"РС": "СМС-разводы" разрывают супружеские браки таджикских мигрантов на родине 00:54 08.12.2009
Радио "Свобода": Миграция породила тенденцию разводов по-таджикски
25-летняя Азиза Кобилова – домохозяйка из восточного региона Рашт в Таджикистане, получившая недавно уведомление о том, что ее четырехлетний брак распался. Конец был неожиданным и быстрым. Ее муж - трудовой мигрант, работающий в России - сначала объявил Кобиловой о том, что разводится с ней, по телефону. Потом он выполнил свое обещание, послав СМС-уведомление по мобильному телефону, в котором было написано только одно слово - "талак", которое подразумевает разрыв, и которого, по традиции мусульман суннитов, достаточно для аннулирования брака. В случае Кобиловой, в результате использования современной технологии ее мужем для выполнения традиционного исламского развода, она осталась без дома и без средств к существованию. Но она не одна в своем горе. Ввиду большой нехватки рабочих мест на родине, значительный процент мужского населения Таджикистана зависит от сезонной работы за границей, благодаря которой они зарабатывают деньги и отправляют их домой в виде денежных переводов. Но по мере того, как культура мигрантов укореняется, браки на расстоянии все чаще заканчиваются "СМС-разводами", тем самым увеличивая показатель разводов внутри страны и оставляя бесчисленных таджикских женщин без прибежища. После своего "текстового" развода Кобилова вернулась в свой родной дом, где сейчас проживает с пожилыми родителями и тремя старшими братьями и их семьями. "Мой муж меня унизил", - говорит Кобилова., "Но больше всего в распаде моего брака я обвиняю трудовую миграцию. Даже при том, что мы были женаты четыре года, мы проводили вместе только несколько месяцев. Большую часть времени он находился на заработках в России. Я думаю, что деньги, которые мигранты зарабатывают в Москве, ослепляют их, и они забывают о своих женах, оставшихся дома", - добавляет она. Законодательство Таджикистана не признает развод "талак", но на практике все иначе. По подсчетам примерно 1 млн. таджиков – каждый из семи жителей и в основном мужчины, в возрасте от 18 до 60 лет – зависят от сезонной работы в России или других местах за границей. Миграционная природа такой работы приводит к продолжительному отсутствию дома, то, что по словам защитников прав женщин, отрицательно воздействует на институт брака в Таджикистане. Хотя надежные и последние данные по разводам недоступны, юрист по бракоразводным делам Бахтийор Насруллоев подсчитывает, что, "по крайней мере, один из четырех браков в Таджикистане заканчивается разводом". Хотя этот показатель все еще низок по сравнению с показателями таких стран, как США, где показатель развода достигает примерно 50%, происходит резкое повышение по сравнению с официальными данными, собранными в конце 1990 гг., когда показатели развода в Таджикистане составляли всего 8%. Однако традиционная, но неофициальная природа многих таджикских браков означает, что истинный уровень разводов может быть еще выше.
Законы против действительности Это обычная практика для молодых пар в Таджикистане - вступать в брак в соответствии с исламской религиозной церемонией, и затем делать его официальным, регистрируя в местном ЗАГСе. Однако браки, основанные только в рамках религиозной церемонии, официально не признаются таджикским законодательством. Таким же образом законодательство страны не признает "талак" как законный развод, и требует аннулирования брака через юридические каналы. Однако юрист по бракоразводным процессам Насруллоев объясняет, что действительность намного отличается. "Несмотря на наши светские и современные законы, простая действительность заключается в том, что мигранты успешно разводятся, написав слово "талак" при помощи СМС-сообщений или уведомив об этом по телефону", - говорит он. "К сожалению, женщины мало что могут сделать с этим". Семейный и бракоразводный кодекс страны технически основан на законодательстве советской эпохи. В случае развода права женщин, такие, как право требования равной части совместно нажитого имущества и денег, таким образом, официально отстаиваются. Однако Насруллоев приводит в пример сотни случаев, в которых женщины подавали на официальный развод и финансовую компенсацию после получения "СМС-развода" только для того, чтобы столкнуться с другим препятствием. "Суд, в таких случаях, не может начать процедуру развода, поскольку согласно законодательству, муж должен официально быть оповещен судом о начале бракоразводного процесса", - говорит Насруллоев. И снова действительность зачастую делает это невозможным, поскольку женщины не могут предоставить точного адреса проживания своих супругов за границей. Большинство мигрантов, стремящихся получить развод, предполагают юристы, просто получают новые паспорта, в которых нет штампа, показывающего их семейное положение. Основатель душанбинской НПО "Центр по гендерной политике" Марьям Давлатова говорит, что многие таджикские женщины, особенно в сельской местности, не знают о своих правах во время развода, и "многие мужчины пользуются этим в своих интересах". Приводя в пример недавнее исследование, проведенное в северном регионе Панджакент и выявившее, что 95% разводов за последние 10 лет было инициировано мужчинами, Давлатова говорит, что большинство женщин в регионе не знали о том, что они могут потребовать финансовой поддержки после распада их брака. Чтобы противостоять этому, женские НПО и государственные агентства организовали встречи и семинары для женщин из Панджакента и других сельских районов, цель которых заключалась в том, чтобы объяснить их права при супружеской жизни и при разводе. "После участия в подобных семинарах, некоторые женщины, которые развелись 7 или 10 лет назад, обратились в суды с требованием выплаты соответствующей компенсации или алиментов для своих детей", - говорит Давлатова.
"Брак по совместительству" И снова действительность значительно усложняет ситуацию. Женатые сыновья часто живут вместе в одном доме со своими родителями, где дом зарегистрирован на имя родителей. В этом случае женщине почти невозможно потребовать доли этого дома после развода. Между тем большая часть мигрантов имеют нерегулярные доходы и не зарегистрированы в качестве законной рабочей силы за границей. Все это мешает женщинам требовать алиментов для себя и своих детей. Учитель из северного региона Сугд Султона Алиева говорит, что "все сводится к бедности; если бы у мужчин были возможности здесь, они бы не уезжали в Россию". По словам Алиевой, трудовая миграция полностью изменила культуру брака в Таджикистане, и это отразилось на ее собственных отношениях с мужем, который работает в России подолгу. "Это как брак по совместительству", - говорит Алиева. "Я не вижу своего мужа месяцами. Я боюсь, что мы становимся чужими. Дети растут без него и даже не узнают его, когда он возвращается спустя 9 или 10 месяцев. Но я знаю, что у нас нет другого выбора из-за экономических трудностей", - говорит 40-летняя сельская учительница. "И я жду его возвращения". Муж Алиевой планирует приехать домой на Новый Год. Но другие, похоже, не торопятся возвращаться домой к своим женам и детям. Некоторые, как муж Азизы Кобиловой, вместо этого хотят получить быстрый развод через СМС-сообщение. "Я пыталась дозвониться до своего бывшего супруга, чтобы он объяснил мне причину развода", - говорит Кобилова, жалующаяся на то, что бывший муж просто не перезванивает ей.
Фарангис Наджибулла Радио "Свобода", 6 декабря 2009 года Перевод – "Zpress.kg"
|