Ю.Флыгин: Памяти востоковеда А.Шмидта, вернувшего в Ташкент священный Коран Османа 00:49 14.01.2010
Он вернул в Ташкент священный Коран Османа
В июле 1923 года из Уфы в Ташкент вернулся священный рукописный Коран Османа. В чем принял самое горячее участие Александр Эдуардович Шмидт, человек, сыгравший выдающуюся роль в становлении науки Туркестанского края.
Родился А.Э. Шмидт 24 марта (12-го по старому стилю) 1871 года в Астрахани, в обрусевшей немецкой семье потомственного дворянина, военного врача. В 1889 году закончил с золотой медалью 1-ю Тифлисскую классическую гимназию. Высшее образование получил в Петербургском университете, закончив в 1894 году с дипломом первой степени арабско-персидско-турецкое отделение факультета восточных языков.
Уже в студенческие годы Шмидт обратил на себя внимание как своим усердием и наклонностью к исследовательской работе, так и удивительной способностью к овладению иностранными языками. Он был настоящим полиглотом: знал французский, английский, немецкий, испанский, итальянский, голландский, латинский, греческий, древнееврейский и новоеврейский, арабский, персидский, турецкий и узбекский языки.
А.Э. Шмидту посчастливилось быть учеником выдающегося русского востоковеда Виктора Романовича Розена.
После завершения обучения его оставили при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1898 году А. Э. Шмидт уже и сам приступил к преподавательской работе на восточном факультете Петербургского университета, которому он отдал более 20 лет жизни. Будучи сначала приват-доцентом (то есть внештатным преподавателем), читал лекции по арабскому языку и Исламоведению.
Ее важной страницей явилось сотрудничество в интереснейшем издании - "Мир Ислама" - журнале, основанном в 1912 году Императорским обществом востоковедения. В значительной степени своим рождением этот журнал обязан стараниям Бартольда, который в первый год существования издания был его редактором. Бартольд привлек в журнал, кроме Шмидта, еще нескольких ярких ученых-востоковедов - И.Ю. Крачковского, А.Н. Самойловича и других.
В 1912 году в нескольких номерах журнала А.Э. Шмидт опубликовал обстоятельный общий очерк по истории Ислама, а также рецензию на материалы о Средней Азии, содержавшиеся во французском издании "Обозрение мусульманского мира".
В 1914 году А. Э. Шмидт защитил диссертацию по теме "Абдал-Ваххаб-аш-Шараний и его "Книга рассыпанных жемчужин".
Летом 1918 года на съезде преподавателей высшей школы в Москве А.Э. Шмидт был избран профессором и деканом историко-филологического факультета Петроградского университета. С 1 октября 1918 года он также стал читать курс мусульманского права и Исламоведения в Лазаревском институте восточных языков (с 1921 года он стал называться Московским институтом востоковедения).
В этот же период А.Э. Шмидт проявил себя не только как ученый, но и как энергичный и деятельный организатор высшего образования. Еще с конца 1917 года он вместе с группой других российских ученых принимал участие в большом деле, круто изменившем его жизнь и связавшим до конца дней с Узбекистаном.
Александру Эдуардовичу Шмидту довелось сыграть важную роль в организации и становлении двух вузов - Туркестанского университета (предшественника нынешнего Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека) и Восточного института.
В образованный для содействия созданию университета организационный комитет вошел с группой других востоковедов и А.Э. Шмидт, принимавший в его работе деятельное участие.
29 июня - 1 июля 1918 года Наркомпрос РСФСР созвал совещание по вопросу об организации Ташкентского университета. На совещании присутствовали представители ведущих российских вузов. Петроградские востоковеды были представлены В.В. Бартольдом и А.Э. Шмидтом, который был избран членом нового оргкомитета. В августе 1919 года вместо оргкомитета было организовано правление создаваемого ташкентского вуза. Главой правления был избран известный ученый-почвовед Н.А. Димо, а его заместителем А.Э. Шмидт.
Кроме подбора преподавателей, он также занимался комплектованием библиотеки для ташкентского университета. По его предложению оргкомитет выделил "для приобретения собрания русских классиков 10 тыс. рублей", в дополнение к большому фонду научной литературы, безвозмездно предоставленному научно-библиотечным отделом Наркомпроса.
10 апреля 1920 года в Ташкент прибыл военно-санитарный поезд № 159, отправившийся из Москвы еще 19 февраля. Путь был не только неблизкий, но и исключительно трудный. А.Э. Шмидт, являвшийся руководителем первой группы преподавателей, даже обращался за содействием к командующему Туркестанским фронтом, послав ему телеграмму: "Делегация ТГУ прибыла в Актюбинск. Дальнейшее продвижение крайне затруднительно. Просим приказа внеочередной отправки…".
Поезд доставил первую группу ученых из вузовских центров России - кадровое пополнение для молодого университета. С этого времени начинается узбекистанский этап жизни профессора А.Э. Шмидта. Его назначили в конце 1920 года деканом и профессором историко-филологического факультета Туркестанского университета. Эти должности он исполнял до середины 1921 года. А сразу же после приезда Шмидт был вовлечен в процесс становления другого ташкентского вуза - Восточного института, который создавался практически параллельно с университетом.
В апреле 1920 года А.Э. Шмидт был избран профессором Восточного института, а в декабре стал его ректором. В институте он читал лекции по Исламоведению, мусульманскому праву, мусульманской догматике, истории, арабской литературе, арабскому языку. Его студентами были, ставшие впоследствии известными учеными, писателями М.О. Ауэзов, Е.К. Бетгер, А.К. Боровков, М.И. Шевердин.
Под его председательством в 1920 - 1922 гг. при университете функционировало Общество историко-филологических и социально-экономических наук. Он состоял членом Совета Туркестанского комитета по делам музеев и охраны памятников старины, искусства и природы (Туркомстарис). В сентябре 1920 года Шмидт с группой востоковедов (Бартольд, Бетгер, Вяткин и др.) совершил поездку в Бухару для осмотра памятников старины и принятия мер для их охраны. В 1922 году он участвовал в экспедиции в г. Туркестан, в ходе которой были произведены фотосъемки и архитектурные обмеры мавзолея Ахмада Яссави и также приняты меры к его охране. Вместе с другими учеными А.Э. Шмидт принимал активное участие в подготовке материалов по национально-государственному размежеванию в Средней Азии. А еще он - помощник редактора ташкентского журнала "Наука и просвещение" (1922), заместитель председателя Государственного Ученого совета при Наркомпросе Туркестанской АССР (август 1922 - февраль 1923), член Научной комиссии по изучению быта коренного населения Туркестана (1920 - 1921).
В середине 20-х годов А. Э. Шмидт участвовал в исследовательских экспедициях в Киргизию и Туркмению. Его большой заслугой явилось совместное с другими востоковедами участие в 20-е годы в работе, "имевшей важнейшее государственное значение - реформе письменности узбекского, таджикского и других народов Средней Азии…".
Глубокие и основательные научные познания, исключительная преданность работе, достойнейшие человеческие качества А.Э. Шмидта снискали ему любовь и уважение друзей, коллег и учеников. В 1923 году к 25-летию первой его лекции в качестве преподавателя Петербургского университета (15 января 1898) был издан "Сборник Туркестанского Восточного Института в честь профессора А.Э. Шмидта". Сборник включал разнообразные востоковедческие статьи. Среди его авторов были: В.Л. Вяткин, Е.К. Бетгер, М.С. Андреев, А.А. Семенов, Н.Г. Маллицкий, Е.Д. Поливанов и другие. Авторы сборника писали, обращаясь к Шмидту: "Преподаватели и студенты Туркестанского Восточного Института горячо приветствуют Вас, - своего старшего сочлена и высокоавторитетного учителя… и просят благосклонно принять их совместный труд, как посильную дань глубокого к Вам почтения и признательности за всегдашнее теплое и отзывчивое к ним отношение".
В сентябре 1924 года Восточный институт объединили с университетом (в июле 1923 года получившем новое название - Среднеазиатский госуниверситет - САГУ), в структуре которого был создан восточный факультет. А.Э. Шмидта назначили его деканом. Эту должность он исполнял до 1926 года, когда был назначен проректором университета по учебной работе.
Многогранная научная и педагогическая деятельность ученого получила достойное признание - в 1926 году Александра Эдуардовича избрали член-корреспондентом союзной Академии наук, единственным из ученых Узбекистана в те годы.
Увы, здоровье ученого стало ухудшаться. В сентябре 1928 года Шмидт был освобожден от обязанностей проректора САГУ. Университет возбудил ходатайство о назначении ему персональной, "академической" пенсии - в знак признательности за большой вклад в дело становления вуза. Такую пенсию ученому определил союзный наркомат финансов в августе 1929 года. Однако А.Э. Шмидт продолжал трудиться в университете на преподавательском поприще. Правда, это длилось недолго. В 1930 году восточный факультет САГУ закрыли, в марте 1931 года было отменено изучение арабского языка. Крупный ученый, талантливый преподаватель оказался невостребованным. Но почивать на "академических" лаврах было не в духе Шмидта.
В его жизни начался новый этап, на котором и в новом качестве ученый смог внести достойный вклад в науку.
В апреле 1933 года постановлением правительства Узбекистана "Об объединении республиканских рукописных фондов" Государственная публичная библиотека в Ташкенте была объявлена Центральным рукописехранилищем". В эту библиотеку (ее преемницей является нынешняя Национальная библиотека Узбекистана им. А. Навои) стал поступать большой поток рукописей из библиотек и учреждений других городов республики. Для организации хранения и изучения рукописей в библиотеку были приняты на работу в качестве сотрудников крупные востоковеды - проф. А.А. Молчанов (с мая 1933 г.), проф. А.Э. Шмидт (с июня 1934 г.) и проф. А.А. Семенов (с мая 1936 г.). Итогом сотрудничества этих ученых, а также местного знатока старинных манускриптов И. Адылова явился подготовленный к изданию первый том Каталога восточных рукописей, что послужило фундаментом для последующей работы по их описанию.
А.Э. Шмидт составил также "Описание рукописей Авиценны в собрании ГПБ Узбекистана". В последние годы жизни он по инициативе Института востоковедения союзной Академии наук занимался критическим комментированным переводом важного источника по социально-экономической истории Арабского халифата VIII - IX веков - "Книги о налоге" Абу Юсуфа, судьи в эпоху Харуна ар-Рашида.
Александр Эдуардович работал в библиотеке вплоть до своей смерти 9 августа 1939 года. Похоронен в Ташкенте, на Боткинском кладбище.
13.01.2010 г. Юрий Флыгин, историк
|