З.Курманов: Роль воспроизводства культуры и человеческого потенциала в практике государственного управления и строительства. Ч. 1-я 01:23 03.01.2010
Роль воспроизводства культуры и человеческого потенциала в практике государственного управления и строительства
(Доклад на III Международном научно-практическом форуме стран-партнеров в области подготовки и переподготовки кадров для государственной и муниципальной службы, Бишкек, 3-5 декабря 2009 г.)
Зайнидин Курманов, профессор, депутат парламента Кыргызстана
Часть первая
КАБАР, 30 декабря 2009 года. В национальной концепции "Наследие кыргызов и будущее" одной из приоритетных задач современного развития ставится воспитание новой национальной политической элиты, глубоко знающей национальную культуру и историю.
Почему почти два десятилетия в стране идут альтернативные выборы в представительные органы, а выбрать мудрецов не удается? Почему в Кыргызстане все время под сомнение ставится отмена смертной казни, хотя кыргызы ранее избегали ее применения, ограничиваясь наложением штрафов или изгнанием из рода? Почему с трудом идет гендерная политика у народа, который больше всех других сохранил черты матриархата? Почему кража невест у самого по сути гендерно ориентированного народа возведен в ранг национального геройства? Почему мы не умеем достаточно эффективно решать сложные вопросы прошлого и настоящего в условиях суверенитета?
Чтобы верно ответить на эти и другие вопросы, во-первых, надо вернуться в управлении к национальным культурным истокам, ибо правильные и эффективные решения рождаются там, где люди знают, как кыргызы принимали свои решения, чем они при этом руководствовались, какими основаниями, мотивами, стимулами, ценностями? Во-вторых, понять, что мы живем в сложном регионе, являющемся перекрестком цивилизаций, обремененном советским наследием. В-третьих, в этих условиях важное место в работе управленцев приобретают проблемы методологии.
Кыргызстан сейчас представляет из себя сложную страну, где многие процессы не завершены, а другие все еще очереди. Близко понять Кыргызстан, применяя только западные матрицы, будет не совсем правильно, потому что при такой методологии все равно получится искаженная картина.
Какие проблемы мы имеем сегодня? В обществе нет многочисленного среднего класса, основы демократии. Страна бедная. Население преимущественно аграрное, оно - многонациональное. Это тоже естественные барьеры на пути демократии, которые необходимо преодолеть, чтобы построить развитое демократическое общество. В наследии от прошлого наблюдается высокий уровень недоверия к управленцам. Имеется низкий уровень национальной идентичности. Культурные разрывы усиливаются - приходят новые поколения.
Здесь надо знать, чего кыргызы смогли достичь сами, а чего они добились при внешней поддержке? Сами кыргызы без посторонней помощи прошли две общественно-экономические формации - первобытно-общинный строй и феодализм. Это были меганациональные проекты, которые кыргызы могли реализовать сами. Были у кыргызов, конечно, и другие национальные и транснациональные проекты, такие как Гуннская империя, "Енисейское великодержавие", "Империя великих моголов", участие в военных экспедициях Чингиз-хана, Тамерлана и другие. Их реализация потребовала невиданных усилий и пассионарности духа, из которой кыргызы к XIX веку вышли слабыми, ибо в бесконечных войнах, в которых они участвовали, погибали самые сильные и лучшие.
Во второй половине XIX века кыргызы отказались от системы родовой демократии и вступили, наконец, в стадию феодализма, прошли только его начальный этап. Однако вскоре они были присоединены к России и в это время у них параллельно стал развиваться капитализм в зачаточной форме.
С этого времени кыргызы перестали реализовывать собственные национальные проекты, а их самих перестали спрашивать - что, зачем и как строить, зачем это нужно и так далее. В 1917 году кыргызы были вынуждены с советской Россией начать новый политический эксперимент - строить социализм, так до конца и не поняв, чем же был плох прежний строй и прежнее общество?
Идеология и практика марксизма-ленинизма отрицали весь предшествующий исторический опыт развития кыргызского народа и его культуры в дореволюционный период. Коммунистические историки и идеологи навязали представление о кыргызах как о вымирающем этносе. Поэтому кыргызы лишились своей подлинной истории, а национальная элита в этих условиях не смогла глубоко осмыслить прошлое и осознать место своего народа, его культурные ценности для движения вперед. Вот почему сейчас важно переосмыслить свое наследие, найти исконные культурные ценности кыргызского народа, которые помогли нам сохраниться как этносу и отличают нас от других народов.
В 1990-х годах кыргызы начали реализовывать новый политический проект - строить либеральную демократию в стране, отягощенной советским наследием. Строить, не зная, что это такое, и не зная, как это правильно сделать.
Таким образом, только за последнее столетие нам было предложено построить 4 модели общества и государства, т.е. уже более 150 лет кыргызы живут в условиях перманентной трансформации. Причем, за это время им не удалось осмыслить и обобщить свою национальную культуру, философию, историю, ценности. А ведь именно на начальной стадии капитализма у нации происходит осознание собственного места и роли, закладывается философское понимание национальной культуры и истории, оценка "чужеродных" национальных проектов.
Мы тогда не прошли этой стадии национального осмысления пережитого. И теперь настало время осмысленных действий, время собирания камней, время глубоких и точных знаний о себе, время их искусного применения на практике...
Если мы не хотим потерять свою страну, навеки отстать от других народов, пора понять Кыргызстан не столько сердцем, сколько трезвым умом. Критически оценить наши достижения и недостатки, хотя бы на 19-м году независимости.
Кыргызстан - это страна, которая находится на этапе перехода от одного общества к другому, от одних ценностей к другим. Этот процесс идет сумбурно, противоречиво, неравномерно. Наше государство должно восстановить порядок, остановить хаос и направить развитие в правильное, осмысленное русло.
Не будет ошибкой, если мы скажем, что Кыргызстан сейчас переходит от ценностей традиционного (аграрного) общества к ценностям индустриального и постиндустриального (информационного) общества. Причем, оба эти процесса идут параллельно. Началась активная смена и обновление правящего политического класса.
Что такое традиционное общество, с чего мы начали старт, разбег в новое время? Поясним, ибо здесь нет четкого понимания. Традиционное общество - это жестко структурированное общество с очень ясными и понятными правилами, где каждый человек знает свое место. Вместе с тем, - это общество, где человек еще недостаточно осознает себя личностью, вследствие чего он готов к тому, что его интересы будут попраны другим или он сам готов попирать интересы другого.
Это общество, которое размышляет прагматично, рационально, но не может думать свободно и абстрактно. Это консервативное по духу общество, которое развивается благодаря своим образованным и харизматическим членам, которые хотят изменить мир. Это общество, где групповые, коллективные, общинные интересы стоят выше интересов личности, где восприятие личности и его интересы идут через мнение и интересы коллектива, группы. Бал в таком обществе правят традиции и обычаи, которые нельзя нарушать (вот откуда может начаться требование законопослушности граждан Кыргызстана). Они определяют смысл и жизнь в обществе, а не идеологии, концепции, программы, планы.
Основными ценностями традиционного общества являются социальная гармония, уважение к власти, рационализм, аскетизм, коллективизм, круговая порука, общественные интересы, взаимопомощь, терпимость, равенство, высокая мораль и нравственность, наконец, и трайбализм. Эти ценности восходят своими корнями, культурными основами к глубокой древности и доисламским верованиям, шаманизму и тенгрианству.
Эти ценности часто связывают с понятиями "кыргызчылык", "тууганчылык", причем нередко в нарицательном смысле. Но на деле эти обычаи, с которыми мы успешно живем уже несколько тысячелетий, - не самое плохое изобретение, которое позволило кыргызам сохраниться как этнос, более того, иметь свое государство. С этого культурного фундамента кыргызский народ начал свое движение к высотам современного прогресса. Такая культура составляет суть и смысл существования нации, народа, объясняет и оправдывает существование кыргызского этноса.
Об этом подробно говорится не для того, чтобы законсервировать эти ценности, а чтобы кыргызы и их правители, правящая элита правильно определили свои корни, которые позволили народу выжить в течение многих тысячелетий, нашли лучшее применение этим ценностям. Правильно встроили эти ценности в систему новых общественных отношений, которые называются либерализмом и демократией.
У китайцев есть своя культура, у немцев есть, у индийцев? И это помогает им двигаться вперед? А что представляет из себя кыргызская культура, кыргызский человек, кыргызский госслужащий, кыргызский патриот? Какой дух он несет? Ведь культура - это не только игра на музыкальных инструментах, это - прежде всего, дух народа! Есть ли этот дух у кыргызов и его управляющих? И что мы можем построить - вот в чем вопрос? Японцы доказали, что у них есть сильный дух и они сделали невозможное - за 50 лет обогнали весь мир, начав фактически со стадии позднего варварства. Немцы тоже доказали. А если дух отсутствует, что ни строй - будет "сомали" и танцы у костра.
В современном кыргызском обществе основной сегмент населения является носителем традиционных ценностей, которые сейчас быстро разрушаются под воздействием современной цивилизации. Население страны быстро маргинализируется, теряет под собой привычную комфортную среду, свои культурные основания. Рушатся прежние ценности, традиции, привычные и понятные правила поведения. Появляются и быстро распространяются новые ценности, прежде незнакомые и осуждаемые в кыргызском обществе (жадность, жажда обогащения, тяга к власти и роскоши, проституция, предательство, падение нравов и морали...).
Образуются иные сегменты в обществе, которые являются носителями чуждых ценностей. По существу, в Кыргызстане складывается несколько культур, которые конкурируют между собой. Это отражается на поведении и мышлении класса управляющих и управляемых, на борьбе между этими классами, которые выражаются в разных формах и проявлениях, борьбе власти и оппозиции, горожан и маргиналов, патриотов и не патриотов и так далее.
Что же мы сейчас имеем в республике, чтобы правильно диагностировать ситуацию и управлять ею?
Вся власть консолидировалась в руках номенклатурной бюрократии, которая выступает как правящий класс. Бюрократии бездуховной и безыдейной, размеренной и неторопливой, осторожной, боящейся новизны. Бюрократии, которая верит в рыночную экономику, но не верит в демократию. Это отличительная особенность развития конца ХХ - начала ХХI века в постсоветских странах. Свою роль эта бюрократия видит в том, чтобы каждодневно выполнять технические функции, связанные с государственным управлением. Но не проектировать будущее. Вот почему введена пропорциональная система выборов. Этой задачей сейчас должны активно заняться политические партии.
30.12.2009
|