Нурани: "Европейский вектор" для Турции 00:38 09.01.2010
ФРГ готова поддержать вступление Турции в ЕС
Визит в Турцию министра иностранных дел ФРГ, вице-канцлера Гидо Вестервелле может стать поворотной точкой для европейской стратегии Анкары.
Напомним: по сообщению "Немецкой волны", для главы внешнеполитического ведомства подготовлена весьма обширная программа, где предусмотреы встречи с турецким коллегой Ахметом Давутоглу, премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом и другими членами турецкого правительства. Еще накануне визита в Берлине говорили о том, что Вестервелле примет и президент страны Абдулла Гюль. Предусмотрено также, что Вестервелле посетит Стамбул.
Как отмечают многие эксперты, у Германии и Турции весьма обширные и разветвленные связи и в политике, и в экономике. Особую значимость двусторонним отношениям придает наличие в Германии многочисленной и влияиятельной турецкой общины: голоса этнических турок остаются важным ресурсом на выборах. Плюс ко всему в повестке дня переговоров значился и такой деликатный вопрос, как ядерный кризис вокруг Ирана.
"Турция на переговорах с немецкой стороной детально обсудила вопрос армяно-турецкого сближения и вопрос Карабаха. Мы заявили нашим немецким партнерам свое видение и позицию по решению армяно-турецких отношений и карабахской проблемы", - заявил на совместной пресс-конференции с Вестервелле глава МИД Турции Ахмет Давутоглу. "Кроме того, мы обсудили вопросы иранской ядерной программы, ситуацию на Кавказе и другие проблемы, представляющие взаимный интерес", - сказал А.Давутоглу, сообщает 1news.az со ссылкой на Hurriyet.
Однако сенсация оказалась в другом. Как указывает "Немецкая волна", Вестервелле пообещал Анкаре поддержку немецкого правительства в вопросе присоединения страны к сообществу европейских государств, отмечает информационное агентство AFP. По его словам, некоторые уже задавались вопросом о том, не хочет ли новое немецкое правительство "закрыть Турции дверь в Евросоюз". Вопрос о вступлении страны в ЕС - это дело Анкары и Брюсселя, заверил политик. Когда же кто-то из турецких журналистов напомнил с места, что "у Ангелы Меркель по этому поводу другое мнение", Гидо Вестервелле не без эмоциональной окраски отмел попытки "столкнуть мнения": "Я сюда приехал не как турист в короткой курточке, а как министр иностранных дел". И добавил: "То, что я говорю, не мое личное мнение, а согласованное решение правительства".
Так или иначе, большинство региональных, да и не только региональных СМИ расценили заявление министра как заметный сдвиг в позиции ФРГ. "Германия обещала Турции поддержку при вступлении в ЕС" - для региональных СМИ это была, без сомнения, новость номер один.
Вопрос, однако, в том, что в реальности заявление Гидо Вестервелле было достаточно уклончивым. Выразив поддержку "европейским стремлениям" Турции и заявив, что его правительство препятствовать евроинтеграции не намерено, он призвал Анкару проводить дальнейшие реформы, необходимые для вступления страны в Евросоюз. "Мы все знаем, что свобода мнений, прессы и религии - это важнейшие ценности нашего европейского общества", - заявил он 7 января в Анкаре, добавив, что реформы в Турции на пути в Европейский союз еще не завершены. И хотя он выразил правительству, парламенту и гражданскому обществу Турции свое уважение и признание по поводу уже достигнутого, заявление главы МИД ФРГ как минимум не означает, что уже на следующем рассмотрении турецкой "заявки" официальный Берлин проголосует за. Тем более что представители Германии, Франции и других противников вступления Турции в ЕС по понятным причинам воздерживаются от заявлений в стиле "мы не хотим видеть в европейской семье Турцию, потому что это Турция", предпочитая рассуждать о том, что Анкара, мол, еще не провела достаточных для вступления в ЕС реформ. Наконец, не случайно, что та же "Немецкая волна" напоминает: генеральный секретарь Христианско-социального союза (ХСС) Александер Добриндт предостерег Вестервелле давать в Турции разного рода обещания. "Могу только посоветовать ему не заключать тайных соглашений, чтобы нам потом не пришлось собирать осколки", - цитирует его слова агентство DAPD. Проще говоря, получит ли Турция поддержку Германии при вступлении в ЕС - вопрос по меньшей мере открытый.
А это обстоятельство, предупреждают многие, может возыметь и весьма серьезный внутриполитический эффект. Прежде всего на фоне очередного обострения отношений правительства АКР с армейским генералитетом.
В те дни, когда в Анкаре принимали Гидо Вестервалле, большинство турецких СМИ комментировали другую новость: по сообщению Hurriyet Daily News, премьер-министр Турции Р.Эрдоган, глава МВД Б.Аталай и министр юстиции С.Эргин провели встречу с начальником Генерального штаба Вооруженных сил Турции генералом армии И.Башбугом. По сообщению пресс-службы Генштаба, на встрече рассматривались вопросы "национальной безопасности, и другие проблемы".
Местные эксперты, однако, уверены, что на самом деле военно-политическое руководство страны обсуждало продолжающееся следствие по предполагаемому покушению на убийство вице-премьера Б.Арынча, якобы спланированное офицерами из Генштаба. Напомним: полиция Анкары 19 декабря возле дома Б.Арынча задержала двух офицеров из Командования специальных сил по подозрению в подготовке убийства вице-премьера. После этого в Генштабе начались обыски в поисках улик готовящегося убийства. Армейское командование обвинения категорически отрицало, заявляя, что задержанные офицеры вели слежку за военнослужащим, подозреваемым в сливе конфиденциальной информации. Так или иначе, вскоре задержанных военнослужащих пришлось отпустить. Но нынешнюю встречу многие сочли знаковым событием.
В самом деле, еженедельные встречи между главой правительства Турции и начальником Генштаб на регулярной основе проводятся с января 2008 года. Но обычно они проходят в здании Кабинета министров. Эта же - прошла в штаб-квартире Генштаба. Более того, во встрече не просто принимали участие глава МВД и министр юстиции - министр внутренних дел Аталай прибыл в резиденцию Эрдогана, провел с премьером продолжительную беседу, а затем премьер и министры в одном автомобиле отправились в штаб-квартиру Генштаба. Словом, происходящее слишком напоминало "вызов на ковер".
В своем недавнем интервью телеканалу CNN Turk президент Турции Абдулла Гюль, как известно, возможность военного переворота в стране категорически отрицал. Тем не мнее даже стороннему наблюдателю ясно: если президенту задают подобные вопросы, это уже говорит о многом, Тем более что сближение Турции с Ираном и другими радикальными режимами на Ближнем Востоке внушает все большую тревогу, и не только представителям светской опgпозиции нынешнему правительству АКР. Так, в ходе обсуждений в Фонде политических, экономических и социальных исследований эксперт Совета внешних связей Стивен Кук отметил, что связи Анкары с Ираном беспокоят Вашингтон. А эксперт Трансатлантической академии Джошуа Уолкер напомнил об усилении роли Турции еще в годы "холодной войны": "Факт присоединения Турции к Североатлантическому альянсу в то время имел большое значение. Турция считалась фактором, способным приостановить различные виды опасности - как коммунизм, так и исламизм. И турецкая армия воспринималась как влиятельная структура высокого уровня".
Понятно, что с формальной точки зрения эксперты выражали свое личное мнение, однако аналитики такого ранга случайных заявлений не делают. Куда чаще они обозначают вслух то, что говорят представители властей в кулуарах и не на камеру. Понятно, что это еще не означает реализацию в Турции чего-то, напоминающего операцию "Аякс" в Иране в начале 50-х по отстранению от власти премьер-минстра Мохаммеда Мосаддыка. Однако надежды на то, что именно турецкая армия предотвратит в Турции "дрейф на восток", выражают в Вашингтоне достаточно четко. И при этом не слеудет забывать: опасения сорвать процесс вступления в Евросоюз - это один из тех факторов, который удерживает Турцию от радикального сценария. Но если вопрос вступления в ЕС зависнет окончательно, армия, чье терпение и так на исходе, может прибегнуть к куда более радикальным действиям, чем беседы с Эрдоганом за закрытыми дверями.
НУРАНИ 9.01.2010
|