А.Моисеев: Башкирский "интернационал". "Старые" и "новые" тюрки 00:49 11.12.2009
Башкирский "интернационал"
Свежая родоплеменная память башкир позволила этнографам составить полный список племен и родов этого молодого уральского народа, вливавшихся в него в последние века. Общие названия племен с другими народами говорят о том, что в башкирский народ вошли киргизы, туркмены, казахи и их предки, кипчаки, калмыки, черемисы-мари, чуваши-суваш, татары-казанчи и мишари, или мещеряки, ногайцы, булгары… Явно родство с венграми. Память о далекой восточной великой державе киданей хранят родоплеменные названия племени катай-ктай.
"Старые" и "новые" тюрки
С конца старой эры ветры времени подули с востока на запад. Двинулись на прародину предков "восточные скифы". Сегодня часть ученых считает, что в исторических сарматах их кровь. Но они уже не были чистокровными европеоидами, в их жилах уже текла кровь и азиатов-монголоидов.
Пришло время, когда хозяевами восточных пределов Великого степного океана стали их общие дети - тюрки. Вслед за "восточными скифами" они двинулись на запад. Когда первые из них достигли Южноуралья - вопрос до сих пор обсуждаемый. Они обживались, роднились со старожилами, обретали общие навыки и тюркский язык, а затем и мусульманство.
И образовался новый тюркский народ - башкирский, основу которого составили тюрки.
Тюркологи выделяют ранних, или "старых", тюрков, которые появились в нашем краю первыми. Они заметно отличаются от поздних, например, своими следами на карте - в топонимике. "Новые" тюрки уже не всегда понимали "старых". Тому такое свидетельство. В области встречается за десяток речек с созвучным названием Зюзелька, Зюзелга, Узельга. В таких случаях говорят "масло масляное".
У "старых" тюрок "река - узень, узя", у "новых" (башкир тоже) - "елга". Пришли последние на речку Узя и, решив, что такое у нее название, добавили: Узя-елга. Ну а русские упростили на свой лад в Зюзелку. Подтверждение - Зюзелка, что впадает в Миасс возле райцентра Долгодеревенское. В верховьях она по-прежнему именуется Узя.
Условно "старых" и "новых" тюрков в составе башкирского народа разделяют Чингизо-Батыевы завоевания от Японского до Черного моря. Рождение Темучина, ставшего "завоевателем вселенной" Чингисханом, в глубинах монгольских степей стало в своем роде извержением вулкана на дне океана. Без того неспокойный тюркский океан взволновался до предела.
Его обитателей накрыли девятые валы - цунами татаро-монгольского нашествия. Его следы не только памятны, но и заметны в составе башкирского народа.
Из "старых" тюрков нашей истории заметнее всего хазары, булгары, печенеги, кимаки, кипчаки. Родство с ними прослеживается в созвучных названиях башкирских племен и этих народов. Из башкир бурзяне первыми переняли мусульманство от волжских булгар, возможно их родство.
Потомки "болотных массагетов". Сарты Об исходе сартов в их преданиях говорится: "В Бухаре проживали два джигита - сарта. Одного из них звали Мондоших, другого - Толоших. Однажды они выступили против бухарского хана, но он подавил мятеж братьев. Они бежали в Казахстан, а потом пришли на Урал и стали здесь жить. Мондоших имел большое потомство. У него был сын Мустай, его имя получил аул в шести километрах от Магнитогорска.
Из того аула люди пришли и основали деревню Атеряшево, называют ее и Сарт-Атеряшево".
Схожая легенда об основании деревни Сарт-Наурузово в тех же местах. В ней вспоминается уже конкретно, что пришельцы из Бухары говорили на своем языке "сарт". Прижились они неплохо, только зимние холода южан изводили. Соседи их называли бухарцами и узбеками.
На средний Ай, по шежере - родовым преданиям, сарты пришли века три назад. Их привел Каракисяк (Черный Щенок). Он женился на девушке дуванского рода, и ему выделили землю. Поселился он на месте деревни Сарты. Его потомки разъехались, основав более десятка деревень, была целая Сартская волость - родовое подразделение каракисяк.
Сартскую волость и Сарт-аул проезжал на пути из Челябинской крепости в Кыштымский завод в 1772 году Петр Симон Паллас. Обитание сартов на Миассе в устье Бишкиля указано на картах первой половины XVIII века.
Отзвук - в названии сел с составной частью "сары" в Кунашакском, Еткульском и Троицком районах. Кунашакское село именуют еще Сарино, точно известно, это и есть Сарт-аул, который проезжал Паллас. Очевидный отзвук обитания сартов на Миассе - поселок Сар (т) газы неподалеку от Челябинска, некогда знаменитый плодово-ягодным хозяйством.
Из первых тюрков. Тангауры, тамьянцы
В числе первых тюркских пришельцев в наш край называются тангауры. Помимо "старых" тюрков, судя по этнонимам, в племенное объединение вошли упейские и юрми (угры), казахские, калмыкские и другие роды. Проживали они в степном пограничье на Яике, и все новые и новые роды прибивались к ним едва ли не до прихода русских.
В переписи 1725 года кунгурский бургомистр Юхнев называет враждебную Тангаурскую волость. Через четверть века П.И. Рычков отмечает в ней около 80 дворов и размещает ее на Яике южнее крепости Магнитная. Тангауры участвовали в Пугачевском бунте под началом старшин А. Якшибаева и К. Аксинова.
За участие в наполеоновских войнах были отмечены серебряной медалью более десяти тангауров, в их числе И. Янчукуров, Т. Кильдибаев, Ю. Баргутов. Зауряд-сотник А. Сырлыбаев отмечен орденом Святой Анны.
Тамьянцы вправе считаться, как бурзянцы, усергане, тангауры, в числе первобашкир прихода конца первого тысячелетия, соседи их по проживанию в пограничье по Яику. В племени непосредственно тамьянскими родами считались мулют, куян (заяц) и месягут (возможная память о предках-массагетах). Помимо них входили, судя по этнонимам, сынрянские (угры), сартские, бурзянгские, каракалпакские, казахские роды.
Окончание "-ян, -ан" предполагает родство с северными иранцами, в число которых входили массагеты.
Потомки гуннов. Тюбеляки, теляу
В Усть-Катавском городском округе расположено крупное село Тюбеляс. Селение старинное, стоит на месте башкирского йорта-зимовья. П.С. Паллас в "дневных записях" на пути из Уфы в Челябинскую крепость отмечал здесь йорт, где проживает бий племени тюбеляков. Около полувека до него Кунгурский воевода в переписи башкирских волостей Сибирской дороги называет Тюбеляцкую, в которой 57 дворов, 171 "душа мужеска пола".
Еще в одном башкирском племени отмечается родство с гуннами, еще в пору, когда они именовались хунну на далекой монгольской родине.
Китайцы называли их гао-гю и включали в грозный союз "северных варваров". Это племя теле-теляу-телеуты. Их было очень много, достаточно сказать, что в Джунгарию перекочевало до 100 тысяч телеутов. Телевская волость находилась в районе Верхнеяицкой крепости - Верхнеуральска, в ней в XVIII веке отмечалось около 700 кошей-дворов и 2100 "душ мужеска пола" (крупная волость).
Поздние тюрки. Кубяляки
Кубяляки у нас появились в XIII–XIV веках в составе тюркских племен, испытавших влияние кыпчаков. Роды кубяляков есть у казахов, каракалпаков и узбеков. В XVII - начале XVIII века возникла Кубяляк-Табынская волость, кубяляки в башкирском пограничье "распространились по-за Уралу степи". На землях кубяляков рядом с горой Атач была заложена крепость Магнитная, выше по Яику - крепость Верхнеяицкая.
Потомки кубяляков проживают сейчас на башкирской стороне Урала.
Александр Моисеев 10.12.2009
|