КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 27.11.2009
19:25  Вторая натурализовавшаяся в РК дунганка Майя Манеза дала Казахстану второе золото ЧМ по тяжелой атлетике
18:54  М.Великанова: Мерси, Баку! В Азербайджане кормят черной икрой и лечат нефтью (репортаж с мест)
13:09  Беглые чиновники и банкиры не откликнулись на предложение Назарбаева вернуться из международного розыска
13:03  Большой байрам. Мусульмане отмечают главный праздник года
12:50  Узбекистан покупает испанские высокоскоростные поезда Talgo
12:40  "Economist": Почему Китай искусственно держит низким курс юаня
12:26  Д.Байтыров: Несостоявшийся "разоблачительный" доклад Рахата Алиева

12:05  С.Таверниз: Пакистан на грани взрыва. Молодежь считает, что страна движется в неправильном направлении
11:57  И.Алмазов: Буддийские памятники Южного Казахстана. "Текелийская стела" и Тамгалы-Тас
10:34  М.Юрьев: Позиция Ирана по проблеме правового статуса Каспийского моря
10:24  "Эхо": Забытый триллер. Семь лет назад было совершено покушение на ныне покойного Туркменбаши
09:48  "Казахстанской нации не существует". Глава "Мемлекеттiк тiл" М.Шаханов грозит голодовкой
09:44  Китай рассчитывает до 2013 года запустить China-луноход
09:37  А.Реутов: Таджикским властям спустили план продажности. Даже за разговор с чиновником гражданам придется платить
09:32  "Къ": У бухарско-еврейского магната Льва Леваева банкротство в проекте. AFI Development задолжала проектировщикам в Перми
09:12  "Э-К": Испытание понижением. Казахстанские власти пытаются сбить несуразно высокие цены на бензин
09:11  З.Ибраев: Факты о контрафакте в Кыргызстане
09:09  "Спасибо нашей общей маме...". Сара Назарбаева подарила сиротам домашний кинотеатр и караоке
09:07  Бегалы Наргозуев: "Просто у наших чиновников привычка говорить на русском языке"
09:00  Проект поворота сибирских рек на юг имеет большое значение для Казахстана, - лужкобредни нашли сторонника в Мажилисе РК
08:37  В.Сотников: Теракт в индийском Мумбаи. Год спустя – некоторые выводы и уроки
07:44  "МК": Пестрая бабочка Обама. Почему падают рейтинги президента США?
07:36  Власти Ирана отняли у правозащитницы Ширин Эбади Нобелевскую премию
06:57  С.Меринов: США и Китай идут на охлаждение. Главные загрязнители мировой атмосферы обещают сократить вредные выбросы
02:02  А.Букеева/Ю.Мельник: Китайский ящик Пандоры для "Мангистаймунайгаза"
01:47  "НГ": Вашингтон и Тегеран разрывают Поднебесную. Американцы пугают КНР перебоями с нефтью, а Иран предлагает многомиллиардные контракты
01:30  Б.Панниер: Вместо Мекки туркмены отправились по местам, выбранным родной властью
00:54  Р.Накипов: Три президента создают новый союз
00:47  А.Калжанов: Депутат ГосДумы России и его сын - нарком КазССР. Судьба семьи Калменовых
00:37  "Око": "Мигрята" с нашего двора. Нелегальные гастарбайтеры проникли на военные объекты Казахстана
00:35  "РС": Антикварные страсти. Потомок батыра Пыштаная оспаривает ружье Курмангазы у атырауского музея
00:22  В.Панфилова: Бердымухамедов презентовал Туркмению в Европе
00:21  Ж.Турусбекова: Сможет ли Кыргызстан стать индустриальной страной? Ч. 3-я
00:11  В.Маркушин: Афганизация как непознанная реальность
00:08  Die Presse: Таджикистан. Дрожа в темноте от холода
Четверг, 26.11.2009
22:08  Досбол Нур уулу возглавил Кыргызский нацуниверситет имени Ж.Баласагына
20:38  Г.Джемаль: Имарат Кавказ, Джихад и мировая революция
17:08  "Известия: Море новых возможностей. Преодолев разногласия и недоверие, прикаспийские страны могут совершить совместный прорыв в будущее
17:06  Итальянская Eni мечтает о постройке трансафганского газопровода. Переговоры Бердымухамедова-Скарони
17:01  Е.Биртанов: Золотовалютная "подушка" безопасности Казахстана
16:56  Е.Авдеева: Ошибки президентов. Можно ли спасти ЦентрАзию от американской угрозы
16:52  Н.Замараева: Пакистано-афганские отношения на современном этапе и пограничный вопрос
16:48  European Voice: Может ли Китай заполнить вакуум в Восточной Европе?
16:44  "La Stampa": Кандагар- цель вооруженных сил НАТО
16:04  "Э-К": Проституция в Казахстане. Прибыльное тело
15:58  Командование немецкой армии отправлено в отставку. За убийство мирных афганцев
15:38  Кыргызстан предлагает обменять свой внешний долг на оказание помощи Афганистану
14:22  Т.Расул-заде: Хаитская катастрофа 1949 года. Как это было
13:54  Al Jazeera: Казанскому "Рубину" помогает Аллах?
13:34  А.Кученко: Кто даст отпор пиратству в Кыргызстане?
13:06  Р.Зойиров: В Таджикистане надо увеличить число областей
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
И.Алмазов: Буддийские памятники Южного Казахстана. "Текелийская стела" и Тамгалы-Тас
11:57 27.11.2009

Казахстан: Алматинские краеведы проехали 1500 км в поисках сохранившихся буддийских памятников

Практически каждый коренной алматинец знает о "Капчагайских Буддах" - наскальных изображениях в урочище Тамгалы-Тас на реке Или в 100 километрах от южной столицы Казахстана. Многие считают, что это единственный буддийский памятник на современной территории республики. Еще большее число граждан уверено в том, что буддизм - абсолютно чуждое для страны явление. Попытаемся проверить.

От фотографа Олега Белялова мы слышали о так называемой "Текелийской стеле" - камне с изображением буддийской символики в предгорьях Джунгарского Алатау недалеко от города Текели, и о раскопках буддийского храма в деревне Кайлык (Антоновка) на территории Алма-Атинской области. Поэтому наш маршрут определился в сторону озера Алаколь, часть которого выходит на Алма-Атинскую область, а другая – уже в Восточно-Казахстанскую. По пути мы решили попытаться отыскать эти памятники буддийской истории.

Три периода распространения буддизма на территории Казахстана

По данным археологов и историков, в истории буддизма на территории Казахстана можно определить три основных периода.

В Казахстан буддизм пришел из Индии и Китая. Этот процесс начался в середине I века до нашей эры. В распространении буддизма в Средней Азии, Восточном Туркестане и Китае важную роль играли среднеазиатские богословы и миссионеры, в частности, парфяне, юечжи, кангюйцы, согдийцы, которые особенно активно начали проповедовать учение Будды во II-III вв. н.э., что было связано с определенными целями Кушанского государства на Востоке.

Буддийские рисунки на камнях в урочище Тамгалы-Тас. Фото - Wikipedia

О влиянии буддизма, которое испытывали тюрки с VI в., свидетельствует Сюань Цзянь: он пишет о благожелательном отношении к этой религии кагана западных тюрок: в первой половине VII в. некоторые правители западных тюрок становятся буддистами или покровителями буддизма, причем, тюрколог А.Габэн связывает это с переходом тюрок к оседлости и городской жизни.

В Семиречье – домене западных тюрок, тюргешей и карлуков - этот процесс был достаточно интенсивным, о чем убедительно говорят открытые в разные годы на городищах Чуйской долины (Ак-Бешиме, Красной речке, Новопокровском) храмы, монастыри, часовни, а также статуэтки и стелы с изображением буддийских персонажей и сцен.

Буддизм имел распространение в Семиречье (Жетысу) и после X-XI веков. В середине XIII в. о буддийских храмах северо-восточного Жетысу сообщает Гильом де Рубрук – посол Людовика девятого к монгольскому хану Мункэ.

В 1253 г. Гильом де Рубрук выехал из Лиона, пересек южнорусские и казахстанские степи, достиг Южного Казахстана и затем Семиречья. Там он останавливается на две недели в городе Каялык, который отождествляется с городищем Антоновка в долине реки Лепсы, где он видел и описал буддийский храм.

Распространение буддизма в Семиречье в этот период было связано с вторжением сюда найманов во главе с Кучлуком. Найманы в последующем стали одним из самых многочисленных родов Среднего Жуза. У Мирзы Мухаммеда Дулати в "Тарих-и Рашиди" описывается ожесточенная борьба Кучлука и гурхана каракитаев, в которой первый одержал победу. Кучлук захватил Кашгар и Хотан, его племена расселились по Эмилю и Каялыку. Видимо, к этому времени (начало XIII в.) и относится строительство храма в Каялыке.

Следующий, третий этап развития буддизма в Казахстане связан с приходом сюда западных монгольских племен – Ойратов (калмыков). Калмыки-ламаисты строили в Казахстане храмы и монастыри. Это - монастырь Аблайкит вблизи Усть-Каменогорска в предгорьях Калбинского хребта в Восточном Казахстане и Кзылкент в Кентских горах недалеко от Каркаралинска.

Уже упомянутую "Текелийскую стелу" историки также относят к третьему этапу распространения буддизма в Казахстане.

Строились буддийские монастыри и в Семиречье. Так, на карту Джунгарии, составленную в 1716-1733 гг., нанесено 58 ламаистских храмов и монастырей. Основа этой карты была выполнена в конце XVII – начале XVIII вв. иезуитами, служащими при дворе цинского императора Канси, и затем дополнена шведом Ренатом, находившимся в калмыцком плену.

С ламаизмом, а точнее с буддизмом Ваджраяны (тибетским буддизмом), связаны также наскальные изображения Будды и тибетские надписи. Одно из наиболее известных изображений находится на правом берегу реки Или в Капчагайском ущелье и называется Тамгалы-Тас (Писаные скалы). Это место маркирует переправу через реку Или на Великом Шелковом пути.

На скалах высечено три изображения: Будда Шакьямуни в период достижения просветления; Бодхисатва сочувствия "Любящие Глаза" и Будда Медицины. Кроме изображений Будды на камнях высечены мантры, главным образом, "Ом Мани Падме Хум" на тибетском языке.

В 1863 г. вспыхнуло антикитайское восстание дунган, которое проходило под религиозным лозунгом борьбы за ислам. Вскоре восстание перекинулось в Джунгарию. Активное участие в нем приняли уйгуры Кульджинского края. В 1864 г. восстанием был охвачен весь Восточный Туркестан, были истреблены цинские гарнизоны, их крепости и поселения уничтожены, а вместе с ними разрушены буддийские храмы и монастыри. Одним из таких разрушенных монастырей был монастырь Сумбе, в 320 км восточнее города Алматы. О нем еще в 1854 г. писал Ч.Валиханов.

1864 г. стал верхней датой существования буддизма в Семиречье, однако наследие буддийской культуры до сих пор сохранилось в археологических памятниках.

"Текелийская Стела" и городище Каялык

После исторической справки вернемся к нашему автопробегу. Краеведов собралось восемь человек, и на трех автомобилях мы отправились по трассе Алма-Ата – Усть-Каменогорск в направлении города Талды-Кургана. Первым пунктом для нас стал город Текели.

Шел дождь. Местные жители охотно поделились с нами информацией о местонахождении Стелы, и все они были уверены в том, что она определенно буддийская. Мы обнаружили Стелу в ущелье реки Кора восточнее города. Интересно, что слова "кора" с тибетского языка переводится как ритуальный обход буддийской святыни по кругу, и вокруг найденной нами Стелы была хорошо-натоптанная тропа.

"Текелийская стела" - это, собственно, не строение, а трехметровая скала, формой напоминающая пирамиду, на которой хорошо просматриваются высеченные изображения. Первое – изображение буддийской Ступы, олицетворяющей Ум Будды. Ступу держит в своих лапах Снежный Лев, который в Тибете считается самым храбрым и честным на свете животным. Второе – это знак Калачакры (буддийской тантры о устройстве вселенной) и его мантра. Учение Калачакры тесно связано с легендарной скрытой страной Шамбала, в которой оно, как считается, практикуется на государственном уровне. Согласно пророчествам Калачакры, в будущем владыки Шамбалы вмешаются в события этого мира, когда силы тьмы, агрессии и неведения поставят под угрозу существование цивилизации.

Текелийская стела

Вверху "Текелийской стелы" можно увидеть семенной слог или монограмму Калачакры, называемую "Десять могучих букв", которая символизирует собой десять аспектов мандалы (вселенной) Калачакры.

После посещения Стелы погода стала резко улучшаться, и вскоре мы уже по совершенно сухой дороге, миновав Талды-Курган, и поселки Жансугуров и Саркан, приехали в деревню Кайлык (Антоновка в советское время), которую историки отождествляют со средневековым городищем Каялык. На территории деревни и в ее окрестностях проводится множество раскопок, начиная со времен Союза и заканчивая нашим днем. Там уже были найдены развалины христианских, мусульманских и буддийских культовых сооружений, что говорит о толерантности средневековых жителей города и о влиянии различных культур. Нас же интересовали законсервированные останки буддийского храма.

Храм был построен из сырцового кирпича и стоял на открытом месте. Внезапно у одного нашего краеведа произошло "дежа вю" - он вспомнил, как выглядел этот храм, хотя был в этом месте с нами впервые. Возможно, созданный им образ далек от оригинала, но в любом случае для нас это уже были не просто кирпичные стены.

Половину следующего дня мы провели в дороге. Приехав на прекрасное озеро Алаколь, с которым также связанно множество местных легенд, мы провели весь вечер в беседах о судьбе буддизма в Казахстане.

Городище Каялык

Казахстан всегда славился толерантностью и веротерпимостью своего народа, но тем более удивительно, что уже на протяжении последних двух лет чиновники под различными предлогами отказываются зарегистрировать буддийскую общину Казахстана. Хотелось бы верить, что одна из мировых религий снова появится на территории Казахстана и займет достойное место среди уже существующих.

P.S.

Все существа

возникают во времени,

Время непрерывно

поглощает их всех.

(Тантра Калачакры)

Иван Алмазов
27.11.2009

Источник - Фергана.Ру
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1259312220


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх