые аналитики пытаются подвести под "пролетарскую революционность" и идею "мирового революционного пожара".

С.Кутб и мировая революция

Ученый писал о тождественности ислама "полной и всеобъемлющей революции против людской власти во всех ее разновидностях", подчеркивая, что ислам обращен ко "всему человеческому роду, а сфера действия - вся Земля как таковая... Провозглашая высшую власть Аллаха, мы встаем перед необходимостью стереть с лица земли все людские царства, чтобы правил в мире его истинный Вседержитель". В этой связи нередко называемый "мировым теоретиком исламофобии" глава "Ближневосточного форума" Даниэль Пайпс утверждает, что "исламизм имеет исторические и философские связи с марксизмом-ленинизмом. С. Кутб воспринял марксистское представление о стадиях истории, но добавил к ним исламский постскриптум: после краха капитализма и коммунизма наступит вековечная исламская эра... Исламисты и левые могут достичь большего, когда они вместе, а не когда они действуют поодиночке". Безусловно, никто не может возбранять Д.Пайпсу интерпретировать сказанное С.Кутбом таким образом. Но все же, как мы видели, провести аналогию между марксизмом и исламом не получается, т. к. основой свержения "всего и вся", по С. Кутбу, является духовная ипостась, тем более что, "освободив человека от политического гнета", ислам "предлагает ему постичь суть своего учения", оставляя "право выбора любой веры" и "сохраняя принцип свободы воли". Другое дело, одной из причин приравнивания кутбовского течения к марксистскому являлось намерение вызвать в огромном мировом электорате резкое неприятие исламского мировоззрения. Отвергая марксизм, аналогичной "обструкции" С.Кутб подвергал "прелести" западного образца. Могут ли идеологи внедрения по всему миру "стандартного пакета" в форме "рыночной экономики", регулируемой "демократии" и аморальной культурно-идеологической системы спокойно относиться к высказываниям, основой жизни индивидуума преподносящих веру не в глобализационные идеи, а во Всевышнего?

Таким образом привязка современной "исламо-революционной" теории к кутбовской идеологии неисторична. Но в преломление к ранее рассматриваемым газетой "Эхо" событиям вокруг мечети "Абу Бекр" (2007-2008 гг.), последовавшая вслед за провозглашением ИК активизация такфиристов вполне может укладываться в рамки осуществления первого шага в направлении создания единого Кавказского Имарата. Но во имя чего?

Некоторые выводы

Главной причиной перманентного обострения ситуации на Кавказе является геополитическая борьба между мировыми центрами. Один из ее важнейших векторов фокусируется на получение контроля над "евразийскими Балканами" (терминология выдающегося политолога Збигнева Бжезинского), значительную часть которого составляют богатые энергоресурсами Центральная Азия и Азербайджан. Именно данный контекст является основополагающим в непрекращающейся дестабилизации обстановки в регионе, напрямую затрагивающей и приграничную с Азербайджаном территорию России.

Автор неоднократно затрагивал этот ракурс, посему хотелось бы обратить внимание на следующее. Внешние силы очень грамотно манипулируют дестабилизацией посредством "исламской составляющей", что напоминает ситуации внутри и вокруг Египта 1970-х, когда в схватке за страну столкнулись СССР и США. Идентичность происходящего сегодня на Кавказе с тем периодом налицо: политическая подоплека в религиозном обрамлении, усматриваемая в инициировании условий для постепенной подмены "сущностного" ислама политизированным, с элементами внедряемого радикализма. Это позволяет в нужный момент осуществлять "вооруженно-террористическое" обострение обстановки, благо базовые начала в "лице" "джамаато-амиратовских" структур с "такфиристскими" идеями всегда наготове.

Вместе с тем, в данном контексте решаются и иные задачи. Мировой общественности "лицо ислама" преподносится в форме однобокой "джихадовской направляющей"; не соответствующие Корану и Сунне нововведения отвлекают мусульман, отталкивая молодежь от пути к Истине. Но, главное, вбивается клин в межмусульманские взаимоотношения, т. к. отдельные группы подвергают обструкции большую (!) часть мусульман, обвиняя их в неверии. Реальная цель этого - "пакистанизация" Кавказа посредством внутримусульманских конфликтов, накладывающихся на присущий региону кланово-национальный приоритет. Должных привести к перманентным междоусобицам, разбавляемым акциями против неугодных управленцам властей. Переворот "хариджитского толка" в Египте продемонстрировал возможность смены мусульманских режимов самими мусульманами. Внешние силы остаются в стороне, т. к. в "час Х" сформированное и спонсируемое "такфиристское начало" включает механизм по приводу к власти послушного кураторам лидера на "исламской основе". Тем более что идеологическая подпитка "такфиризма" уже "обосновывается" религиозно-исторически.

С сожалением можно констатировать, что вышеизложенная раскладка успешно нивелирует позицию грамотных, образованных мусульман с сильной акыдой и приверженностью кораническим ценностям. Конечно, понимание происходящего не может не иметь места. Принятая на саммите ОИК (2005 г., Мекка) декларация, констатирующая кризис исламского сообщества, провозглашает необходимость "предпринимать решительные действия в борьбе с отклонениями, поскольку они оправдывают терроризм... Ислам отрицает экстремизм и изоляцию". Тогда же появилась совместная фетва Всемирного союза исламских ученых: "Любой последователь одного из четырех суннитских мазхабов... шиитских течений джафария, зайдия, а также ибадия и захирия, считается мусульманином... Недопустимо обвинять его в неверии, посягать на его жизнь, честь и имущество. Запрещается обвинять в неверии приверженцев ашаризма и тех, кто исповедует истинный суфизм... Непозволительно причислять к атеистам любую группу мусульман, которые веруют во Всевышнего Аллаха и Его Пророка (да благословит Аллах его и род его), уважают догматы религии, не отвергая ни один из них".

Неследование вышеприведенному не позволит достичь реального внутримусульманского мира. Тем более что актуальность раскола декларируется практически открыто. Тот же Д.Пайпс призывает: "Одержите победу над исламизмом и помогите мусульманам создать альтернативную форму Ислама". Ну чем не озвучивание задачи инициирования межмусульманского столкновения? Автор убежден, что остановить этот процесс возможно лишь в случае единства мусульман. На основе концепции "аль-Васатыйи" (срединный путь), идеи которой вытекают непосредственно из коранических откровений: "Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих" (сура "Корова", аят 143). При однозначном соблюдении мусульманами акыды с учетом приверженности кораническим постулатам без каких-либо "поблажек", именно ракурс "срединности" позволит противопоставить намерению реализации внутримусульманского столкновения поиск реальных путей для сближения всех течений в исламе. Насколько усматривается, важнейшая задача в этом направлении ложится на плечи мусульман евразийского пространства. Как с точки зрения доведения до членов уммы подоплеки происходящих геополитических коллизий, так и в плане принятия реальнейших шагов, в особенности в свете происходящего в последнее время на Северном Кавказе.

Главы из статьи: "Геополитическая составляющая аспекта "такфиризма", или единение мусульман - как основа недопущения раскола уммы".

Теймур Атаев, политолог (teymur-ogtay@rambler.ru)
Журнал "Рамазановские чтения" (Россия), N4, 2009 г.

Источник - Эхо
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1259257080


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Маулен Ашимбаев встретился с директором Оксфордского центра исламских исследований
- Законопроект по регулированию движения мопедов одобрили депутаты в первом чтении
- Олжас Бектенов ознакомился с цифровыми инструментами по поддержке отечественных товаропроизводителей и прогнозу паводковой ситуации
- Подготовка к пожароопасному периоду: Канат Бозумбаев поручил безотлагательно устранить нарушения в регионах
- Казахстан и Россия подписали межправительственное соглашение о строительстве угольных ТЭЦ
- Омбудсмен Артур Ластаев: "Распространяемое "мнение" о том, что закон якобы будет способствовать отъему детей – откровенный фейк"
- Подрядчик, завысивший стоимость строительства водопровода в Алматы, выполнит дополнительный объем работы за свой счет
- О пресеченном наркоканале
- Сотрудник СпецЦОН арестован за причинение ущерба в размере 3 млрд тенге
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх