КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 07.12.2009
23:36  А.Бекетова: Засорение эфира. Рамазан Есергепов вообще любитель жаловаться на все...
23:02  А.Шабдарбаев освобожден от должности Председателя Комитета национальной безопасности Казахстана
21:35  На президентских выборах в Румынии с минимальным отрывом победил действующий президент страны Траян Бэсеску
20:05  В Казахстане выпущен первый тепловоз серии Evolution
19:11  Мэра Кабула Сахеби приговорили к четырем годам тюрьмы за растрату
15:19  24.kg: Каких кумиров выбирает молодежь Кыргызстана?
13:07  РБК: Занял на модернизацию. Россия выделит Казахстану 3 млрд долларов

13:04  Нурлан Турсункулов назначен Генеральным прокурором Кыргызской Республики
12:48  И.Каримов объявил 2010 год Годом гармонично развитого поколения
12:00  Липецк дает переселенцам-соотечественникам крышу над головой
11:54  Г.Асанова: Крепкие сети опасной секты. Студентов колледжа "Тараз-Гасыр" взяли под плотную опеку свидетели Иеговы
11:52  Н.Терентьева: Завтра было детство. Минобраз Казахстана наконец-то заинтересовался маленькими сборщиками хлопка
11:49  Таджикистан презентовал акции Рогунского гидроэнергогиганта. Номиналом по 100, 500, 1000 и 5000 сомони
11:45  Д.Саидов (глава Госкоминвеста Таджикистана): В рамках реализации программы "200 дней реформ"... (интервью)
11:41  С.Орозбаков: Было ли ошибкой вступление Киргизии в ВТО?
11:38  М.Ниязов: Путь к бедности. Тревога Узбекистана по поводу кыргызстанских ГЭС вполне обоснована
11:09  Э.Акчали/М.Перинчек: Кемалистское евразийство - новый политический дискурс в Турции
10:50  У Узбекистана новые послы: в Японии (Х.Караматов) и Бельгии (Б.Гулямов)
10:48  В Узбекистане появятся еще три стадиона мирового стандарта
10:28  А.Ахмедиева: Страсти по хиджабу. Споры о ношении платков в учебных заведениях докатились до Алматинской области
10:27  Д.Ювачев: О., Б., С. и Е. Итак, свершилось! Казахстан стал во главе ОБСЕ
10:24  О.Скибан: "Кепка" - новый поворот. Куда и что надо повернуть мэру Москвы вместо сибирских рек
10:20  О.Слепынин: Русское рассеяние. От Шанхая до Филиппин
10:11  Т.Ташимов: Время собирать автомобили. В Казахстан потянулись автопроизводители
10:06  "ЭК": Каждому – по союзу. Таможенному...
09:56  Х.Мухаббатов: Таджикскую реку Варзоб нужно объявить зоной экологического бедствия!"
09:33  Associated Press: США намерены ввести новые санкции против Ирана в январе
09:21  "Къ": "Газпром" подключается к "Миру" и начинает работу в проекте газопровода Иран-Пакистан-Индия
09:18  "НГ": Тегеран повышает ставки. Вашингтон намерен потребовать введения санкций против Ирана в январе
09:17  Евразийско-народнические принципы организации жизни Народов в рамках Больших Пространств/Империй (семинар в Стокгольме)
09:14  Ф.Абосзода: Загадка XX века - "Азербайджанская Республика". Часть 1-я
09:12  Где свинтил? На казахстанской таможне задержан гражданин Кыргызстана с радиоактивными... корабельными часами
08:19  О.Алленова: НАТО собирает кандидатов на вступление в Афганистан. Силами одних только членов альянса там не обойтись
08:08  С.Домнин/В.Калабин: Тамженный Союз сытых волков и целых овец
07:43  А.Саитов: Неугодные за деньги. Казахстанских чиновников-коррупционеров, до недавнего времени, если не сажали, то... пересаживали
07:29  И.Галушко: Беспощадный вирус. Пневмония добралась до родильных домов Шымкента
07:20  Д.Цилюрик: В США не знают, где бен Ладен. Террориста № 1 видели в Афганистане
00:41  Южно-казахстанский участок газопровода Казахстан-Китай начали заполнять газом
00:39  С.Михеев: Глобальный ислам - взгляд со швейцарского минарета
00:26  Т.Алибаев: Работорговцы XXI века. Генпрокуратура Казахстана мобилизует усилия по предотвращению трафика людей
00:19  Казахстан создал вакцины против гриппов А/H1N1 и A/H5N1
00:17  "Большие дожди, теплые ветры". Экс-глава МИД Китая Тан Цзясюань написал мемуары
Воскресенье, 06.12.2009
23:29  "Око": Азиатские пленницы. Секс-рабынь в Алматы "воспитывали" арматурой
22:43  Правозащитники Киргизии недоумевают - почему их таджикской коллеге Н.Бахриевой запретили въезд в страну
17:33  Альваро Хиль-Роблес: Просвещенная деспотия как демократический проект
15:00  Китай начинает производство собственного военно-транспортного самолета
01:55  А.Юлдашев: Мимо кассы. В Таджикистане каждый год увеличивается объем воровства и нецелевого использования бюджетных денег
00:45  Т.Грациани: Афганистан 1979. Дестабилизация Ближнего Востока и распад СССР как следствие геополитики США
00:31  Т.Копылова: Джип а-ля Казахстан. РК будет производить серьезные автомобили на своей территории
Суббота, 05.12.2009
18:06  Элеонора Касымова: Таджик (повесть). Начало
15:02  М.Рыскелдиева: Как плавно избавиться от наркозависимости. Кыргызстанский опыт
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
С.Михеев: Глобальный ислам - взгляд со швейцарского минарета
00:39 07.12.2009

ГЛОБАЛЬНЫЙ ИСЛАМ – ВЗГЛЯД СО ШВЕЙЦАРСКОГО МИНАРЕТА

Результаты "минаретного" референдума в Швейцарии являются частью естественной реакции на экспансию глобального исламского проекта. Можно с уверенностью предположить, что по мере продвижения этого проекта неизбежен рост и радикализация антиисламских настроений во всем мире. Это также неизбежно и естественно, как и негативная реакция на экспансию глобального евро-атлантического проекта, или, в свое время, глобального советско-коммунистического проекта…

57,5% граждан Швейцарии, одного из символов европейской культуры, оказались прирожденными ксенофобами и потенциальными фашистами. По крайней мере, именно так квалифицировали бы этих людей, российские либералы, если бы подобный референдум проходил в нашем Отечестве. Теперь оказывается, что такие пороки в массовом порядке свойственны не только русским, как это модно сейчас считать в России, но и другим европейцам. У всего мира шок.

Точнее имитация шока, так как на самом деле все, все отлично понимают, но пытаются соблюдать правила игры в толерантное настоящее и еще более толерантное будущее. То, что крайне серьезные проблемы с мусульманами в Европе лавинообразно нарастают с каждым годом, является "секретом Полишинеля". И дело здесь далеко не только в минаретах.

Стоит хотя бы упомянуть тот факт, что увеличивающееся в геометрической прогрессии количество мигрантов из мусульманских стран с каждым годом оказывает все более серьезную нагрузку на социальную систему Европы. Примером может быть ситуация с турецкими мигрантами в Германии. С 1979 по 2000 год численность турецкой диаспоры в Германии увеличилась более чем вдвое – с 3 до 7,5 млн. человек. Но при этом число работающих турок осталось примерно на уровне 1979 года – всего лишь около 2 миллионов.

Объясняется это просто. Во-первых, турки в массовом порядке перетаскивают в Германию всех своих возможных родственников, которые уже предпочитают не работать, а принципиально "сидеть" на разного рода пособиях, откровенно эксплуатируя ту систему высоких социальных стандартов, которую немцы создавали десятилетиями.

Во-вторых, турецкие семьи многодетны, но и среди тех, кто появился уже в Германии, распространяется такое же отношение к жизни – "кем бы не работать, лишь бы не работать". Это довольно специфический сплав некоторых национальных особенностей с западной потребительской культурой, рождающий довольно многочисленную прослойку вечных студентов, работников сферы услуг, продавцов маленьких магазинчиков и просто откровенных бездельников. Их нельзя не заметить любому, кто бывал в Европе. Старшее поколение сутками просиживает в этнических кафе, рассуждая на темы политики и экономики. Молодежь также сутками с многозначительным видом слоняется без дела по улицам.

И это распространенная практика не только для турок (турки это еще не худший вариант), но и для подавляющего большинства мигрантов-мусульман во всех странах Европы. Развитая европейская система соцобеспечения порождает синдром принципиального иждивенчества. Ведь никто не возьмется отрицать, что собственно именно за более сытой и беззаботной жизнью мусульмане и едут в Европу, покидая свои родные страны. Никаких других причин нет. А безделье и нежелание (или неспособность) в полной мере интегрироваться в европейское общество, создает питательную среду для распространения экстремистских идей. Конечно, всегда удобнее и приятнее свою необразованность, бездарность или откровенное дармоедство облечь в формы политического протеста или идеологической несовместимости.

Одним из следствий этой ситуации является уже упомянутый рост нагрузки на систему соцобеспечения европейских стран. Среди мигрантов и представителей диаспор с каждым годом все больше любителей жить на разного рода пособия. В результате, тот экономический эффект, который в свое время Европа получила от рабочей миграции уже давно нивелирован теми убытками и издержками (прямыми и косвенными), которые вынуждены принять на себя многие европейские государства в связи со все возрастающим потоком мигрантов (для которых уже просто нет работы) и увеличением численности диаспор.

А когда все это сопровождается еще и требованиями диаспор к местным властям решить все их проблемы за государственный счет, а заодно и культурной экспансией в сочетании с ростом экстремизма, то и у вечно спокойных швейцарцев нервы начинают сдавать. Причем, что делать с этим процессом в Европе, в общем-то, не знают. Европейцы сами попали в ловушку концепции толерантности, открытости и мультикультурности, которую пестовали долгие годы. Это очевидно.

Сыграл свою и роль и тотальный отказ европейцев от христианских корней. И дело здесь даже не в христианстве, как таковом, а в том, что у европейской цивилизации на протяжении многих веков была своя, устоявшаяся традиционная идентичность, позволявшая ей не только динамично развиваться, но и осуществлять внешнюю экспансию, успешно "переваривая" новые, инокультурные включения в европейскую нацию.

В 20-м веке Европа однозначно пошла по пути добровольного разрушения своей традиционной идентичности, создавая некую новую, постхристианскую идентичность. Но эта идентичность, при всех ее технологических плюсах, пока демонстрирует крайнюю рыхлость и неэффективность в вопросах столкновения с иными традиционными культурами (особенно, если они имеют идеологический заряд). Европейцы вместо христианства изобрели себе новую веру – веру во всесилие экономических факторов в сочетании с демократическими институтами и общечеловеческими ценностями (в традициях теорий европейского гуманизма) с целью достижения максимального материального комфорта. (Вообще, человек обязательно найдет себе предмет религиозной веры, даже, если считает себя атеистом. Иногда, он даже начинает верить в самого себя, как в бога.) Но оказывается, что на довольно большое количество людей в этом мире эти факторы действуют не совсем так, как задумывали европейские теоретики, или не действую вовсе.

Проще говоря, современная Европа в этих вопросах похожа на отличницу, встретившую на улице хулигана, который вовсе не собирается вести себя с ней по ее правилам. Европа, возможно, могла бы жить без забот, если бы и во всем остальном мире жили бы одни европейцы. Но это не так. Более того – так никогда и ни при каких условиях не будет.

Впрочем, это все детали и проблемы евроэлит, заморочивших голову и себе, и людям своими позитивистскими утопиями. Но, очевидно и другое. Швейцарский референдум, как и, к примеру, российская Кондопога, это всего лишь мелкие, периферийные эпизоды того самого столкновения цивилизаций, которое абсолютно реально, что бы по этому поводу не говорили разного рода записные гуманисты. Это проблема обостряющейся конкуренции разных проектов глобализации мира. И одним из наиболее активных подобных проектов в последние десятилетия стал исламский проект. Это является поводом рассмотреть некоторые технологические особенности его внешнего позиционирования, отбросив пропагандистские клише конца прошлого века, стремящиеся к тому, чтобы все рассматривать и оценивать в контексте уже не существующего биполярного мироустройства, а также современные толерантно-ханжеские табу, мешающие трезвому анализу ситуации.

То, что ислам стал не просто проектом, глобальным по масштабам, но проектом, принципиально претендующим на глобализацию мира по своим законам, в последние десятилетия стало особенно очевидным. В общем-то, и в прошлые века мусульмане никогда не скрывали, что в идеале их предельной целью является исламизация всего мира и повсеместное введение законов шариата. В этом стоит отдавать отчет всем, кто пытается объективно оценить внутренние мотивации и потенции данного проекта, а также необходимо учитывать, выстраивая схемы взаимодействия с ним.

Это, кстати, одно из базовых отличий ислама от большинства других массовых религий мира, которые таких целей (по крайней мере, открыто) никогда перед собой не ставили. Более древние, чем ислам религии – к примеру, христианство, буддизм или иудаизм – отдавали себе отчет в том, что поголовное и всемирное обращение людей в их веру в принципе невозможно, да, может быть, и не очень полезно. Опыт конкистадоров в Америке, которым почему-то периодически пеняют всему христианству, все-таки является лишь одним из эпизодов истории именно сугубо католической церкви, впоследствии даже официально осужденным Римом.

Христианская эсхатологическая доктрина, вообще, прямо заявляет, что по мере приближения к концу времен очаги истинной веры, скорее всего, будут становиться все меньше и меньше, а вот разного рода отклонения от нее, напротив, приобретут массовый характер. Приход же Антихриста, как раз будет обусловлен, в том числе, и тем фактом, что подавляющее большинство людей станет поклоняться некому ложному культу, ложному богу. Построение тотально христианского мироустройства в глобальных масштабах (рая на земле) признается, таким образом, невозможным в принципе. Но это к слову.

В последние же десятилетия глобальная миссия ислама приобрела принципиально новое звучание и формы в свете изменения специфики этого мира, уже упоминавшегося разрушение биполярной системы, появления принципиально новых технологических возможностей (включая качественный скачок в развитии масс-медиа и средств связи), укрепление ресурсной базы проекта (за счет принципиального изменения роли нефтедобывающих стран в мировой экономической системе), а также в связи с более "открытым" миром и динамизацией (в сравнении с прошлыми веками) миграционных потоков. Самое же главное то, что исламский проект резко политизировался уже на новом уровне и получил возможность действительно глобального влияния на мировые процессы. Чем дальше, тем больше исламский проект мутирует из чисто религиозного, в религиозно-политический, а затем и в политико-религиозный. Конечно, этот процесс начался не вчера, но сейчас он приобрел новые формы и особый динамизм.

Иронией судьбы является то, что все эти возможности для исламского проекта были открыты Западом, осуществляющим свой собственный глобальный проект в своих интересах и по своему плану, но теперь пожинающий его неизбежные побочные эффекты. Либеральный проект глобализации с обреченностью самоубийцы продолжает ступенька за ступенькой строить ту лестницу, по которой исламский проект (да и не только он) поднимается на качественно новый уровень развития.

Интересно здесь то, что исламский проект по своим технологическим целям мало, чем отличается от либерального евро-атлантического, которому себя противопоставляет. И те, и другие считают необходимым не мытьем, так катанием, заставить весь мир жить по тем правилам, которые они считают универсальными и полезными, независимо от того, что по этому поводу думает остальное население планеты. Это происходит также, как было с другими глобализаторами – к примеру, коммунистами, потерпевшими на данный момент поражение. Они противостояли либеральному проекту глобализации, но технологические цели были те же – привести весь мир к единому, унифицированному знаменателю.

И в этом смысле, совершенно не удивительно, что исламисты в качестве основного своего врага выбрали именно западную цивилизацию, а, к примеру, не Китай или Индию с Бразилией и даже не Россию с ее ядерным потенциалом. Потому что Китай, Индия, Россия и Бразилия на сегодняшний день не имеют собственных глобальных проектов, глобальной идеологии, экспортируемой во внешний мир. По крайней мере, пока. По этой же причине и западная цивилизация на данный момент открытые бои за свое влияние ведет именно с исламским миром, а с остальными конкурентами пока решает вопросы другими средствами.

У исламского проекта, несомненно, есть свои сильные стороны. В первую очередь, это наличие четкой и понятной идеологии, нравственных ориентиров, системы ценностей, которая противостоит современной квазирелигии потребления, гедонизма и релятивизма, которую в качестве основной цели и содержания жизни проповедует сегодняшний Запад.

Собственно такой системой обладают в той или иной мере все крупные мировые религии. Монотеистические уж, по крайней мере. И уж совершенно точно такой системой обладает христианство. Проблема же Запада в том, что он добровольно от такой веры отказался и пытается убедить отказаться и всех остальных. По сути, сегодняшний Запад это новое язычество, которое с неизбежностью вступает в новый конфликт с любым монотеизмом. Просто со своим христианским монотеизмом новые язычники Запада уже разделались. А исламский монотеизм на сегодняшний день наиболее динамичен, прост, доступен и имеет глобальные амбиции.

Человечество всегда будет нуждаться в идеалах и идеологиях. Это невозможно изменить. Это природа человека. А потому и неизбежна конкуренция этих идеологий. Безидеологический мир, который многим людям, считающим себя либералами, видится как идеальный, на самом деле, не только невозможен, но и обречен на неизбежное поражение. В этом смысле либерализм, на мой взгляд, уже дошел до той грани, за которой начнутся процессы медленного, но верного саморазрушения. Тотальная свобода взглядов и абсолютный нравственный релятивизм на деле порождают вовсе не многообразие, а вакуум, пустоту, которая обязательно или "схлопнется", или потребует альтернативного заполнения. Либеральная концепция (как и любая другая), доведенная до абсурда (а к этому все и идет), обязательно начнет работать "вразнос". Нынешний кризис, кстати, одно из проявлений этого процесса – система начинает пожирать саму себя.

Одновременно, ислам обладает сводом очень доходчивых правил повседневной, бытовой жизни, которые, откровенно говоря, заменяют малограмотному в своей массе мусульманскому большинству богословские тонкости, доступные ограниченному кругу духовенства, исламских интеллектуалов и разного рода элите. В повседневной жизни ислам дает простые ответы на сложные вопросы. Иногда эти ответы слишком простые и очень часто они более простые, чем во многих других мировых религиях. Это не может не привлекать огромное количество людей. Здесь, возможно, сказывается относительная молодость ислама и недостаточно глубоко разработанное богословие.

Второе несомненное преимущество – позитивная демография исламских стран. Мусульман в мире становится все больше в первую очередь по причине высокой рождаемости, обусловленной как религиозно-идеологическими причинами, так и низким уровнем развития большинства мусульманских стран. Бедность всегда подталкивает к многодетности, как гарантии выживания рода. Она же придает динамизм и миграционным потокам. Миллионы мусульман, откровенно говоря, бегут из своих стран, подталкиваемые, в первую очередь, бедностью и ограниченностью перспектив. Благо западная цивилизация сделала мир более открытым.

Но при этом именно общая религия позволяет им сохранять собственную идентичность, вести особый образ жизни, относительно успешно сопротивляться культурной интеграции, консолидироваться в закрытые сообщества, что всегда эффективнее для отстаивания групповых интересов. По этой же причине они сохраняют связи с родиной, а также остаются действующими участниками глобального исламского проекта.

Третье преимущество – рост ресурсной базы. Современное разделение труда и тенденции развития того же общества потребления требуют с каждым годом все больше энергии. Эта энергия есть у стран исламского мира в виде нефти и газа. Деньги, получаемые от продажи углеводородов, вкладываются, в том числе, в прямое или косвенное продвижение глобального исламского проекта. К примеру, это хорошо видно в бывших советских республиках, где исламизация в значительной степени и совершенно открыто спонсируется из-за рубежа.

Однако у исламского проекта есть и совершенно очевидные недостатки, которые с такой же неизбежностью уже создают и будут создавать в будущем серьезные проблемы для его продвижения. При некоторых условиях проблемы могут стать настолько серьезными, что выльются в глобальную конфронтацию исламского проекта со всем остальным миром. Собственно периферийные бои по всему миру идут уже сейчас. Вопрос лишь в том, перерастут ли они в глобальное столкновение.

Главный недостаток исламского проекта резонирует с его главным достоинством. Да, ислам на сегодня наиболее динамично пытается продвигать систему ценностей, альтернативную западной цивилизации. На этом он зарабатывает симпатии миллионов. Это, несомненно, так. И "загнивающий Запад", честно говоря, дает для этого немало оснований.

Но, одновременно, исламский проект демонстрирует и крайнюю избирательность, доходящую до высокой степени нетерпимости к любому инакомыслию. Исламский проект дает позитивную картину будущего только и исключительно для тех, кто принял эту веру. Таким образом, автоматически сужается и электоральная, так сказать, база и поле для маневра, и основания для утверждения нравственного преимущества. Исламский проект вовсе не намерен доказывать человечеству свою моральную правоту. Да ему и нет дела до человечества в целом. Остальное человечество в расчет просто не принимается. Если оно не выбрало истинную веру – тем хуже для него. Если оно оказывает сопротивление, оно должно быть физически уничтожено. Если не оказывает, то ему уготована роль бесправных исполнителей воли победителей.

Как это может быть, хорошо демонстрирует практика жизни в тех исламских странах, где мусульмане составляют абсолютное большинство. Люди других вероисповеданий и культур, откровенно говоря, влачат здесь жалкое существование. Да и если обратится к истории, большинством мусульмане нередко становились, проводя исключительно жесткую миссионерскую политику.

Например, в связи с "минаретным" референдумом, парламент Турции заклеймил позором всю Швейцарию, обозвав всех швейцарцев расистами, одновременно, призвав к толерантности и веротерпимости. Однако было бы интересно посмотреть на реакцию турок, если бы им напомнили, на чьей территории расположилась современная Турция и как она ее получила. Или, к примеру, попросили бы водрузить кресты над Софийским собором в Стамбуле (бывшем Константинополе). Так просто, в качестве туристической достопримечательности и в плане подтверждения веротерпимости. После этого турки удивляются – отчего же их все никак не берут в Евросоюз?

Глобальный политический проект, если он действительно пытается быть эффективным, не может проявлять такую вопиющую негибкость. Точнее может, но в этом случае он обречен на провал. Глобальность как раз и подкрепляется универсальностью и общедоступностью той модели, которую предлагает тот или иной проект. С технологической точки зрения необходима также высокая степень свободы инкорпорирования в проект и позитивная перспектива будущего, открывающаяся для любого человека, независимо от его особенностей. Проект должен выглядеть привлекательным.

Я лично не сторонник либерализма, но не могу не признать очень высокую технологическую эффективность либеральной глобализации. Она берет тем, что обещает модель счастливого будущего всем людям планеты, независимо от их религии, национальности, взглядов, благосостояния, роста, веса и так далее. Одновременно, она апеллирует к тем свойствам человеческой натуры, которые свойственны всем людям без исключения.

Правда это или не правда, реально это или нет, правильно это или неправильно, уже вопрос другой. Да, с религиозной точки зрения можно сказать, что либерализм апеллирует не к каким-то абстрактным "свойствам" людей, а к их грехам и страстям, на чем и играет. Но проект сам по себе очень эффективен именно потому, что действительно выглядит крайне привлекательным для огромных масс людей.

У исламского проекта пока всего этого крайне недостаточно, или даже вовсе нет. На сегодняшний день исламский проект выглядит даже не как борьба за некую истину, за некую религиозную идею, а как, в первую очередь, средство борьбы мусульманских этносов за место под солнцем в этом мире. Проще говоря, на первом плане борьбы исламского проекта с Западом (и всем остальным миром) выступает отнюдь не моральная правота истины в борьбе с системой пороков и греха (как это порой представляют исламские интеллектуалы), а всего лишь попытка отстоять свое право жить так же сытно и сладко, как и Запад, но на свой манер.

Это со всей очевидностью выражается, с одной стороны, в агрессивной тактике мусульманских диаспор, заселяющих новые территории. Повсеместно эти люди не столько занимаются демонстрацией какого-то альтернативного, более нравственного, более привлекательного образа жизни и системы ценностей, сколько просто стараются физически вытеснять коренное населения с их исконных территорий, навязывая им новые, чуждые для местных формы жизни, вроде строительства пресловутых минаретов в Швейцарии. Причем, нередко происходит это в агрессивной форме. Зачастую ислам становится для них просто прикрытием и самооправданием в банальной борьбе за сферы влияния. Причем исламом же нередко оправдывается и откровенно криминальные методы этой борьбы.

С другой стороны, такую оценку подтверждает и безумная роскошь, практикуемая очень многими мусульманскими (в первую очередь арабскими) элитами на фоне бедности основных масс мусульманского населения планеты. Нефтяные шейхи (да и не только они) дают сто очков вперед евро-атлантическому гедонизму. Причем, не заметить этого просто не получается, так как эта роскошь с явным удовольствием демонстрируется всему миру.

Все эти обстоятельства в значительной степени обнуляют для немусульманского мира все морально-нравственные преимущества религиозной концепции исламского проекта, о которых говорилось выше, как альтернативной глобальной доктрины, потому что эти ценности в реальной жизни действуют весьма выборочно и остаются лишь теорией. Ведь, по сути, это тот же релятивизм и двойной стандарт, только под другой крышей. Гедонизм, несправедливость, притеснение и насилие в реальной практике исламского политического проекта плохи не сами по себе, а только тогда, когда ущемляются права мусульман. В отношении же остальных они могут быть даже вполне допустимы. Но в таком случае ценности ислама оказываются не универсальными и не безусловными, а значит и не столь актуальными для всего человечества.

И такой взгляд на вещи обусловливает вторую, весьма серьезную проблему внешнего позиционирования исламского проекта – отрицательный имидж. Скажем откровенно, лицом данного проекта на сегодня является террор и агрессия. И, к сожалению, дело здесь не только в предвзятости недружественных СМИ. На сегодня можно сказать однозначно – умеренный и традиционный ислам, здравые мусульманские интеллектуалы повсеместно проигрывают борьбу исламским радикалам и уже стремительно радикализирующимся мусульманским массам, так называемой "улице".

Если, конечно, такая борьба вообще ведется. Иногда возникает подозрение, что развитие экстремистских тенденций не вызывает особых протестов и у традиционного духовенства, так как радикалов удобно использовать, как таран для завоевания новых территорий и ресурсов. Впрочем, это лишь догадка. Но в любом случае, если бы не поддержка государственных властей и правящих элит, во многих странах умеренные мусульмане очень быстро окончательно стали бы маргиналами, так как в свободной конкуренции их шансы на победу над радикалами оказались бы близкими к нулю. Мусульманская "улица" сегодня, как никогда, склонна к поиску самых простых ответов на самые сложные вопросы, как уже говорилось выше. И насилие представляется ей вполне допустимым, а порой и предпочтительным способом решать все проблемы в этой жизни.

Исламские лидеры пытаются убедить весь мир не верить своим глазам. Они говорят, что экстремизм это искажение, что ислам это религия мира, что у террористов нет национальности и вероисповедания. Но теоретикам исламского проекта необходимо понять, что в это практически невозможно поверить, когда почти ежедневно со всех концов света приходят сообщения об убийствах, взрывах и других преступлениях, демонстративно совершаемых "во имя Аллаха". Ничего подобного в современной массовой действительности ни в одной другой религии мира нет. Никто не идет взрывать дома "во имя Христа" или расстреливать людей "во имя Будды". Да и практика личного, бытового общения с мусульманскими диаспорами в разных странах мира, мягко говоря, не дает ощущения того, что ислам это действительно религия мира.

Видя, все это большинству немусульман мира крайне трудно относится к исламскому проекту терпимо и гнать плохие мысли, пытаясь сосредоточиться на том, что исламская цивилизация, когда-то дала миру плеяды блестящих философов и ученых. Основная масса людей живет сегодняшним днем. А в сегодняшнем дне внешний имидж исламского глобального проекта выглядит эгоистично-агрессивным и мало, чем отличающимся, по сути, от его конкурентов. Исламский проект ищет счастья для мусульман. Причем все средства для этого хороши. А что делать всем остальным? Вешаться? Такая постановка вопроса тупиковая для самого исламского проекта.

Между прочим, именно такой имидж подорвал в свое время и позиции другого глобального проекта – советско-коммунистического. Этот проект выработал достаточно привлекательную и универсальную модель позитивного будущего. Глупо спорить с тем, что на определенном этапе популярность этого проекта носила поистине глобальный характер. Если бы это было не так, то никакой биполярный мир, в котором советско-коммунистический проект на равных спорил со всем остальным человечеством, был бы невозможен. Но одной из причин, обрушивших его, стала именно склонность к насилию в решении поставленных задач осчастливливания всего человечества. Или, по крайней мере, глобальный образ этого проекта, как склонного к насилию.

И здесь бессмысленными и даже смешными выглядят апелляции мусульманских лидеров к мировому сообществу, которые говорят о том, что, мол, ислам это одно, а радикалы это совсем другое. Что, мол, это внутренние проблемы исламского мира. У большинства немусульман возникает законный вопрос – если это действительно отклонения, если это действительно ваши внутренние проблемы, то почему их должны решать не вы сами, а остальной мир? Добейтесь сами того, чтобы не радикалы правили бал. Чтобы не они формировали внешний имидж проекта. Тогда и отношение к вам изменится, и эффективность ваших усилий повысится.

Но, к сожалению, массового и адекватного понимания этих проблем, судя по всему, не хватает даже в мусульманских элитах. И это еще одна важная проблема. Исламский мир в массе своей проявляет неспособность к серьезной саморефлексии и "работе над ошибками", что станет его основной проблемой в будущем. Самокритика крайне редко встречающееся качество в этой среде. В собственных проблемах мусульманские лидеры и "улица" склонны винить кого угодно, только не себя. Кстати, это тоже одно из базовых отличий, к примеру, от христианства. О причинах этого явления можно спорить, но его наличие отрицать сложно. Уверенность в себе это неплохо, пока она не перерастает в нарциссизм и убеждение в собственной избранности. Для политического, глобального проекта сознательный отказ от самоанализа чреват неизбежным поражением. Это, кстати, всех касается.

Еще одна серьезная проблема внешнего позиционирования исламского проекта – его зависимость от своих непосредственных конкурентов. Связано это с простой вещью – исламский проект уже много веков как утратил лидерство в развитии науки и техники, а также вообще не демонстрирует способности к самостоятельному развитию на новом технологическом уровне. О причинах можно спорить, но это факт. Исламский мир давно перестал являть человечеству великих ученых, талантливых изобретателей, общепризнанных философов. Открытия, передовые инновации, эффективные технологии и социальные методики даже самые богатые мусульманские страны импортируют извне. Развитие носит сугубо экстенсивный и заимствованный характер.

Есть, конечно, исключения, но в массе своей это именно так. Причем иногда создается впечатление, что исламский проект и не стремится к подлинному, а не покупному лидерству. Молодежь не тянется к учебе, а из всех сфер применения своих знаний превалируют низкоквалифицированные сферы труда – торговля, посредничество, сфера услуг, криминальный бизнес. Верх мечтаний – военный, юрист или экономист.

На мой взгляд, свою роль здесь играют вопросы мировоззрения. Именно сверх идеологизированность, сверх политизированность и непримиримое противопоставления себя остальному миру, столь модные сейчас в исламской среде, а также внушение самим себе идеи об избранности и непогрешимости, как раз и лишает стимулов к развитию, загоняет в пещерах афганских (или кавказских) гор. А зачем развиваться, если вы уже избранный? Зачем получать образование, если это образование порождено врагами? Зачем о чем-то думать, если за тебя уже подумали? Зачем что-то изобретать, если русские уже изобрели "Калашников" и он прекрасно стреляет? Зачем изобретать, если можно купить на нефтяные деньги? Зачем учиться на чужом опыте, если это опыт неверных? На самом деле это, как минимум, тормоз для развития, а, как максимум, тупик.

И это, уже не говоря о том, что прибыли мусульманского мира, на которые и активизируется повсеместно исламский проект, это, в первую очередь, деньги Запада, которые тот платит за нефть и газ. И только до тех пор, пока Запад будет играть в эту игру, арабы будут иметь возможность спонсировать глобальный исламский проект. Атомная бомба, которой владеет Пакистан и так вожделеет владеть Иран, этой проблемы не решит.

Понимают это исламские лидеры или нет, но такое позиционирование обрекает их проект на вечную зависимость от тех, кого они так яростно критикуют. А зависимость всегда означает и подверженность влиянию, а также ограниченность в перспективах. Более того, сколько бы не расширялись исламские диаспоры в Европе, США или других развитых странах мира (включая Россию) в настоящее время они не смогут даже просто выжить, не паразитируя на достижениях своих визави. Поэтому стремление к вытеснению или даже уничтожению своих конкурентов для исламского проекта на сегодняшний день также означает и шаги к собственному кризису. В этом месте круг замыкается.

Исламский глобальный проект на сегодняшний день не демонстрирует способность ни к моральному, ни к технологическому лидерству в мире. Моральное лидерство невозможно, так как исламский проект строго ориентирован только на интересы мусульман. А технологическое - в связи с нежеланием или неспособностью формулироваться инновационную повестку дня. Строго говоря, все это свидетельствует о внутренней незрелости и непроработанности исламского политико-религиозного проекта именно как глобального. Это обстоятельство резко диссонирует и даже конфликтует с повышенным уровнем амбиций данного проекта, порождая проблемы и внутреннего, и внешнего плана.

Однако пока представляется, что масса внутренних трудностей (о чем здесь не говорилось) и отсутствие консолидации внутри самого исламского проекта, не позволяет ему осознать все эти проблемы в полной мере. Исламскому проекту для повышения эффективности нужны масштабные качественные внутренние реформы. В реальности же отсутствие осознания своих проблем только стимулирует рост агрессии и ставку на экстенсивное распространение, как способ откладывать решение внутренних проблем до бесконечности.

В этих условиях сопротивление глобальному исламскому проекту повсеместно будет только нарастать. Исламским теоретикам не стоит обольщаться переходом в ислам небольших групп населения в традиционно немусульманских странах. Эти группы обречены оставаться маргиналами. Что со всей очевидностью и показали 57,5% голосов на "минаретном" референдуме в Швейцарии.

Сергей Михеев – вице-президент Центра политических технологий

04.12.2009

Источник - Политком.Ру
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1260135540


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх