К.Кайдаров: Жизнь и антиджунгарские подвиги одного из самых известных казахских батыров Малайсары 01:06 13.01.2010
Один из самых знаменитых героев в истории казахов - батыр Малайсары (род Басентиин-Сырым, Майский район, Павлодарской области) - родился в начале XVIII века, когда Казахское ханство переживало критический период в своей истории. Вследствие нападений соседних народов казахские племена утратили значительную часть своей территории, и фактически стоял вопрос о сохранении народа. Власть ханов и султанов в этот период носила номинальный характер, и положение усугубляли внутренние раздоры.
Весной 1723 года джунгарский хунтайджи Галдан-Церен решил окончательно покончить со своими старыми врагами и бросил на казахов огромную армию под командованием своего любимого сына - богатыря Шоно-Лоузана. Рыскавшие по степи джунгарские отряды принесли немало горя казахскому народу, и эти времена в народной памяти сохранились как "Актабан-шубырынды" ("Годы великого бедствия").
Освободительная война началась практически с первых дней джунгарского вторжения и была возглавлена многими прославленными батырами, которые не щадили себя ради спасения своего народа. Как писали историки и исследователи, "часто поседелые старики, указывая на крупные насыпи, прикрывающие прах усопших, говорили, что здесь лежат наши батыры, погибшие на ратном поле, защищая вольность".
Именно в это время и прославил себя первыми подвигами на поле брани батыр Малайсары.
Согласно сведениям исследователя В. Никитина, Малайсары-батыр проник в самый центр Сары-Арки, уже обжитой джунгарскими племенами, и построил крепость в Каркаралинских горах. Несмотря на все прилагаемые усилия, джунгарские военачальники так и не смогли взять ставку батыра. Более того, под давлением Малайсары и других батыров, наносивших врагу сокрушительные удары, джунгары, в конце концов, стали покидать исконные казахские земли. Вдохновленные этими успехами, казахские племена сумели объединить свои усилия и собраться под единым знаменем. Объединенное войско всех трех казахских жузов нанесло ряд поражений джунгарской армии, решающим из которых стало Аныракайское сражение, состоявшееся в 1730 году. И джунгарский хунтайджи был вынужден просить мира.
Однако Галдан-Церен не хотел мириться с поражением, и ему была нужна лишь передышка для накопления новых сил. Начиная с 1739 года, джунгарские отряды вновь стали тревожить своими набегами казахские кочевья. Особенно тяжелым стало вторжение весной 1741 года, когда тридцатитысячное джунгарское войско, имевшее на вооружении артиллерию, двигаясь тремя колоннами, начало беспощадно разорять племена Среднего жуза. Именно в это время в одном из боев в плен к джунгарам попал молодой, но уже очень популярный в народе султан Абылай. Однако и в этот раз казахские батыры сумели дать отпор превосходящим силам противника. Так, кыргыз К. Чюганов в начале лета 1741 года сообщал российским властям, что "с тою калмыцкою силою Казачья орда дралась в прошедшем... месяце Чеган Цара (февраль) и Казачья орда калмыцкую силу одолела и с правого крыла калмыков Казачья орда много побила".
В итоге между сторонами, понесшими тяжелые потери, было заключено временное перемирие. Для составления окончательного мирного соглашения осенью 1741 года в Джунгарию прибыло казахское посольство. Джунгарский хунтайджи в ходе встречи с послами выдвинул ультимативные требования о выплате ежегодной дани и о предоставлении в качестве аманатов (заложников) сыновей многих известных казахских правителей. Только в этом случае хунтайджи соглашался освободить султана Аблая и не возобновлять военные действия.
Эти требования джунгарского хана привели к расколу среди казахской элиты. Часть правителей считала необходимым полностью и безоговорочно смириться с предъявленными условиями. Другие же категорически отвергали любые притязания Галдан-Церена и выражали готовность к продолжению войны. Ясно, что и тот, и другой вариант не соответствовал народным интересам.
В этот момент на первый план вновь выдвинулся батыр Малайсары, который доказал, что он обладает не только воинским, но и дипломатическим талантом. Он возглавил большую казахскую делегацию, которая направилась в Джунгарию осенью 1742 года. Батыр доставил к джунгарскому правителю всего трех аманатов и предложил ему довольствоваться этим. Галдан-Церен был крайне разгневан, но Малайсары, фактически находясь в самом логове врага, вел себя с достоинством и смело заявил: "У нас и в Россию со всех родов аманатов не требуют, а ты хочешь больше, чем Великороссийское государство".
Это был крайне рискованный шаг, и человек, осмелившийся в таком тоне вести беседу с могущественным джунгарским правителем, мог легко лишиться жизни. Но Галдан-Церену пришлась по душе отвага казахского батыра, и хунтайджи согласился на условия казахской стороны и снял все свои требования. Из плена был освобожден и султан Абылай, который вместе с Малайсары вернулся в родную степь. Напоследок Галдан-Церен одарил щедрыми дарами и султана, и батыра. Так, башкир Т. Балтасев в сентябре 1743 года сообщал российским властям, что хунтайджи "Аблаю и Малай-Сары одного знатного ташкентского сарта, который живет во владении у него, и по дочери в замужество дал, и сверх того Аблаю обещал дать в Ташкенте несколько в вотчину... А Малай-Сары пожаловал в ближние к себе да сто кобыл за то в наипаче". По другим источникам известно, что Галдан-Церен пожаловал батыру титул тархана. Все это свидетельствует о том, какую исключительную роль сыграл батыр Малайсары в заключении мирного договора между казахами и джунгарами. Абылай также всю жизнь хранил благодарность своему освободителю. Как писал Ч. Валиханов, "Малай-Сары пользовался уважением в народе и у самого Аблая, ибо был богат, умен и храбр - достоинства, которые редко соединяются в одном лице".
Надо отметить, что Малайсары-батыр был верен своим обязательствам и после смерти Галдан-Церена. В итоге между джунгарами и казахами наконец воцарились мирные отношения, что отмечается во множестве источников. Так продолжалось до 1751 года, пока в Джунгарии не разгорелись распри между претендентами на верховную власть.
Султан Абылай сразу же решил воспользоваться подобными обстоятельствами для того, чтобы утвердить на джунгарском престоле угодного ему кандидата. Малайсары-батыр поначалу, желая оградить свой род басентиинов и другие казахские роды от войны с джунгарами, негативно отнесся к этим планам. Однако необходимо отдать должное мудрости батыра: во избежание распрей между казахами и для сохранения народного единства он все-таки сумел преодолеть себя и поддержал Абылая. Малайсары со своим отрядом присоединился к войску султана, выступившему в поход на Джунгарию. К сожалению, великий батыр, прошедший через множество кровавых битв, погиб в этом походе от шальной вражеской стрелы. Воины похоронили его на одном из отрогов Джунгарского Алатау, с тех пор в народе получившего название Малайсары.
Конечно, в письменных источниках сохранились сведения лишь об отдельных деяниях Малайсары-батыра, но даже эти отрывочные свидетельства говорят о том, какую важную роль он играл в истории Казахстана XVIII века. Недаром память о легендарном батыре жива до сих пор, и аксакалы еще могут рассказать нам множество преданий, связанных с Малайсары, с его братом Кайдаулом, тоже известным батыром, с его сестрой, знаменитой воительницей Гаухар – женой Кабанбай батыра. Все это свидетельство того, что очень любили и почитали в народе своего батыра.
В этой связи представляется несправедливым то, что имя крупного исторического деятеля общенационального масштаба до сих пор достойным образом не увековечено на его родной земле, ради которой он и отдал свою жизнь. Обращения интеллигенции Павлодарской области о переименовании одной из улиц в честь батыра остаются до сих пор не услышанными.
К. КАЙДАРОВ, профессор, вице-президент ИнЕУ. г. Павлодар.
|