КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 23.12.2009
22:24  Взрыв в насосной части иранского трубопровода Асар. Пожар на 2 километра
22:21  В Москве умер писатель-фронтовик Григорий Бакланов
22:16  Первую казахскую молодежную комедию "Кайрат-чемпион. Девственник №1" осудили за "пропаганду гомосексуализма"
21:40  Казахстан отказался от помощи Франции в проекте водообеспечения города Алматы
19:21  МВД Казахстана накрыло транснациональную банду автоугонщиков, "работавших" на Таджикистан
18:52  И.Велизаде: Газовый подарок от России, или с Новым годом, Европа!
17:49  The Times: Жена и дети Усамы бен Ладена - козырь Тегерана?

16:06  Regnum: Узбекистан выступил за экономическую активизацию ШОС
15:49  За год экспорт азербайджанской нефти сократился в 2,9 раза
15:00  Нурани: Иран готовится к войне с внутриполитическим прицелом. Ее жертвой может стать Азербайджан
14:24  ВВС: Пакистанский суд приговорил братьев-насильников к отрезанию ушей и вырыванию ноздрей
14:02  С.Расов: Не наш дом - Туркменгазпром
13:59  Дэниэл Марки: В Пакистане шатается режим, а нам остается только смотреть на это
13:56  "New York Times": Nabucco. Больше чем просто газопровод
13:35  "КП": Медведева знаково наградили в Ашхабаде туркменской балалайкой
12:47  В афганском Баглане полицейские застрелили депутата парламента М.Ю.Ширнага
12:16  ИА "24.kg": Милиция Кыргызстана, расследующая нападения на журналистов, расписывается в собственном бессилии
12:14  Новым спикером Парламента Киргизии становится историк и политолог Зайнидин Курманов
12:04  "Washington Post": Интересует ли Центральная Азия Вашингтон, если не считать вопросы Афганистана?
11:59  С.Смирнов: Горючее для тигра. Нефтегазовая сфера Казахстана сегодня
11:53  Д.Кусаинов: Собака на сене. Центральная Азия может, но не хочет бросать вызов "азиатским тиграм"
11:07  "БП": Почему чиновники от энергетики в Кыргызстане не хотят понять очевидного?
11:06  "ВН": Оттепель по-туркменски. В Ашхабаде тепло приняли Д.Медведева
10:46  В Казахстане вышла книга Е.Турсунова "Мамлюк". О султане Бейбарсе
10:05  AFP: Россия продолжит покупать газ у Туркменистана, но гораздо меньше
09:55  "Литер": Парниковый эффект. Проблема глобального потепления стала козырной картой в большой геополитической игре
09:39  Н.Пляскина: Город потерялся. Тайна средневекового Джента
09:34  "Къ": Туркменский газ возвели в куб. Поставки в Россию возобновятся по новой цене
08:48  Н.Назарбаев: "Тут мы с вами долго будем жить. Не как мамонты , но долго..."
08:11  "Time": Индия уверенно входит в мировой автомобильный рынок
07:26  В.Мастеров: Добровольцы выбирают жизнь. Польские солдаты теряют интерес к службе в Афганистане
06:51  П.Гельтищев: Иракская угроза. ОПЕК определила главную опасность для нефтяной стабильности
01:37  Премьер РК К.Масимов: "Это были два пузыря, которые нужно было плавно спускать" (интервью)
01:32  О.Власенко: Все не так уж плохо. Завершающийся год для казахстанской культуры оказался противоречивым
01:22  С.Куликов: Париж лишает Москву ядерного пирога. КНР строит собственные амбициозные планы по развитию атомной энергетики
01:19  "НГ": Россия реанимирует газовый импорт. "Газпром" договорился с Ашхабадом о кризисном снижении поставок
00:37  Al Jazeera: Киргизский мультфильм борется с коррупцией
00:36  К.Сыроежкин: Драконьи аппетиты Китая в Казахстане
00:28  А.Мельников: Мираж исламского единства в России
00:27  Ш.Абдураимова: Мусульманка сегодня. Взгляд Запада и Востока на правовой статус женщины в исламе
00:18  Ж.Марденов (генерал разведки): "Я не вербовал его, не подкупал, ничего не сулил. Просто разговаривал..."
00:05  "МК": Газовый покер. Что получила Россия от Туркмении
Вторник, 22.12.2009
21:36  В афганской провинции Тахар убит командир ИДУ Абдулатиф Ибрахими
20:48  Ж.Турусбекова: Геннадий Павлюк был одним из самых талантливых журналистов Кыргызстана
17:31  Арабские шейхи прикупили азербайджанские шельфовые месторождения "Бахар" и Гум Дениз"
17:25  А.Куртов: Ценность Туркмении – в газе и нейтралитете
17:20  Фергана.Ру: Демография. В Узбекистане стали рожать гораздо меньше
17:11  К.Бозумбаев (аким Жамбылской области): "Необходимо готовить кадры из числа местных жителей"
17:08  Узбекистан усилил ответственность за использование детского труда
17:05  В.Жаворонкова: Сотрудничество как решение основных проблем Центральной Азии
16:44  Financial Times: Знакомый путь к поражению в Афганистане
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Ш.Абдураимова: Мусульманка сегодня. Взгляд Запада и Востока на правовой статус женщины в исламе
00:27 23.12.2009

МУСУЛЬМАНКА СЕГОДНЯ.

ВЗГЛЯД ЗАПАДА И ВОСТОКА

НА ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМЕ

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного.

В зерцале отражен прекрасный облик твой.

Зерцало чисто, дивный лик пленяет красотой.

Как драгоценное вино в прозрачном хрустале

В глазах блистающих твоих искрится дух живой.

Саади Ширази

Образ женщины в исламе, мусульманки, чье тело, чувства, мысли надежно укрыты от посторонних глаз, всегда привлекал к себе внимание поэтов и писателей, ученых и журналистов и всех, кто интересуется Востоком. Проходили столетия и эпохи, одна общественная система заменяла другую, а загадочный образ мусульманки оставался неизменным. Между тем изменились положение мусульманской женщины, ее внутренний мир, но границы семьи и дома, плотное покрывало надежно скрывали эти изменения от любопытствующих взглядов. В какой бы стране она ни жила, на каком бы языке она ни говорила, кем бы ни работала, она ощущала и называла себя "муслима" (мусульманка), чувствовала свою принадлежность к единой универсальной мусульманской общине – умме, осознавала себя продолжательницей традиций, входящих к великим женщинам ислама, окружившим пророка Мухаммада. [1]

Однако в последнее время наблюдается настоящий бум публикаций, посвященных различным аспектам, так называемого женского вопроса в странах ислама: по правам и свободам женщины, ее участию в политике и выборных органах, социальному аспекту гендерного равноправия, феминизации экономической активности. Это связано как с активизацией ислама во всем мире, так и с ростом феминизма и усилением "женского фактора" в мировой политике. Однако большинство этих публикаций несет экстравертный характер - они связаны с изучением правового статуса женщины, ее социальных функций, экономических возможностей, семейного положения. Внутренний мир мусульманки по-прежнему остается терра инкогнита для западных исследователей. Во многом это объясняется изоляционизмом исламской женщины, тем, что ислам ревниво защищает ее от взглядов посторонних, свято чтит границы обители, в которой она живет.

Говоря о проблеме положения женщины в мире ислама, хотелось бы отметить еще один важный факт: очень часто эта проблема становится предметом преднамеренных конъюнктурных спекуляций. Западные политологи либо ложно трактуют отношение ислама к женщине, либо стремятся показать мусульманку в темных тонах, измученную от морального давления мужчин. Читая книги, публикуемые западными исследователями по вопросу прав женщин в исламе, становишься свидетелем того, что человек, не живущий в исламском мире, не может правильно и конкретно донести до читателя всю суть данного вопроса, адекватно оценить равноправие между мужчиной и женщиной в исламе. Порой встречаешь совершенно чуждые исламу примеры равноправия мужчины и женщины, а так же неправильные толкования хадисов и Корана. Выдвигаются концепции, заключающие в себе идею возвышения женщины над мужчиной, и приводит к тому, что женщина стоит на много рангов выше мужчины. Неправда ли, это совершенно не соответствует концепции ислама, где говорится о том, что и мужчина и женщина сотворены из одного духа и равны перед Аллахом.

Так, в книге "Гендерное образование и права женщин в мусульманском контексте", Мириям Кук, профессор арабской филологии, призывает мусульманок присоединиться к мировому феминистическому движению и использует такой термин как "исламский феминизм". Странное словосочетание, не правда ли? Два совершенно противоречивых термина, "ислам", т.е. "покорность" и "феминизм" - "борьба за верховенство женщины", вдруг соединяются в одно словосочетание и требуют от читателя правильного понимания данного термина. Здесь надо отметить, что феминизм - это сугубо западная идея и никак не может пересекаться с исламским пониманием прав женщин.

Таким образом, если целью западного феминизма является обретение женщинами аналогичных с мужчинами прав во всех социальных сферах, то ислам видит свою задачу в том, чтобы они смогли в полной мере выполнить свое женское предназначение. Непонимание этого положения свидетельствует о том, насколько и в мужчинах, и в женщинах глубоко укрепились патриархальные представления. Кроме того, все глубоко убеждены в том, что внешняя, общественная, публичная деятельность гораздо важнее и значимее, чем внутренняя, личностная, духовная. А ведь Востоку, не только мусульманскому, такое понимание смысла человеческого существования несвойственно.[2]

Вопросом прав женщин в исламе, в свою очередь, наряду с западными исследователями, также занимаются и ученые мусульмане. В отличие от своих западных коллег суждения проблемы статуса женщины в исламе идейно отличаются. Порой можно увидеть, что приводятся похожие примеры из Корана и хадисов, касающиеся прав женщин в исламе, но их толкования совершенно не одинаковы и преследуют различные цели. Так, если обратиться к исследованиям, проводимым специалистами исламского права в Узбекистане, то можно заметить, что целью их работ является стремление показать всю красоту женщины как матери, супруги и покорной рабыни Аллаха. Привести читателя к тому, что роль женщины в мире важна и несет за собой ответственность перед обществом и Всевышним.

Изучить также суть равноправия мужчины и женщины в рамках ислама, ведь ислам, в отличие от других монотеистических религий, с самого начала совершенно определенно утверждает равенство мужчин и женщин. Они в равной мере являются творением Всевышнего. Созданы для того, чтобы выполнять равные обязанности, главной из которых является ибодат – религиозное поклонение. Их ожидает равное загробное воздаяние. При всем том, что в Коране мы встречаем общесемитский сюжет об искушении и грехопадении Адама и его супруги, в исламе отсутствует концепция вины женщины за это грехопадение.[3] В отличие от иных монотеистических религий на представителях рода человеческого не лежит роковая вина первородного греха, так как Аллах прощает людей и возвращает их первоначальное состояние чистоты – фитру. Еще примером того, что мусульманские ученые призывают женщину к выполнению ее непосредственных обязанностей и сохранению исламских традиций, можно привести следующее высказывание из книги "Права женщины в исламе" Н. Юсуповой, занимающаяся вопросами прав женщин в исламе на протяжении нескольких лет, что любое благое дело, совершаемое женщиной, и та работа, которую она выполняет на пути служению Всевышнему, это может быть домашняя работа, воспитание детей, благоустройство дома, помощь супругу и т.д., будет оценено и вознаграждено по достоинству Всевышним в судный день. [4]

Вышеуказанное показывает концептуальное различие между исследованиями западных и восточных ученых в области прав женщин в исламе. Становится ясным, что понимание роли современной мусульманки для западного человека кардинально отличается от понимания восточного. Восточному человеку понятно, что женщина-мусульманка не может бороться только за права женщин, ее статус и положение неотделимы от положения других членов ее личной семьи. Символом и смыслом ее политической деятельности может быть борьба за возврат к нормам, ценностям и законам раннеисламской общины. В этом смысле все западные движения феминистского толка, которые провозглашают индивидуализм, неограниченную личную свободу и полную общественную открытость, обречены на неуспех. Но самое главное, различия между западными и исламскими традициями можно увидеть, что западные люди всегда стремятся к индивидуальности, в то время когда индивид в исламе никогда не обладал и не будет обладать всей степенью индивидуальной свободы, подобно жителю западного мира, в любом случае он остается в семье, под ее присмотром и, соответственно, контролем. Так, для мусульманки интересы семьи всегда превалируют над ее личными амбициями и интересами. Собственный "персонализм" не имеет для нее такого самодовлеющего значения.

Личные устремления, карьерный рост, профессиональное совершенствование немедленно исчезают, если они идут в ущерб ее семьи. Наверное, для многих мусульман будет странным такое понятие, как борьба за права, ведь ислам как правовая система закрепляет в себе все права не только женщины или мужчины, а человека в целом. Вы согласитесь с нашим мнением, что и мужчина и женщина - это одно целое, их ни в коем случае нельзя разделять и нельзя сказать, что мужчина главнее или, что женщина главнее. Поверьте, как без мужчины, так и без женщины этот мир был бы неполноценным и у каждого из них есть своя миссия на земле, свои цели и задачи. Целесообразно если женщина в силу своих возможностей будет выполнять те задачи, которые стоят перед ней, так как никто другой не сможет выполнить это в совершенстве кроме нее. Как пишет в своей книге Абу Хамид ал-Газали "Основы духовности": "Если в вещи что-то проявлено в совершенстве, значит, ее для этого и сотворили". Только женщине дана такая ответственная участь, как быть матерью, продолжать род человеческий, воспитывать достойных личностей, хранить традиции своей семьи и всегда быть опорой для своего спутника жизни.

И, подытожив мысли, хотелось привести следующий хадис: "Если человек верует в Аллаха и в последний день, то, увидев какое-либо дело, пусть говорит по-доброму, либо пусть молчит, а женщин считайте для себя заветом и обходитесь с ними хорошо. Женщина создана из ребра, а ребро искривлено сверху. Если ты захочешь выпрямить его, то сломаешь, а если оставишь в покое, то оно останется искривленным. Обходитесь с женщинами хорошо". (Хадис приведен Абу Даудом со ссылкой на Абдуллу ибн Омара.)[5]

Из хадиса видно, что ислам призывает уважать женщину, любить ее и относиться к ней с уважением. И никакие феминистические идеи не могут сравниться с идеей защиты и опеки женщин со стороны мужчин. И сегодня истинная мусульманка думает о благополучии своей семьи и служении Всевышнему больше, чем о достижениях успеха в политических или же иных сферах общественной жизни, но в то же время всегда готова помочь благоустроить и развить то общество, в котором она проживает.



----------------------------------------

[1] Г.Р. Балтанова. Мусульманка. Москва-Логос 2005, С- 36

[2] Г.Р. Балтанова. Мусульманка. Москва-Логос 2005, С- 67

[3] Х. Баш. Права женщины в исламе. Казань. Мастер-Лайн, 2001, С-125

[4] Н. Юсупова. Исломда аел хукуклари. Тошкент, 2006, С- 57

[5] Г. Нуруллина. Женщина в исламе. Москва. 2003, С - 34

_____________________

Шахзода Абдураимова,
студентка 3-го курса Ташкентского исламского университета, факультет "Исламское право, экономика и естественные науки"

бакалавр.
22.12.2009

Источник - ИАЦ МГУ
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1261517220


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Спектакль "Шәмші" показали на сцене театра драмы имени К.Куанышбаева
- Мажилис принял закон, направленный на обеспечение отдаленных сел Интернетом
- Инфраструктура должна развиваться с опережением
- Предложения Демпартии "Ак жол" Правительству по либерализации экономики
- Представители Всемирного банка высоко оценили уровень цифровизации услуг в социальной сфере РК
- Кадровые перестановки
- Расширенная коллегия по итогам 2023 года состоялась в МЦРИАП
- Рабочий график главы государства
- Перспективы развития сферы образования обсудили на заседании диалоговой площаки Сената "Ұлттық мүдде"
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх