КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 07.12.2009
23:36  А.Бекетова: Засорение эфира. Рамазан Есергепов вообще любитель жаловаться на все...
23:02  А.Шабдарбаев освобожден от должности Председателя Комитета национальной безопасности Казахстана
21:35  На президентских выборах в Румынии с минимальным отрывом победил действующий президент страны Траян Бэсеску
20:05  В Казахстане выпущен первый тепловоз серии Evolution
19:11  Мэра Кабула Сахеби приговорили к четырем годам тюрьмы за растрату
15:19  24.kg: Каких кумиров выбирает молодежь Кыргызстана?
13:07  РБК: Занял на модернизацию. Россия выделит Казахстану 3 млрд долларов

13:04  Нурлан Турсункулов назначен Генеральным прокурором Кыргызской Республики
12:48  И.Каримов объявил 2010 год Годом гармонично развитого поколения
12:00  Липецк дает переселенцам-соотечественникам крышу над головой
11:54  Г.Асанова: Крепкие сети опасной секты. Студентов колледжа "Тараз-Гасыр" взяли под плотную опеку свидетели Иеговы
11:52  Н.Терентьева: Завтра было детство. Минобраз Казахстана наконец-то заинтересовался маленькими сборщиками хлопка
11:49  Таджикистан презентовал акции Рогунского гидроэнергогиганта. Номиналом по 100, 500, 1000 и 5000 сомони
11:45  Д.Саидов (глава Госкоминвеста Таджикистана): В рамках реализации программы "200 дней реформ"... (интервью)
11:41  С.Орозбаков: Было ли ошибкой вступление Киргизии в ВТО?
11:38  М.Ниязов: Путь к бедности. Тревога Узбекистана по поводу кыргызстанских ГЭС вполне обоснована
11:09  Э.Акчали/М.Перинчек: Кемалистское евразийство - новый политический дискурс в Турции
10:50  У Узбекистана новые послы: в Японии (Х.Караматов) и Бельгии (Б.Гулямов)
10:48  В Узбекистане появятся еще три стадиона мирового стандарта
10:28  А.Ахмедиева: Страсти по хиджабу. Споры о ношении платков в учебных заведениях докатились до Алматинской области
10:27  Д.Ювачев: О., Б., С. и Е. Итак, свершилось! Казахстан стал во главе ОБСЕ
10:24  О.Скибан: "Кепка" - новый поворот. Куда и что надо повернуть мэру Москвы вместо сибирских рек
10:20  О.Слепынин: Русское рассеяние. От Шанхая до Филиппин
10:11  Т.Ташимов: Время собирать автомобили. В Казахстан потянулись автопроизводители
10:06  "ЭК": Каждому – по союзу. Таможенному...
09:56  Х.Мухаббатов: Таджикскую реку Варзоб нужно объявить зоной экологического бедствия!"
09:33  Associated Press: США намерены ввести новые санкции против Ирана в январе
09:21  "Къ": "Газпром" подключается к "Миру" и начинает работу в проекте газопровода Иран-Пакистан-Индия
09:18  "НГ": Тегеран повышает ставки. Вашингтон намерен потребовать введения санкций против Ирана в январе
09:17  Евразийско-народнические принципы организации жизни Народов в рамках Больших Пространств/Империй (семинар в Стокгольме)
09:14  Ф.Абосзода: Загадка XX века - "Азербайджанская Республика". Часть 1-я
09:12  Где свинтил? На казахстанской таможне задержан гражданин Кыргызстана с радиоактивными... корабельными часами
08:19  О.Алленова: НАТО собирает кандидатов на вступление в Афганистан. Силами одних только членов альянса там не обойтись
08:08  С.Домнин/В.Калабин: Тамженный Союз сытых волков и целых овец
07:43  А.Саитов: Неугодные за деньги. Казахстанских чиновников-коррупционеров, до недавнего времени, если не сажали, то... пересаживали
07:29  И.Галушко: Беспощадный вирус. Пневмония добралась до родильных домов Шымкента
07:20  Д.Цилюрик: В США не знают, где бен Ладен. Террориста № 1 видели в Афганистане
00:41  Южно-казахстанский участок газопровода Казахстан-Китай начали заполнять газом
00:39  С.Михеев: Глобальный ислам - взгляд со швейцарского минарета
00:26  Т.Алибаев: Работорговцы XXI века. Генпрокуратура Казахстана мобилизует усилия по предотвращению трафика людей
00:19  Казахстан создал вакцины против гриппов А/H1N1 и A/H5N1
00:17  "Большие дожди, теплые ветры". Экс-глава МИД Китая Тан Цзясюань написал мемуары
Воскресенье, 06.12.2009
23:29  "Око": Азиатские пленницы. Секс-рабынь в Алматы "воспитывали" арматурой
22:43  Правозащитники Киргизии недоумевают - почему их таджикской коллеге Н.Бахриевой запретили въезд в страну
17:33  Альваро Хиль-Роблес: Просвещенная деспотия как демократический проект
15:00  Китай начинает производство собственного военно-транспортного самолета
01:55  А.Юлдашев: Мимо кассы. В Таджикистане каждый год увеличивается объем воровства и нецелевого использования бюджетных денег
00:45  Т.Грациани: Афганистан 1979. Дестабилизация Ближнего Востока и распад СССР как следствие геополитики США
00:31  Т.Копылова: Джип а-ля Казахстан. РК будет производить серьезные автомобили на своей территории
Суббота, 05.12.2009
18:06  Элеонора Касымова: Таджик (повесть). Начало
15:02  М.Рыскелдиева: Как плавно избавиться от наркозависимости. Кыргызстанский опыт
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Э.Акчали/М.Перинчек: Кемалистское евразийство - новый политический дискурс в Турции
11:09 07.12.2009

На протяжении последнего десятилетия в Турции намечается конвергенция между кемалистской и евразийской идеологией. Большое количество интеллектуалов, как кемалистов, так и социалистов, а также влиятельные турецкие военные используют евразийский геополитический дискурс как доктрину, способную стать альтернативой односторонней прозападной ориентации страны.
В этой перспективе евразийцы выступают за политический, экономический и культурный альянс с такими государствами как Россия, Иран, тюркские страны Центральной Азии, а также с Пакистаном, Индией и Китаем. Данная статья представляет собой исследование возникновения турецкого евразийства в широком социальном, политическом и историческом контексте, анализируя одновременно систему асимметричных связей во взаимоотношениях Турции с западными странами, сложившуюся после Холодной войны.

Евразийство первоначально возникло как интеллектуальное движение внутри русской эмиграции в 20-е годы прошлого века как критическая реакция на европоцентризм русской интеллигенции. После распада СССР произошло самостоятельное возрождение евразийства (или неоевразийства) в России, где оно превратилось в "гибкую концепцию, используемую различными политическими и интеллектуальными действующими лицами в различных целях". Кемализм был модернистской политической идеологией, разработанной в двадцатые годы Мустафой Кемалем Ататюрком после Освободительной войны против оккупационных войск западных держав. Целью кемализма было построение турецкого национального государства, основанного на шести принципах: республиканстве, секуляризме, державности, революционной идеологии, популизме и национализме. На протяжении последнего десятилетия в Турции произошло сближение между этими двумя идеологиями. Начиная с середины восьмидесятых годов, предписания МВФ и массированная приватизация подорвали кемалистские принципы популизма, революционности и державности. Дополнительный вызов кемалистской идеологии бросили подъем политического Ислама и курдский сепаратизм. Социал-демократический и социалистический сегменты кемалистского движения, представленные Народно-Республиканской Партией, Демократической Левой Партией и Турецкой Рабочей Партией определили прозападную и проамериканскую политику Турции в качестве главных причин упадка кемализма и соответственно светского и социального турецкого национального государства. Их взгляды были подхвачены Турецкой ассоциацией Производителей и бизнесменов (USIAD) и частью турецких военных. Начиная с середины девяностых годов, все эти силы начали разрабатывать евразийство (Аврасиячилик) в качестве нового геополитического дискурса, альтернативного прозападной ориентации Турции. Турецкие евразийцы призывают к культурному, политическому, экономическому и военному союзу своей страны с Россией, Ираном и тюркскими государствами постсоветской Центральной Азии, и даже с Китаем, Индией и Пакистаном.

Несмотря на то, что российское евразийство, несомненно, повлияло на турецких евразийцев, корни своей идеологии они видят в кемализме.

Евразийские взгляды в Турции после окончания Холодной войны предлагались также некоторыми либеральными, правоцентристскими и националистическими политиками и интеллектуалами. Правоцентристские и ультранационалистические политики часто использовали евразийские лозунги для обоснования популярной политики установления тесных партнерских отношений с тюркскими государствами Закавказья и Средней Азии, а либералы для создания образа Турции как "моста" между Европой и Азией для более активного извлечения экономических прибылей. Кемалистское евразийство радикально отличается от этих концепций, т.к. проявляет враждебность к любым прозападным настроениям и настаивает на необходимости создания Большого Евразийского Пространства, куда вошли бы Турция, Россия, Иран и Китай.

Дилеммы кемализма

Несмотря на то, что кемализм зачастую трактуется как проект вестернизации Турции, что, по мнению некоторых востоковедов, является реализацией двухсотлетней мечты турок, на самом деле турецкий модернистский дискурс никогда не был синонимом вестернизации. Ататюрк не раз подчеркивал в своих речах, что идеологическую основу для кемализма заложила Французская революция. Между тем, кемализм как политическое течение состоялся благодаря Войне за независимость (1919-1922 гг.) против оккупационных войск западных держав. Его основатели восхищались Просвещением и принципами Французской революции, но при этом подчеркивали, что смыслом их деятельности является противостояние империализму европейских государств. Более того, если четыре из шести основополагающих принципов кемализма - республиканство, секуляризм, национализм и революционная идеология являются наследием идеологии Просвещения, то державность (построение смешанной экономики при лидирующей роли государства) и популизм (борьба против классового неравенства и сословных привилегий) обязаны своему появлению советскому большевизму. Советское руководство рассматривало турецкую Войну за независимость как показатель пробуждения азиатских и мусульманских народов и начало антиколониальной борьбы.

Культурное представление о Европе как о враждебной или, по крайней мере, чуждой силе, угрожающей турецкому национальному единству, также является еще одним наследием Войны за независимость в современной Турции. Такое представление коренится и в "севрском комплексе" турок. Речь идет о Севрском договоре, подписанном после Первой мировой войны и предусматривавшем раздел Османского наследия между различными этническими общинами, причем лучшая доля доставалась христианскому населению. Севрский договор был отменен три года спустя, после победы турецкого народа в Войне за независимость, но воспоминания о нем и по сей день остаются болевой точкой турецкого коллективного сознания.

В 1922 г. Ататюрк оставил военную карьеру и всецело посвятил себя строительству нового государства. Несмотря на то, что многие из его реформ носят западный характер, он сам никогда не отождествлял кемалистскую революцию с вестернизацией. Ататюрк рассматривал Модерн в качестве универсальной парадигмы и отстаивал идею о том, что для нации, желающей занять достойное место в современном мироустройстве, модернизация неизбежна. Он подчеркивал, что культура Модерна принадлежит не только какой-либо отдельной нации, но миру в целом. В интервью, приуроченном к седьмой годовщине установления республики, данном американскому журналисту, Мустафа Кемаль говорил: "Турция - не обезьяна. И не собирается копировать другую нацию. Она не хочет американизироваться или вестернизироваться, но хочет лишь сохранить свою чистоту". Официальные историки-кемалисты подчеркивали, что великие реформы вдохновлены не имитацией Запада, но скорее неписанным правом (терэ) тюркских народов Средней Азии и анатолийской цивилизацией хеттов. Отцы-основатели Турецкой республики видели истоки секуляризма, гендерного равенства и парламентской демократии не на Западе, но на прародине тюрок - на берегах Орхона и Енисея, где они зародились в то время, когда "многих европейских языков еще не существовало". Позже кемалисты отошли от мифа о центральноазиатском происхождении турок, т.к. он поддерживал амбиции ультранационалистов. Тем не менее в турецких учебниках по истории Центральная Азия до сих пор квалифицируется как анаюрт (родина) турок.

В атмосфере страха перед изоляционизмом в условиях складывания двухполярной системы после Второй мировой войны турецкие правящие круги отказались от антиимпериалистического наследия Кемаля. Турецкое правительство после 1945 г. взяло курс на вхождение в НАТО и отказ от державности в экономике в пользу либеральных экономических моделей. Новое прозападное и "демократическое" правительство подвергло репрессиям своих левых оппонентов, выступавших против односторонней политической ориентации и либеральной экономики.

В 1960 г. прозападное гражданское правительство было свергнуто в результате военного переворота. Военная хунта, пришедшая к власти, казнила свергнутых атлантистов и коррупционеров, но спустя недолгое время отдала власть в руки новой гражданской администрации, приняв перед этим "замечательно либеральную конституцию, обеспечивавшую соблюдение прав человека и предусматривавшую гарантии против установления диктатуры". Новая эпоха началась под лозунгом создания социального государства всеобщего благоденствия и парламентской демократии. Первое время в новой социально-политической среде процветали социалистические и коммунистические идеи и антинатовские настроения. В этот период началась конвергенция между кемалистами и социалистами, выразившаяся в появлении "кемалистского социализма". Интеллектуальной платформой для такой конвергенции послужил журнал "ЙОН", издававшийся с 1961 г. Доганом Авчиоглу, Мумтазом Сойсалом и Джемалем Решитом Эйубоглу. В данном журнале проводилась мысль о необходимости "консолидации политической власти для противодействия буржуазии". Между тем в 1971 г. произошел новый военный переворот, на этот раз с целью подавления марксистских и немарксистских левых, включая кемалистов-социалистов. Массовые аресты, пытки и цензура, сопровождавшие переворот, подорвали в коллективном сознании турок представление о том, что военные вмешиваются в политику для защиты либеральной демократии. Наконец, в 1980 г. произошел третий военный переворот, установивший жестокий военный режим, просуществовавший до 1983 г. Череда путчей носила двоякий эффект. Во-первых, в плане внутренней политики она превратила кемализм в гибкую государственную идеологию, способную приспосабливаться к любому политическому дискурсу. Во-вторых, в сфере внешней политики она дискредитировала турецкую модернизацию в глазах иностранцев, ассоциировав ее с жестокими военными вмешательствами.

1990-е годы привели к глубоким изменениям в турецком обществе. В экономическом плане они были потерянным десятилетием. Синонимом экономических реформ стали приватизация и либерализация. Сменявшие друг друга правительства урезали социальные расходы в соответствии с предписаниями МВФ. Это привело к ухудшению государственного образования и здравоохранения. Не оказывалось серьезной социальной поддержки для борьбы с прогрессирующей новой бедностью. Началось создание исламистских партий. Начиная с 1980 г., военная хунта в соответствии с американскими рекомендациями поддерживала исламизм как барьер на пути левого и рабочего движения. В связи с сокращением госрасходов на сферу образования все больше молодых людей стало посещать религиозные учебные заведения, поощрявшиеся правительством. Все это позволило исламистам расширить свою базу влияния. В то же время, начиная с 1984 г., курдские националисты вели борьбу против территориального единства Турции.

Начиная с середины 1990-х годов турецкая политическая элита взяла курс на вхождение Турции в Европейский Союз в целях, во-первых, получить благосклонность своих западных друзей, во-вторых, решить тем самым внутренние социально-экономические проблемы страны. В этом ее поддержали такие разнородные политические течения как умеренные исламисты, политическое руководство курдских националистов и часть левых. Все они рассчитывали на серьезное расширение политических прав и свобод в стране после присоединения к ЕС. Кемалисты-социалисты восприняли такую перспективу скорее со скепсисом, чем с энтузиазмом. Они поддержали идею заключения Таможенного договора с ЕС без вступления Турции в эту организацию. Полноценное членство в ЕС повлекло бы за собой обязанности выполнять предписания этой организации, что нанесло бы значительный вред жизненно важным секторам турецкой экономики, в частности, сельскому хозяйству. В то же время евросоюзовские концепты "регионализма" и "федерализма" были восприняты кемалистами-социалистами как поощрение сепаратизма и возвращение к принципам Севрского договора.

Появление кемалистского евразийства

В контексте специфических социально-политических изменений в Турции последнего десятилетия в среде кемалистов, части социалистов и части турецких военных сформировалось критическое отношение к прозападной политике. Такое отношение вызвано асимметричными диспропорциями в турецко-европейских экономических отношениях, продолжением террористической деятельности Курдской Рабочей Партии (КРП) и угрозами сепаратизма.

В 1995 г. Турция заключила Таможенный договор с ЕС. Это была единственная страна, заключившая подобный договор до формального приема в ЕС. Следствием стало то, что Турецкая Республика обязана подчиняться всем решениям ЕС, не влияя на принятие этих решений. Большая часть турецких мелких и средних фирм в результате не смогли конкурировать с европейской продукцией и обанкротились. В течение последующих 11 лет европейский импорт в Турцию рос и достиг объема 28 млрд. евро в 2007 г. На сегодняшний день дефицит торгового баланса Турции с Европой составляет 5,8 млрд. евро. Турция сейчас является шестым по объему продаж торговым партнером ЕС в мире. Кроме того, руководство Евросоюза так и не дало окончательный ответ о членстве Турции в организации, несмотря на то, что с декабря 1999 г., после саммита в Хельсинки, страна является официальным кандидатом на членство в ЕС. Трудностей добавила турецкая декларация о непризнании Республики Кипр. В 2004 г. правительство Кипра отказалось выполнить план ООН по примирению и урегулированию кипрского конфликта до вступления страны в ЕС. В ответ на это турецкое руководство объявило о непризнании Республики Кипр вплоть до подписания кипрским правительством соглашений ООН. Франция и Германия фактически поддержали греков-киприотов, заморозив вступление Турции в ЕС.

Терроризм КРП продолжает представлять угрозу территориальной целостности Турции. В результате двух иракских войн в Иракском Курдистане было создано независимое де-факто, агрессивное государство, несмотря на протесты со стороны Ирана, Сирии и Турции. Боевики КРП получили возможность атаковать турецкие земли с территории Северного Ирака. Создание прозападного курдского государства в Северном Ираке способствовало размежеванию между Турцией и Соединенными Штатами. В отношениях между двумя странами возник кризис доверия, отмечается явное ухудшение турецко-американских связей. 4 июля 2003г. американские солдаты с помощью курдских боевиков пешмерга захватили в плен 14 турецких военных и 13 гражданских лиц, обвинив их в причастности к убийству губернатора Киркука. Вскоре после этого события в "Вашингтон пост" появилась статья Кондолизы Райс о проекте создания "Большого Ближнего Востока", предусматривающем переформатирование границ 24 государств региона от Марокко до Китая.

Евросоюз оказывал и оказывает незначительную поддержку Турции в борьбе с терроризмом КРП. КРП была занесена руководством ЕС в список террористических организаций только в 2003г. Тем не менее европейские государства стали реагировать на вызовы этой организации гораздо быстрее, осознав, что их собственная безопасность под угрозой. Например, в ноябре 2004 г., когда голландская полиция раскрыла на территории этой страны лагерь террористов в Лимпде, 29 активистов КРП в Голландии были арестованы. На протяжении десятилетий турецкая полиция осведомляла западных коллег о том, что активисты КРП вовлечены в торговлю наркотиками, поддержку нелегальной миграции и проституции, однако европейцы воспринимали их как турецкую пропаганду. Тем не менее после того как один из турецких курдов был в 2006 г. арестован британской полицией, вскрылось, что 90% торговли героином на территории Соединенного Королевства контролируется сторонниками КРП.

Все это создало США и странам Европы в турецком общественном мнении имидж империалистических держав, стремящихся ослабить или даже разделить страну. Получила обоснование многолетняя критика кемалистами-социалистами прозападной политики турецких правительств. Левые силы совместно с частью военной элиты начали разрабатывать евразийскую идеологию как доктрину, наиболее полно выражающую антиимпериалистическое измерение кемализма. Евразийство, по мнению этих политических сил, означает создание не-западного геополитического пространства, которое объединит Турцию с Россией, Ираном, Индией и Пакистаном, в котором наша страна будет чувствовать себя в безопасности и восприниматься в качестве желанного партнера. Российское дугинское евразийство не перестает привлекать кемалистов, т.к. именно Дугин начал создавать прагматичную концепцию Евразии, основанную на модели региональной экономической интеграции и представляющую собой адекватную стратегию сопротивления западной гегемонии.

Авторы: Эмель Акчали (Бирмингемский Университет, Великобритания); Мехмет Перинчек (Институт Ататюрка, Стамбульский Университет, Турция).
перевод с английского Александра Кузнецова

04.12.2009

Источник - geopolitica.ru
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1260173340


Новости Казахстана
- Ряд международных соглашений рассмотрят сенаторы на заседании Палаты
- Мажилис одобрил законопроект по борьбе с лудоманией в первом чтении
- О правящей элите и бюрократии
- Снижение цен на социально значимые продукты отмечается вторую неделю подряд в РК
- Канат Бозумбаев дал ряд поручений по противопаводковым мерам в ЗКО
- О традициях
- Кадровые перестановки
- Два техрегламента ЕАЭС усовершенствованы по инициативе Казахстана
- Казахстан принял участие в 80-й сессии Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана
- Непродуктивные посредники исключаются из цепочки электроснабжения
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх