Г.Урманова: Святая земля Мерке. В Жамбылской области есть земля, исцеляющая бесплодие у женщин 16:43 04.01.2010
Тысячу лет тому назад нынешнее селение Мерке, что у подножия Киргизского Алатау в Жамбылской области, носило название Мирки. Впервые о Мерке арабские географы в своих сочинениях упомянули в IX–X веках.
Они писали: "Мирки – город средней величины, укрепленный, имеет цитадель". Однако, по версии современных ученых, город образовался еще в VII веке, а название свое он получил на языке фарси, что означает "центр". Как говорят ныне живущие здесь меркенцы, Мерке так и останется центром, но теперь уже туристическим.
Достояние Мерке
А посмотреть в этих краях действительно есть на что. Святилище Мерке находится на высоте 3 тысячи метров над уровнем моря. Памятники раскинулись на площади 250 кв. км и представлены комплексами курганов, каменных оград и каменными изваяниями. Впервые об этих изваяниях писали в конце XIX века российские топографы Аничков и Каллаур. Огромное количество памятников храмового типа, культурное своеобразие комплексов с каменными изваяниями легли в основу выводов казахстанских историков об особенностях развития культурогенеза тюрков Жетысу в эпоху раннего Средневековья. И поскольку они датируются VII–VIII веками, то относятся к периоду функционирования Западного Тюркского каганата.
В настоящее время здесь повсюду стоят около 80 стел. По одиночке внутри ограды или группами в центре курганов, за их пределами и за оградами. В этом месте представлены все этапы истории тюрков. К слову сказать, до святилища Мерке современная цивилизация не дошла, поэтому сохранившаяся здесь тюркская кочевническая культура и природный ландшафт имеют практически первозданный вид.
В рамках государственной программы "Культурное наследие" на этом городище проводились раскопки, и предметы, обнаруженные тут, стали музейными экспонатами. Сохранили свидетельство древности и петроглифы на скалах и каменных изваяниях в горных ущельях Мерке. Большинство из них имеют женское лицо.
В тюркском мемориальном и монументальном искусстве это редкий случай.
Не без усилий местных властей и спонсорской помощи все это стало общественным достоянием. В связи с этим здесь была открыта первая современная гостиница для туристов. Историки говорят, что на этом месте всегда был привал: сначала караван-сараи, а позже – гостиницы. В последний раз постояльцев здесь принимали почти двадцать лет назад. Потом гостиничное хозяйство перешло в частные руки и было заброшено. Автомобильную трассу, вдоль которой было построено это здание, проложили по маршруту древних купеческих караванов. С тех пор иностранных туристов, желающих проехаться по сохранившемуся участку Великого Шелкового пути, здесь всегда было много.
Святилище Жайсан
Наряду со святилищем Мерке роводится реконструкция и на культовых мемориалах другого не менее уникального святилища средневековых тюрков – святилища Жайсан. На обоих святилищах сооружены ритуальные конструкции с каменными статуями. Однако и формы культовых построек, и виды каменных скульптур различаются между собой. По мнению ученых, в основе культурных различий лежат разнообразные идеологические представления. Каменные изваяния – мужские и женские – установлены на курганах с сосудами в руках на уровне живота. Они были предназначены для проведения ритуалов поклонения высшим божествам тюркского пантеона божеств – Тенгри (небу), Жер-су (земле-воде), Умай (женскому божеству, покровительнице домашнего очага) и их земным воплощениям – обожествленным предкам. Некоторые исследователи считают, что при изготовлении женских статуй, скорее всего, имелись в виду какие-то вполне определенные умершие женщины, превращенные в покровительниц семьи или рода. Поэтому до сих пор ученые не исключают, что женские изваяния могли быть изображениями девы-прародительницы.
Скульптуры, установленные с восточной стороны оград на святилище Жайсан, изображающие преимущественно мужчин, и лишь изредка женщин, предназначены для поклонения и возвеличивания предков по отцовской линии, держателей небесного фарна/кут.
Комплекс Жайсан – поминальный, включает в себя курган и ритуальное сооружение с каменным изваянием, на голове которого имеется убор, увенчанный тремя выступами, похожими на рога. Корни такой изобразительной традиции уходят в эпоху бронзы. В ходе раскопок на оградах святилища Жайсан были обнаружены железные наконечники стрел, которые находились по одному в центре сооружений. То, что они выявлены в ритуальных конструкциях, одна из которых была в честь женщины, так как перед ней стояло женское изваяние, позволяет предположить, что женщина и наконечник стрелы были одним из символов идеологического комплекса.
Французский исследователь Шаванн сумел перевести с древнекитайского письменного источника об этих находках следующее: "Эти земли были в составе правого крыла Западного Тюркского каганата, называющегося он-шадапыт. Он входил в союз племен десяти стрел (он ок будун), считавшийся "самым сильным". В рунических письменах на стелах Бильге-кагана и Тоньюкука упоминается страна Он. Когда-то ее населяли кочевники из конфедерации племен дулу и нушиби. Держатель каждой стрелы являлся вождем одного племени. Здесь их было десять – по пять в западном и восточном крыльях. Позднее их сменили тюргеши, одно из племен десятистрельного народа. Расположение святилища Мерке на территории долины реки Чу, в центре пространства народа десяти стрел, свидетельствует о его центральном положении по сравнению с другими небольшими святынями, которые функционировали на других землях тюркских кочевников, населявших степи в пределах Западного Тюркского каганата".
Земля исцеления
Курганы – погребальные сооружения, совместно с ритуальными храмами со статуями предков они расположены в красивейших местах степи. Сохранившаяся на протяжении двух тысяч лет модель кочевничества от древности до современности способна стать одним из наиболее привлекательных туристских маршрутов. Поэтому не случайно святилище Мерке наряду с такими памятниками мирового значения, как Тамгалы, Туркестан, Отрар и другие, рекомендовано для внесения в список уникального всемирного природного и исторического наследия.
Стремясь исцелиться от недугов и обзавестись потомством, приезжали сюда люди, чтобы прикоснуться к святой земле, водному источнику. Поэтому от древних предков нам достался традиционный ритуал – посещение священных мест (аулие жер).
Радоновые источники с целебной водой, на краю которой стоит священная ива, увешанная тряпочками, – буквально все это свидетельствует о священном характере местности, выбранной тюрками Жетысу местом поклонения и проведения церемоний, обрядовых действий и ритуалов, связанных с различными социально значимыми событиями родоплеменного коллектива.
В византийских летописях сказано: "Истеми-каган обычно встречал иноземных послов в древнем городе Таразе. Однако затем каган вез гостей в горы, устраивал приемы в шатрах и "выставлял свои богатства на телегах".
Сегодня в предгорьях Мерке построены здравницы, куда съезжаются тысячи отдыхающих со всего бывшего Союза. Знаменитый на весь мир санаторий "Мерке" известен всем своими лечебными радоновыми минеральными ваннами. Здешняя земля не только святая, но и плодородная. Не случайно многие супружеские пары, которые уже отчаялись иметь детей, приезжают сюда для излечивания бесплодия, а затем уже и зачатия будущего поколения.
Галина УРМАНОВА, Жамбылская область 31.12.2009
|