Каково будущее Афганистана без НАТО? 08:48 14.01.2010
Борис Громов, в прошлом командующий 40-й армии СССР в Афганистане, и Дмитрий Рогозин, постпред РФ при НАТО в статье для американской газеты "Нью-Йорк Таймс" рекомендуют НАТО не отказываться от нынешних обязательств в Афганистане. Эти обязательства они считают очень важными для самого альянса, а также для безопасности Запада и будущего Центральной Азии. Призывы европейцев как можно скорее сократить контингент ISAF (Международных сил НАТО по содействию безопасности в Афганистане) авторы называют "одновременно пацифистскими и безответственными". Если НАТО не справится с поставленной задачей в Афганистане, альянс лишится своих основ и предназначения, предостерегают авторы, напоминая о судьбе СССР.
Проекты быстрого вывода ISAF из Афганистана без достижения победы - это "самоубийственный план", чреватый политическим коллапсом структур западной безопасности, считают Громов и Рогозин. "Как минимум мы требуем, чтобы НАТО упрочило стабильный политический режим в стране и предотвратило талибизацию всего региона", - пишут авторы.
По мнению российских, политика и генерала в 1980-е годы " мы первыми защитили западную цивилизацию от нападок мусульманских фанатиков", замечая, что Запад не благодарил за это СССР, а, напротив, всячески противодействовал.
Прокомментировать эти высказывания "IslamNews" попросил нескольких известных российских экспертов по данной проблематике.
По мнению политического комментатора Первого Канала Максима Шевченко: "Генерал Громов безусловно специалист по военно-тактическим вопросам и с ним трудно полемизировать, Рогозин – политик, известный и уважаемый человек, который отвечает за взаимоотношения России и НАТО. Но, я думаю, что ситуация в Афганистане и вокруг него в случае вывода войск НАТО на самом деле будет прямо противоположна тому, что они говорят. Как только войска коалиции покинут Афганистан, гражданская война прекратится, будет создано государство, скорее всего исламское, а какое оно еще может быть в Афганистане? Будет созван представительный орган (Лоя-джирга, Шура), который создаст правительство. Афганцы после вывода войск НАТО установят добрососедские отношения с Узбекистаном, Таджикистаном, Туркменистаном и тем более с Пакистаном. Единственное государство, у которого могут быть напряженные отношения с Афганистаном после ухода натовских войск, это – Иран. Причиной напряженности, к сожалению, являются суннитско-шиитские противоречия в Афганистане и в Пакистане, приводящие к столкновениям.
Напомню, что конфликт в Афганистане возник в результате вмешательства внешних сил, с введением советских войск, а затем активным вмешательством США через ЦРУ еще больше разжегшей гражданскую войну в этой стране. Продолжение пребывания натовских войск в Афганистане и "замирение" по американскому образцу выгодны лишь США и направлено против Китая. Одна из главных целей пребывания войск коалиции в Афганистане – это дестабилизация сухопутного "тыла" Китая и вовлечение КНР в конфликт любым способом, через Синьцзянь, через Среднюю Азию, Кашмир или как-то еще. Поэтому я считаю, что никто кроме самих афганцев не сможет успешно выйти из этой конфликтной ситуации".
Иного мнения придерживается советник по внешнеполитическим вопросам Совета Федерации РФ Андрей Глебович Бакланов, востоковед, занимавшийся проблемами афганской политики.
По его оценке, "ситуация в Афганистане становится все более опасной. Выход из тупика не только в военном аспекте, хотя сразу все бросать и выводить войска из Афганистана чревато. Наряду с военным направлением должен быть набор мер для изменения обстановки в Афганистане. Одной из этих мер является включение в формат международных усилий, кроме США и НАТО, представителей стран ШОС, в первую очередь России и Китая, в рамках предложений прошлогодней московской конференции по Афганистану. Еще один аспект урегулирования – мировоззренческий, который должен быть нацелен на препятствование распространению экстремистских воззрений среди населения региона. В целом – национальный интерес России диктует желание добиться умиротворения по периметру границ и нежелание разрастания радикальной военной опасности".
Президент Центра стратегических исследований "Россия-Исламский мир" Шамиль Султанов таким образом охарактеризовал ситуацию в Афганистане:
"Талибы не агрессоры, еще в 1998 году, когда у них был контроль над большей частью Афганистана, они считали главной своей задачей – объединить страну, расколотую гражданской войной и пытались навести мосты с Москвой. Никаких поползновений на экспорт "талибской" революции у них не было. Хотя в некоторых эшелонах власти России сейчас считают, что если вдруг американцы побегут оттуда, то имеется риск быстрого расшатывания ситуации и в Центральной Азии. Сам факт того, что талибы могут изгнать Запад, создает будто бы ситуацию, при которой различного рода радикальные силы активизируются во всем регионе. Однако сами талибы тут ни причем, все вопросы отношений с ними можно решить в ходе тонкого переговорного процесса".
В заключении Султанов отметил, что по его личному мнению, "в ближайший год-полтора события в Афганистане будут развиваться неожиданно, "форс-мажорно".
13.01.2010 года
|