К.Осмоналиев: В Кыргызстане появилась новая угроза, имя которой салафизм 15:30 30.11.2009
Каныбек Осмоналиев: В Кыргызстане появилась новая угроза, имя которой салафизм
В Кыргызстане появилась новая угроза, имя которой салафизм. Об этом ИА "24.kg" заявил директор Государственной комиссии по делам религий Каныбек Осмоналиев.
Возвращение к раннему исламу
По его словам, салафизм в буквальном переводе с арабского языка означает "праведные предки" или "предшественники". Это одно из фундаменталистских и экстремистских воззрений в исламе. В разные времена сподвижники течения призывали вернуться к первоначальным нормам ислама путем очищения религии от нововведений, привнесенных в нее в результате взаимодействия с другими культурами и цивилизациями.
Как рассказывает глава госкомиссии, определенные силы, особенно в Саудовской Аравии, активно распространяют идею возвращения к раннему исламу. Тем самым они хотят обозначить исключительность арабского народа, его традиции времен пророка Мухаммеда. "Для распространения идеи аккумулированы огромные деньги. Лакомым куском в этом плане является Центральная Азия. Это чистый материал для внедрения салафистского учения, особенно в среде молодежи", - говорит Каныбек Осмоналиев.
Массовый психоз, или война религий
Как рассказывает глава комиссии, современное течение салафитов продвигает идеи нетерпимости к другим религиям и ведет целенаправленную пропаганду ислама, вкладывая большие деньги в поддержку нуждающихся мусульман в разных странах. Движение преследует цель отделения мусульманских регионов от неисламского мира, а также финансирует вооруженный джихад в различных регионах мира. "В настоящее время активность исламских групп джихадистского направления салафитов отмечена в 80 странах мира. Под прикрытием благотворительных программ они пытаются устранить неисламские правительства, установить исламское правление мирового масштаба путем создания "Всемирного исламского халифата". Для начала - в государствах с преимущественно мусульманским населением, включая страны СНГ", - говорит Каныбек Осмоналиев.
Глава госкомиссии считает, что внедрение идей салафизма может грозить Кыргызстану массовым психозом, сопровождающимся подражанием чуждым для наших граждан арабским традициям, идеологии и менталитету. И это неминуемо приведет к столкновению с менталитетом кыргызов и может вызвать раскол мусульманской общины. Салафиты могут получить рычаги влияния на религиозную обстановку в стране путем создания протестных настроений среди разных слоев населения.
Осторожно: салафиты
По данным Каныбека Осмоналиева, мощный рывок в Кыргызстане салафиты сделали в 2002 году. Зарубежные координаторы движения начали массовое строительство на территории страны мечетей, которые сегодня являются идеологическими центрами движения.
При мечетях на территории Чуйской, Ошской и других областей успешно работают учебные частные дома - худжры. Под видом центров просвещения созданы религиозные фонды и учреждения. "Еще 2-3 года назад в ряды салафитов вступали в основном кыргызстанцы уйгурской и кавказских национальностей, выпускники саудовских и египетских религиозных учреждений. Сегодня же к ним присоединяются молодые кыргызы", - говорит Каныбек Осмоналиев.
Он поясняет, что в отличие от других радикально-экстремистских движений салафиты работают осторожно, особо не афишируя свои идеи. "Это движение сегодня активно развивается в Кыргызстане, ведь оно запрещено в сопредельных с нами государствах. К сожалению, мы не можем обозначить свою позицию в отношении салафитов, так как они действуют подпольно. По законодательству мы можем выработать свою позицию в отношении той или иной религиозной организации только при ее официальной регистрации, - рассказывает Каныбек Осмоналиев. - Мы также руководствуемся и экспертными заключениями Духовного управления мусульман Кыргызстана. К сожалению, сегодня работа по четкому выявлению особенностей салафистских центров, действующих в нашей стране, у ДУМК не ведется".
30/11/2009 Элиза БОТАЛИЕВА
|