Музыка желтого быка. Двенадцать лучших музыкальных альбомов 2009 года 10:04 01.01.2010
Музыка желтого быка Двенадцать лучших музыкальных альбомов 2009 года по версии газеты ВЗГЛЯД
В уходящем году новыми (и не всегда удачными) альбомами отметилась старая гвардия в диапазоне от Игги Попа и Depeche Mode до "Аквариума" и U2. Небеден оказался сезон и на появление свежих поп-звездочек, в основном, в Великобритании. Некоторые подававшие надежды молодые артисты разочаровали, пристрастившись к автотюну и именитым продюсерам, другие же, наоборот, положили на лопатки "синдром второго альбома". О них (но не только) − топ-12 лучших релизов 2009 года, составленный газетой ВЗГЛЯД.
Mika – "The Boy Who Knew Too Much"
Mika – "The Boy Who Knew Too Much"
Вундеркинд, "реинкарнация Фредди Меркьюри", уроженец Бейрута и резидент Лондона Мика ворвался в радио- и телеэфир два года назад мультяшными поп-хитами "Relax, Take It Easy" и "Grace Kelly", после чего выпустил EP "Songs for Sorrow", на которой уже не побоялся предстать лириком и примерить маску Пьеро.
Опешившие было поклонники все-таки приняли повзрослевшего, но не разучившегося дурачиться певца. Его новая пластинка концептуальна и уже не столь инфантильна: Мика рассказывает о своей юности, а "взрослый" шик аранжировкам придают гениальный скрипач Оуэн Паллет (он же Final Fantasy и аранжировщик Arcade Fire) и один из соратников Мадонны Стюарт Прайс.
Вообще, грусть, что без труда улавливается за вычурной и эклектичной жовиальностью альбома, всегда являлась значительной составляющей клоунского образа Мики. Он тот самый "мальчик, который слишком много знал" и постарался скрыть за напускным весельем не всегда сладкий опыт.
А пресловутый "синдром второго альбома", которого так страшатся начинающие артисты, как известно, удел слабаков.
Antony & The Johnsons – "The Crying Light"
Antony & The Johnsons – "The Crying Light"
Третий альбом коллектива под руководством Энтони Хегарти, что обладает уникальным, проникающим в суть вещей вокалом, воспринимается сложнее, чем первые два. Но он и есть то, что в англоязычном мире называют "grower", ему надо дать время пустить корни и прорасти. Выкорчевать же потом эту музыку будет чрезвычайно сложно.
Роскошные оркестровки композитора Нико Мьюли, ощутимый налет декаданса, болезненная инопланетная красота, ангелоподобный голос Энтони, поющий о "ее глазах под землей", "танцующей эпилепсии", голубях, прахе и воде и, конечно же, о плачущем свете. Поп-музыка "не для всех, но для каждого", уникальная, штучной выделки, появляется раз в пять лет, и этого времени достаточно, чтобы в полной мере оценить ее блеск и глубину.
К слову, на обложке "The Crying Light" изображен Кацуо Оно, один из легендарных основателей танца буто, которого сам Хегарти называет своим учителем. Именно ему посвящена эта пластинка, и именно с ним – со "старой лошадью с молодым сердцем" – видимо, ассоциирует себя музыкант.
Just Jack – "All Night Cinema"
Just Jack – "All Night Cinema"
Обычные истории о нормальных людях, но рассказанные так остроумно, что хочется по старой блогерской привычке занести запись "в мемориз" или на худой конец поставить "плюс один".
Собственно, истории – главный конек Джека Оллсоппа или Просто Джека, выглядящего лет на 10 моложе своих "за 30". Он не замыкается на абстрактном хип-хопе или грайме, ему не претят ни радиоформат, ни танцпол. Его наблюдения в жанре "лытдыбр" явно умнее песен-постов Лили Аллен, не столь желчны, как у Майка Скиннера, и, наконец, просто хорошо продуманы и записаны.
При этом размышления этого уроженца Лондона об английской жизни странным образом космополитичны (например, история о девочке-готе, которая ненавидит дискотеки, но ходит туда, так как по субботним вечерам все равно нечего делать), а всплывающие то тут, то там живописные детали, например, красные стринги с надписью "Я так возбуждена", невольно внушают доверие.
Человек, способный заметить, вплести в текст и обыграть столь малозначительные детали, может поразить и глобальными выводами.
Royksopp – "Junior"
Royksopp – "Junior"
На обложке "Младшего" − третьего альбома дуэта, что назван в честь гриба-дождевика, изображены глаза, лужицы и рука с телефонной трубкой. Данный абсурдный коллаж идеально подходит на роль скринсейвера.
Что до содержания, кажется, на этой пластинке норвежцы окончательно освободились от нависшей над ними после хитов "Elpe" и "Poor Leno" обязанности служить ненавязчивым музыкальным сопровождением модных магазинов и рекламных роликов. Да, их музыка по-прежнему нуждается в визуализации, но ощутимо набрала в весе и самостоятельности: осязаемые, наделенные человеческой теплотой синтезаторы, танцевальный грув, запоминающиеся мелодии и, конечно же, звездный состав приглашенных вокалистов.
Среди последних − Робин, Аннели Дрекер, обладающая уникальным – как скандинавская зима − тембром Карин Драйер (The Knife) и Ликке Ли. Избавившись от помпезности предыдущей пластинки ("The Understanding"), однажды верно нащупав "центры удовольствия", дуэт продолжает стимулировать их с завидным упорством.
Kings of Convenience – "Declaration of Dependence"
Kings of Convenience – "Declaration of Dependence"
Двое неуклюжих, но чертовски обаятельных парней тихонько перебирают струны акустических гитар. Обезоруживающие гармонии, от которых невозможно отвязаться, интимная атмосфера всеобщего доверия и всепоглощающего спокойствия – это и в самом деле "Декларация зависимости", не стыдной, в общем-то, зависимости от положительных эмоций и желания качественно отдохнуть.
"Declaration of Dependence" − третий альбом дуэта (предыдущий был выпущен пять лет назад), когда-то подарившего музыкальным журналистам чудесный девиз: "тихое – это новое громкое", который немедленно был взят на вооружение сетевыми остряками ("Черное – это новое белое" и т.д.).
Предельная сыгранность и спетость, спартанские аранжировки, сосредоточенные на гитарах и голосах, лишь изредка разбавляемые всполохами скрипок и акупунктурой фортепиано, − кому-то эта лаконичность напомнит Саймона и Гарфанкеля, кому-то − Ника Дрейка, более современному слушателю – бывшего серфера Джека Джонсона. А кто-то, услышав эти песни и взглянув на обложку, просто вспомнит о том, как давно он не был в отпуске.
Calvin Harris – "Ready For the Weekend"
Calvin Harris – "Ready For the Weekend"
25-летний шотландский остряк, самоуверенно "создавший диско" два года назад и успевший с тех пор поработать с Кайли Миноуг, выпустил более зрелый и, сказать по правде, мрачноватый альбом. Несмотря на название – "К уик-энду готов", пластинка к отвязному плясу не располагает: нашлось на ней место и меланхоличным размышлениям о старости, и прилизанным радиохитам.
Но эта двусмысленность, столь нетипичная для поп-записи, завораживает, а ностальгия по 90-м, выраженная в отсылках к хаусу и трансу, колышет остатки воспоминаний о школьных дискотеках и оглушительном похмелье после них (не хватает разве что звуков "зажеванной" пленки.)
Словом, если эта пластинка и не подходит к самому уик-энду, то идеально вписывается в программу психологической подготовки к нему, которая, как известно, длится от понедельника до пятницы.
Pet Shop Boys − "Yes"
Pet Shop Boys − "Yes"
Десятая пластинка приверженцев синти-попа и гей-эстетики – настоящий триумф интеллигентной и чисто британской музыки для танцев. Чуть ли не каждый трек с диска достоин того, чтобы быть включенным в итоговые компиляции "Pet Shop Boys: Greatest Hits" или, если брать шире, "The Best of 00s".
Уверенный и сфокусированный, задающий моду и одновременно отсылающий в 80-е звук альбома – заслуга Брайана Хиггинса, известного как Xenomania по своей работе с Girls Aloud. "Yes" получился прыгучим, упругим и пузырящимся, как шампанское. В то же время врожденная меланхолия, язвительная искренность и ирония, присущие всему творчеству дуэта, никуда не делись.
Триумфальное возвращение в форму и на верхушки хит-парадов состоялось. Да!
Madness – "The Liberty Of Norton Folgate"
Madness – "The Liberty Of Norton Folgate"
Почему бы и не тряхнуть стариной, когда нечего терять, кроме собственных волос. Ветераны ска-движения очнулись от долгой творческой спячки, собрались в оригинальном составе и выпустили, по мнению многих, свою лучшую пластинку.
"The Liberty Of Norton Folgate" − девятый студийный альбом и первый за 10 лет полноценный релиз самой, пожалуй, известной и заслуженной ска-панк группы Великобритании. За три десятка лет Madness неоднократно побывали в чартах Ее Величества и в составе легендарных опен-эйров, вдохновили на музыкальные подвиги российские "Странные игры" и стали культом для эстетов и скинхедов.
Названа новая пластинка в честь уже не существующего лондонского административного округа, на улицах которого проживал драматург Кристофер Марлоу и в середине XIX века был построен лондонский театр. Это настоящий гимн Лондону ("We Are London"), зрелый, глубокий, с типичным для Madness звуком старого доброго ска (музыканты никогда не заигрывали с электроникой или металлом), явно способный пополнить гвардию преданных фэнов свежей кровью.
Колибри – "Железные звезды"
Колибри – "Железные звезды"
Маленькие, но гордые тропические птицы с питерской пропиской готовили свой новый материал более семи лет. За это время произошло многое: к примеру, трагически ушла из жизни Наталья Пивоварова (впрочем, уже не числившаяся в составе группы), а Radiohead взяли на себя скромную миссию революционеров и выложили в сеть свой альбом "In Rainbows". "Железные звезды" также были выложены в сеть задолго до официального "твердого" релиза. На популярном среди прогрессивных музыкантов сервере kroogi.ru альбом можно скачать, заплатив сумму от 0 до "сколько не жалко" рублей, но, кажется, это единственная инновация, замеченная затворившимися в клетке из слоновой кости "Колибри".
Другой вопрос, что их "антикварная поп-музыка" ценна именно отсутствием привязки ко времени. Неслучайно на новом диске присутствуют перепетые "Котятки" и "Цветок" (с альбома "Бес сахара"), а также совсем забытый хит "Женские штучки" ("Маленькие трагедии"). В отличие от предыдущей записи ("Любовь и ее конечности"), где из "Колибри" пытались сделать ни много, ни мало, а питерский ответ Moloko, новая пластинка подчеркнуто старомодна и спокойна – джазовые аранжировки музыкантов коллектива "Soundscript33" как нельзя более подходят новым песням трио.
La Roux – "La Roux"
La Roux – "La Roux"
Наивный и изощренный, трогательный и отстраненный синти-поп, произведенный лондонским дуэтом фриков Элли Джексон и Бена Лэнгмейда, возвращает во времена расцвета Eurythmics, Soft Cell, Yazoo, Human League и Erasure – отточенной британской поп-музыки, перенаселенной андрогинами.
Однако не стоит называть La Roux еще одними реаниматорами 80-х: их подчеркнуто старомодная музыка выглядит весьма современной, да и кругозор музыкантов, почерпнувших многое из рок-музыки 90-х, недооценивать не стоит. Идеологическая платформа дуэта − ретрофутуризм как он есть.
За те полгода, что прошли с момента выпуска первого сингла на инди-лейбле Kitsune до покорения британских чартов полнометражным одноименным дебютом, Элли Джексон доказала, что она не бабочка-однодневка и вполне способна стать новой Энни Леннокс, если, конечно, не пострижется.
Little Boots – "Hands"
2009 год ознаменовался появлением в чартах сразу трех поп-звезд на букву "L" − Lady Gaga, La Roux и Little Boots. За последним, наиболее трогательным псевдонимом скрывается 25-летняя Виктория Хескет, которая заручилась поддержкой Грега Керстина и Джо Годдара (из Hot Chip) и записала девичий альбом на пересечении эстетики Girls Aloud и сольных экзерсисов Ройшн Мерфи, апеллируя таким образом и к составителям чартов, и к интеллектуальным слушателям.
Сама певица как-то призналась в одном интервью, что хочет писать "запоминающиеся поп-песни, цепляющие как можно большее количество слушателей", – в общем, то, что в английском языке именуется "catchy" и "crowd-pleasing". Действительно, судя по количеству хитов на дебютной пластинке, некоторые из которых смогли бы достойно представить Британию на "Евровидении", планы у Виктории наполеоновские.
Но если по совести, кого выбирать из приведенной выше троицы – экстравагантную вамп-леди Гагу, скромницу Викторию или андрогина с крашеным чубом Элли Джексон – решать вам. На шкале ценностей мировой поп-музыки они пока располагаются рядышком.
Muse – "The Resistance"
Пожалуй, ни один из альбомов Muse не вызывал столь полярных оценок в диапазоне от праведного гнева до искреннего восхищения. Виной тому вконец зашкаливший пафос Мэтта Белами со товарищи. В самом деле, надо обладать недюжинной выдержкой и нестандартным чувством юмора, чтобы не морщиться от постмодерн-попыток музыкантов впрячь в одну упряжку Фредерика Шопена и Queen, Сен-Санса и Radiohead.
"Глобальный музыкальный переворот" и "безумная амбициозность, грозящая перерасти в самопародию", "самоповторы раблезианских масштабов" и "терпение, только терпение и пачка парацетамола" − все это западная профильная пресса выдала по поводу "Сопротивления", пятой пластинки Muse. Многие также сочли весь альбом прелюдией к финальному треку – грандиозной по замыслу и хронометражу "Exogenesis: Symphony".
С другой стороны, "The Resistance", пожалуй, первый альбом "нулевых", который пришелся бы ко двору в 70-е, в эпоху расцвета прог-рока и арт-рока, с его героями вроде Фредди Меркьюри и Дэвида Боуи. И несмотря на весь его громогласный революционный пафос и прекраснодушие, как говорили в полнометражном мульте "South Park", "сопротивленье бесполезно, Сопротивленье будет жить". 29 декабря 2009, Денис Шлянцев
|