З.Курманов: "Почему, имея такой эпос "Манас", создав такую философию, мы до сих пор не можем понять простых, очевидных вещей?" 12:07 18.12.2009
Зайнидин Курманов: "Мы подошли к такому этапу, когда необходимо знать наше культурное наследие" Каждая новая генерация политической элиты является проводником тех политических традиций, в которых она была сформирована. Традиция, как известно, складывается под воздействием серии внешних факторов, таких как духовное состояние общества, нравственность политического класса и прочее. На эти и другие интересные темы мы беседуем с депутатом Жогорку Кенеша, профессором Зайнидином КУРМАНОВЫМ.
- Зайнидин Карпекович, расскажите, пожалуйста, о ключевых положениях возглавляемого вами национального проекта "Наследие кыргызов и будущее".
- Их несколько. Мы подошли к такому этапу, когда необходимо знать наше культурное наследие. Потому что без осмысления своего прошлого, своей культуры трудно определить свое место и роль в глобальных процессах. Молодые нации проходят этапы своего осмысления на начальной стадии развития капитализма. К сожалению, у нас этого не получилось, мы были присоединены к имперской России. Затем она начала строить "советское". У нас не было своих философов, историков. Историю и философию писали в Москве. Поэтому мы не могли в достаточной мере осмыслить все. Сейчас, когда мы стали независимыми, столкнулись с необходимостью нового осмысления своего прошлого, культуры, с тем, чтобы процессы модернизации осуществлять более эффективно, рационально. Все народы прошли через этот этап, правда, нам никто об этом не говорил, о том, что это необходимо, но мы интуитивно понимали. Например, Турция, Китай, Япония все современные процессы модернизации, либеральные демократические модели накладывают на свою национальную культуру. Поэтому и нам это необходимо для того, чтобы выполнить ряд задач, в том числе, связанных с поиском национальной идентичности. Это вопрос воспитания новой политической элиты, которая хорошо знала бы свою национальную культуру, умела бы применять ее в практической деятельности. Это вопрос воспитания и формирования новой гражданской политической нации, объединенной вокруг общих целей, задач.
- Как бы вы охарактеризовали текущее состояние политической конъюнктуры?
- Что касается нашей страны, то я не назвал бы это конъюнктурой, а назвал гибкостью. Нельзя всегда быть одним и тем же, приверженцем одних и тех же ценностей. Я, например, раньше был демократом, либералом, но с возрастом становлюсь консервативным, потому что на меня уже давит опыт. Я стал более осторожен в суждениях, оценках. Наша страна тоже находится в достаточно интересном положении. Несмотря на то, что страна молодая, нам необходимо проявлять политическую мудрость в проведении внутренней и внешней политики, т.е. мы должны вырасти в этом отношении, научиться ориентироваться в существующих реалиях. Я не понимаю, когда даются легковесные оценки тем или иным действиям наших руководителей. Надо все серьезно анализировать. Ничто случайно не возникает, либо это потребность времени, либо это ответ на возникающие риски и вызовы, либо это попытка выжить. Просто так идеи рождаются только у идиотов.
- Что вы думаете о разговорах, касающихся предстоящего роспуска парламента? Имеют ли они основания? Либо абсолютно беспочвенны?
- Мы живем в стране, где трезвый реальный анализ подменен сказками, мифами. В стране, где рационализм еще не стал правилом. Если людям интересно обсуждать данную тему, то пусть обсуждают. Я могу сказать, что у страны, живущей в условиях кризиса, нет 100 млн. сомов – и не должно быть – для проведения избирательной кампании, чтобы опять получился тот же самый состав. Поэтому я смотрю на эти вещи с точки зрения здравого смысла. Чтобы произошли радикальные изменения, требуется время. Нужно создать силы, подготовится к этим процессам. Сейчас государство стало более осмысленно поступать, не выпускает все вопросы из-под контроля. К примеру, развитие партий. Пустили на самотек и что получили? Сто с лишним партий. Тридцать - центристских, двадцать - левых, четыре - коммунистические, пятнадцать - правых. Ну а толку? Толку нет. Нужно создавать стимулы для реального развития многопартийности. Поэтому пошли по пути создания партии власти. Приходится создавать партию власти, тогда, может быть, появится реальный конкурент.
- Как вы полагаете, как будет выглядеть в ближайшей перспективе конфигурация политических сил?
- Все будет зависеть от того, как будет действовать власть. Если будет экономический успех, процветание, достигнуты поставленные цели, задачи, то конфигурация останется такой же, как и сейчас. Люди начнут реально ценить конкретные дела той или иной партии. У нас в стране много партий, но нет партийного электората. Все говорят, что народ любит их. В стране, где нет электоральных партийных предпочтений, люди голосуют за политиков. Естественно, люди голосовали не столько за партию "Ак Жол", сколько за политиков. Вот в чем феномен- то, понимаете! Поэтому делать большие глаза и возмущаться нет смысла. Это не только у нас, но и во всем мире. Поскольку К. Бакиев свой багаж не растерял, тем более в последние два года наметился большой позитив, то народ выразил ему доверие. Все очень просто! Если это доверие будет подкреплено и в дальнейшем, то и влияние партии будет расти, партия должна превратиться в сильную организацию. Что касается других партий, ну надо же работать, предлагать какие-то идеи! Есть парламент, есть оппозиционные фракции, пусть вносятся предложения, рекомендации, законопроекты, ну куча возможностей, куча возможностей! Надо их использовать! А то, что мы застряли в начале 90-х годов, занимаемся критикоманией, честно говоря, поднадоело уже. Одна и та же мелодия играет! Нужно же меняться! Почему, имея такой эпос "Манас", создав такую философию, мы до сих пор не можем понять простых, очевидных вещей? Надо работать на страну, на объединение, а не на разрушение и разобщение. Эти стратегии уже давно выкинуты из обихода.
Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ
17 декабрь 2009г
|