КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 07.12.2009
23:36  А.Бекетова: Засорение эфира. Рамазан Есергепов вообще любитель жаловаться на все...
23:02  А.Шабдарбаев освобожден от должности Председателя Комитета национальной безопасности Казахстана
21:35  На президентских выборах в Румынии с минимальным отрывом победил действующий президент страны Траян Бэсеску
20:05  В Казахстане выпущен первый тепловоз серии Evolution
19:11  Мэра Кабула Сахеби приговорили к четырем годам тюрьмы за растрату
15:19  24.kg: Каких кумиров выбирает молодежь Кыргызстана?
13:07  РБК: Занял на модернизацию. Россия выделит Казахстану 3 млрд долларов

13:04  Нурлан Турсункулов назначен Генеральным прокурором Кыргызской Республики
12:48  И.Каримов объявил 2010 год Годом гармонично развитого поколения
12:00  Липецк дает переселенцам-соотечественникам крышу над головой
11:54  Г.Асанова: Крепкие сети опасной секты. Студентов колледжа "Тараз-Гасыр" взяли под плотную опеку свидетели Иеговы
11:52  Н.Терентьева: Завтра было детство. Минобраз Казахстана наконец-то заинтересовался маленькими сборщиками хлопка
11:49  Таджикистан презентовал акции Рогунского гидроэнергогиганта. Номиналом по 100, 500, 1000 и 5000 сомони
11:45  Д.Саидов (глава Госкоминвеста Таджикистана): В рамках реализации программы "200 дней реформ"... (интервью)
11:41  С.Орозбаков: Было ли ошибкой вступление Киргизии в ВТО?
11:38  М.Ниязов: Путь к бедности. Тревога Узбекистана по поводу кыргызстанских ГЭС вполне обоснована
11:09  Э.Акчали/М.Перинчек: Кемалистское евразийство - новый политический дискурс в Турции
10:50  У Узбекистана новые послы: в Японии (Х.Караматов) и Бельгии (Б.Гулямов)
10:48  В Узбекистане появятся еще три стадиона мирового стандарта
10:28  А.Ахмедиева: Страсти по хиджабу. Споры о ношении платков в учебных заведениях докатились до Алматинской области
10:27  Д.Ювачев: О., Б., С. и Е. Итак, свершилось! Казахстан стал во главе ОБСЕ
10:24  О.Скибан: "Кепка" - новый поворот. Куда и что надо повернуть мэру Москвы вместо сибирских рек
10:20  О.Слепынин: Русское рассеяние. От Шанхая до Филиппин
10:11  Т.Ташимов: Время собирать автомобили. В Казахстан потянулись автопроизводители
10:06  "ЭК": Каждому – по союзу. Таможенному...
09:56  Х.Мухаббатов: Таджикскую реку Варзоб нужно объявить зоной экологического бедствия!"
09:33  Associated Press: США намерены ввести новые санкции против Ирана в январе
09:21  "Къ": "Газпром" подключается к "Миру" и начинает работу в проекте газопровода Иран-Пакистан-Индия
09:18  "НГ": Тегеран повышает ставки. Вашингтон намерен потребовать введения санкций против Ирана в январе
09:17  Евразийско-народнические принципы организации жизни Народов в рамках Больших Пространств/Империй (семинар в Стокгольме)
09:14  Ф.Абосзода: Загадка XX века - "Азербайджанская Республика". Часть 1-я
09:12  Где свинтил? На казахстанской таможне задержан гражданин Кыргызстана с радиоактивными... корабельными часами
08:19  О.Алленова: НАТО собирает кандидатов на вступление в Афганистан. Силами одних только членов альянса там не обойтись
08:08  С.Домнин/В.Калабин: Тамженный Союз сытых волков и целых овец
07:43  А.Саитов: Неугодные за деньги. Казахстанских чиновников-коррупционеров, до недавнего времени, если не сажали, то... пересаживали
07:29  И.Галушко: Беспощадный вирус. Пневмония добралась до родильных домов Шымкента
07:20  Д.Цилюрик: В США не знают, где бен Ладен. Террориста № 1 видели в Афганистане
00:41  Южно-казахстанский участок газопровода Казахстан-Китай начали заполнять газом
00:39  С.Михеев: Глобальный ислам - взгляд со швейцарского минарета
00:26  Т.Алибаев: Работорговцы XXI века. Генпрокуратура Казахстана мобилизует усилия по предотвращению трафика людей
00:19  Казахстан создал вакцины против гриппов А/H1N1 и A/H5N1
00:17  "Большие дожди, теплые ветры". Экс-глава МИД Китая Тан Цзясюань написал мемуары
Воскресенье, 06.12.2009
23:29  "Око": Азиатские пленницы. Секс-рабынь в Алматы "воспитывали" арматурой
22:43  Правозащитники Киргизии недоумевают - почему их таджикской коллеге Н.Бахриевой запретили въезд в страну
17:33  Альваро Хиль-Роблес: Просвещенная деспотия как демократический проект
15:00  Китай начинает производство собственного военно-транспортного самолета
01:55  А.Юлдашев: Мимо кассы. В Таджикистане каждый год увеличивается объем воровства и нецелевого использования бюджетных денег
00:45  Т.Грациани: Афганистан 1979. Дестабилизация Ближнего Востока и распад СССР как следствие геополитики США
00:31  Т.Копылова: Джип а-ля Казахстан. РК будет производить серьезные автомобили на своей территории
Суббота, 05.12.2009
18:06  Элеонора Касымова: Таджик (повесть). Начало
15:02  М.Рыскелдиева: Как плавно избавиться от наркозависимости. Кыргызстанский опыт
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
О.Слепынин: Русское рассеяние. От Шанхая до Филиппин
10:20 07.12.2009

Долгое русское рассеяние
В 1949 году, 60 лет назад, перед захватом Шанхая китайской Красной армией, из города были эвакуированы пять с половиной тысяч бывших граждан России и их детей, рожденных в эмиграции… Мы, в 1991 году оказавшиеся в эмиграции не выходя из дома, время от времени с тревожной заинтересованностью вглядываемся в судьбы своих предшественников, покинувших родину против своей воли… Предшественники – это, конечно, не искатели лучшей доли 1970-90-х (за редким исключением то "утечка пищеварительных систем"); предшественники наши – миллионы русских, покинувших Крым и Архангельск в 1920-м, Владивосток – в 1922-м… Российское рассеяние, ставшее Русским Зарубежьем…

Это как взрыв, как цепная реакция: оторванный осколок со временем сам разрывался на части, отправляя русских в новые скитания… И вот уже под нашими ногами взрывная волна ударяет в расшатанный фундамент, и сам Русский континент начинает распадаться на куски. Неизбежен ли дальнейший распад? Может ли он быть остановлен и как?

"Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу...", - как-то в бессонницу пробормотал об утраченном Пушкин.

Об одном итоге Гражданской войны
В 1949 году из Китая эвакуироваться сумели не все желающие. Лиц старше 60-ти Запад спасать отказался. В Шанхае возник ажиотаж, составление и пересоставление списков, интриги, вычеркивания; эвакуация в неизвестное сделалось мечтой…

В Шанхай съехались, как в крайнюю точку. Как прежде в Крым, Архангельск и Владивосток. Это были никому на свете не нужные русские – крошечный осколок из горы осколков исторической России. Международная беженская организация (International Refugee Organization), подведомственная ООН, обратилась к некоторым правительствам стран "свободного мира" с просьбой предоставить им временный приют. Откликнулась Филиппинская республика. И больше никто. Беженцам на четыре месяца предоставили необитаемую, покрытую джунглями часть крошечного острова Тубабао, соединенного мостом с островом Самар.

Чтобы представить, какого качества были те русские люди на Тубабао, взглянем на некоторых из них, тогда еще детей и юношей, воспитанников кадетских корпусов, оказавшихся во Владивостоке 1921 года. У многих из кадет, прошедших дорогами гражданской войны, на груди были георгиевские кресты и памятные знаки легендарных походов. Старшие роты наряду с учебой, случалось, принимали участие в боевых операциях. Надо сказать, что занятия в "Русском восточном кадетском корпусе", сформированном из нескольких кадетских корпусов, проводились по полной программе 1897 года. Занятия проводили профессора Академии Генерального Штаба… Примечательно, что грязь, кровь и слезы Гражданской войны не убили, но выявили в детях русский дух, породили в них желание очиститься и очистить от гнили Россию. Еще при адмирале А.В.Колчаке в Сибири силами кадетских корпусов и семинаристами было организовано "Православное кадетское библиотечное общество", позже возрожденное и во Владивостоке. Тогда же, еще при Колчаке, кадеты разогнали левацкую скаутскую организацию, а взамен сформировали отряд юных разведчиков им. Ермака Тимофеевича… Во Владивостоке кадеты влияли и на общественную жизнь города.

Собственно вот почему здесь мы о них вспомнили.

Во Владивостоке на улице Светланской располагалось (при правительстве эсера А.Медведева) кафе "Би-Ба-Бо" - притон декадентствующих лиц, "сборище кокаинистов-футуристов и гурманов-эротоманов", как охарактеризовал его Дмитрий Корнеев, автор исторического очерка о кадетах в гражданскую войну. "Весной 1921 года, - пишет он, - воспитанники "Русского восточного кадетского корпуса" решили совершить акцию по воспитанию посетителей "очага культуры". 20 мая 1921 года до пятидесяти кадет, вооруженных тесаками и палками, посетили вышеназванное кафе. Результатом визита явился полный разгром заведения и порка розгами "гениального и непревзойденного мастера слова и кисти" Давида Бурлюка – короля русского футуризма. "Оранжевый мотылек городского бомонда" поэтесса Варвара Статная отделалась измазанным дегтем платьем… 20-го же мая кадеты разгромили мастерские художников-абстракционистов на Алеутской улице и редакцию "Свободной газеты Вельзевул". Воздух во Владивостоке стал чище".

В этом малый, но явно золотой "плюс" всей Гражданской войны. И даже не важно, на какой срок воздух стал чище. Важно, что в годы общего упадка, разрушения нравственного закона, из более чем одной тысячи кадет отчислено из Корпуса было лишь 20 человек (0.2%!) Пусть на короткое время, но здоровое православное молодежное сообщество в России, уже на самом краю, было воссоздано.

Значит, возможно это и в будущем.

Не исключено, что участь Бурлюка была бы уготована и некоторым иным "королям" декаданса, случись они в тот день в "Би-Ба-Бо"… Напрасно, конечно.

"Король поэтов" эгофутурист Игорь Северянин, пройдя через модернистские кривляния эпохи, оказавшись, не выезжая за пределы Российской империи, в эмиграции, в какой-то момент вдруг осознал, что утеряно. В Эстонии он грезил Россией, ища объяснение свершившейся катастрофе, вразумляя и себя, и эмиграцию:

Ты потерял свою Россию.

Противоставил ли стихию

Добра стихии мрачной зла?

Нет? Так умолкни: увела

Тебя судьба не без причины

В края неласковой чужбины.

Что толку охать и тужить -

Россию нужно заслужить!

И он же нашел образ России, "что не раз, казалось, умирала, как любовь, как солнце, как весна", но "Божьей волей воскресала снова, - Как весна, как солнце, как Христос!"

Вскоре во Владивостоке все смешалось; в октябре 1922 года началась эвакуация. В пути погибло несколько судов, в том числе и с кадетами на борту. Флотилия адмирала Г.К. Старка с трудом, но попала в Шанхай - единственный пункт на Дальнем Востоке, где в ту пору еще не были введены запретительные правила для въезда наших беженцев…

Через четверть века, в 1947 году, в Шанхай устремились русские со всего Китая, сквозь варево войны, мечтая уже о неведомых Филиппинах…

О фундаменте Русского континента
Филиппины – это тропики; это ливни и адская жара, это сезонные тайфуны (два раза в год), ядовитые сколопендры, змеи, тучи кровососущих… Для палаточного городка поначалу следовало очистить от непроходимых дебрей пространство. Люди болели, некоторые надорвались в том труде.

В палатках и бараках многим пришлось прожить вместо ожидаемых 4 месяцев два года. Тяжело прожить. Выражение "жизнь на чемоданах" – не совсем метафора. Каждую понадобившуюся вещь, приходилось подолгу отыскивать в багаже.

Участник эвакуации из Шанхая, известный литератор Никита Валерианович Моравский (он родился в Шанхае в 1923 году) в книге "Остров Тубабао. 1949–1951: Последнее пристанище российской дальневосточной эмиграции" рассказывает: "В первые же дни нашего пребывания на Тубабао русское православное духовенство - священники, монашки - и миряне приступили к созданию церковной жизни, основав и обустроив на территории лагеря две палаточные церкви: Свято-Серафимовскую и Свято-Архангело-Михайловскую. Кроме того, филиппинские власти передали во временное пользование православных здание бывшей американской военной церкви. Эта церковь, ставшая православным Богородицким кафедральным собором, находилась за чертой лагеря, но к ней вел свободный проход. Группа наших строителей водрузила большой православный крест над входом в храм, рядом с ним построила колокольню, а интерьер собора отремонтировала и установила в нем иконостас". Кроме этого был учрежден монастырь…

Тогда русские еще точно знали: вера Православная – русский фундамент.

Разрушен был фундамент – рухнула историческая Россия. После катастрофического взрыва многие осколки Святой Руси разнесло по свету.

Самой яркой личностью – как в Шанхае, так и на Тубабао – был, безусловно, человек о котором замечено: "Каждый, кто встречался с ним взглядом, ощущал себя самым любимым существом на земле". Речь, конечно, об архиепископе Иоанне (Максимовиче), причисленном к лику святых всей полнотой Церкви в 2008 году, Шанхайском и Сан-Францисском чудотворце.

Владыка принадлежал к известному малороссийскому роду, представителями которого был просветитель Сибири XVII века святой Иоанн Тобольский (Максимович) и первый ректор Киевского университета Михаил Александрович Максимович (1804-1873).

Когда-то митрополит Антоний (Храповицкий), глава РПЦЗ, так отрекомендовал молодого епископа: "…этот маленький, слабый физически человек, по виду почти как дитя - есть чудо аскетической стойкости и строгости". О владыке Иоанне (1896-1966), о его необыкновенной подвижнической жизни и о явленных им чудесах сохранено множество свидетельств. (См., например книгу игумена Александра (Милиант) "Жизнь, чудеса и поучения великого святого 20-го века - Архиепископа Иоанна Шанхайского (Максимовича)", книгу протоиерея Петра Перекрестова "Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья" и др.)

Здесь приведем лишь одно из свидетельств, мгновенно воссоздающее портрет деятельного молитвенника владыки Иоанна.

На Филиппинах, как прежде и в Китае, святитель посещал всех, кто нуждался в нем – в тюрьмах и приютах, в домах и больницах. Вспоминает протоиерей Георгий Ларин, тогда руководитель церковного округа на Тубабао, сопровождавший владыку в больницу города Гюан на Самаре (на Тубабао был свой госпиталь, но тяжелых отправляли на Самар): "Как-то, войдя в русское больничное отделение, мы услышали страшные крики, доходившие издалека. На вопрос владыки о причине этих криков русская сестра сказала, что это безнадежная больная, которую, как беспокоящую своим криком больных, поместили в прилегающий к этому зданию бывший американский военный госпиталь. Владыка немедленно решил идти к больной, но русская сестра не советовала ему это делать, так как от больной исходит зловоние. "Это не имеет значения", - сказал владыка и быстрыми шагами направился в другое здание. Я последовал за ним. Действительно, от больной женщины исходил неприятный запах. Подойдя к ней, владыка положил ей на голову крест и стал молиться. Я вышел. Владыка молился долго, затем исповедал больную и причастил. Когда мы уходили, она уже больше не кричала, но только тихо стонала. Через какое-то время мы снова поехали в госпиталь и едва успели въехать на нашем джипе во двор, как из госпиталя выбежала женщина и бросилась к ногам владыки. Это была та "безнадежная" больная, за которую он молился".

Дивен Бог во святых Своих. Мир, увидев владыку Иоанна, увидел воочию Святую Русь.

Чтобы добиться разрешения на выезд беженцев с Филиппин в более благоприятные страны, святитель отправился в США. Для получения разрешения нужно было – ни много ни мало - изменение Сенатом закона о беженцах. Владыка и его сподвижники проделали огромнейшую работу, преодолели бумажную волокиту, подготовили и провели все необходимое, озвучили обращения…

В течение двадцати семи месяцев, которые русские провели на Тубабао, тайфуны обходили лагерь стороной. По соседству на островах гибли люди. На Тубабао жертв не было. Мало кто сомневался, что причина в молитвенной помощи архиепископа Иоанна.

Последняя большая группа тубабаовцев, как о том пишет Никита Моравский, несколько сот человек, была доставлена в Сан-Франциско в июне 1951 года. В декабре на Самар и Тубабао обрушился чудовищный тайфун "Ами". В русском лагере оставались еще более ста человек. Во время тайфуна, по свидетельству другого очевидца, "наводящим ужас на людей был момент, когда, как карточные домики, стали рушиться и превращаться в груду развалин деревянные и железные бараки…". Люди прятались в овраги, забивались под полы, привязывались к толстым деревьям. Несколько деревень и город Гюан были разрушены. Число погибших среди местного населения не поддавалось подсчету. Все русские были ранены, но погибли двое, мужчина и женщина.

Владыка откликнулся полным сочувствия письмом. Обращение его содержало и наставление, адресованное, по сути, всему Русскому Зарубежью: "Почему природа, в продолжение почти трех лет щадившая нашедших себе убежище на Тубабао, ныне так безжалостно разразилась на небольшой остаток, когда близко окончательное расселение? Нам вспоминаются слова Спасителя: Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих во Иерусалиме? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете (Лк 13, 4–5). Совершившееся ныне есть напоминание всем прежде бывшим там о том, что могло их постигнуть и чего они избежали. Оно есть предостережение всем спасшимся, где бы они ныне ни находились…"

Здесь понимание и смысл вообще всей Русской катастрофы.

О смысле Русской катастрофы
Укрепление порушенного фундамента Русского континента гипсом коммунистической идеи оказалось косметическим, недолговечным ремонтом. Гипс выкрошился, вымылся, энергия законсервированного взрыва вырвалась наружу уже у нас под ногами, в 1991-м. Также, несомненно, выкрошится и новенький гипсовый раствор, замешанный на "ценностях и институтах демократии", ценностях, атеистических по сути. И что тогда?.. Интересна ли Господу Русь без веры?!

И без нее подобного пруд пруди.

Сподвижник владыки Иоанна, известный богослов архимандрит Константин (Зайцев), также бывший обитатель Тубабао, писал, что нельзя представить себе обновленную Россию как возникновение чего-то нового, это было бы пустой мечтой. Он утверждал: "Может идти речь только о возстановлении исторической России".

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец видел грядущее возрождение обновленной России в покаянии народа за грех отступничества, в преодолении апостасии. "Россия возстанет так же, как она возставала и раньше, - писал он в статье "Россия". - Возстанет, когда разгорится вера. Когда люди духовно возстанут, когда снова им будет дорога ясная, твердая вера в правду слов Спасителя: "Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его и вся сия приложатся вам"…"

Тогда и воскреснет Русь, когда любимым нашим делом будет посещение храма и участие в Божественной Литургии.

06.12.2009
Олег СЛЕПЫНИН (Украина)

Источник - Фонд стратегической культуры
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1260170400


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх