С.Чериков: Свято место пусто не бывает. Кто заполняет идеологический вакуум в Кыргызстане? 09:11 16.01.2010
Свято место пусто не бывает. Кто заполняет идеологический вакуум?
Кыргызы по природе своей не очень привержены к какой-либо офицальной религии, каковыми у нас считаются ислам, православие, а также буддизм. В Кыргызстане еще в советское время негласно поощрялся официальный ислам, точнее, его суннитское крыло - перед официальным браком венчание новобрачных иногда благословлялось муллой-суннитом, а похороны без участия муллы вообще не допускались. Шиизм считался реакционным и вредным из-за своей воинственности, потому, если и существовал, то глубоко в подполье и в ничтожном проявлении.
Однако ислам в кыргызском исполнении, по существу, являл и до сих пор являет собой некое подобие некоей формально-обрядовой "обязаловки", нежели строго соблюдаемым каноном. Поскольку население в подавляющем большинстве своем арабским не владеет (его знают лишь муллы, духовные лидеры, некоторые верующие и несколько человек из всей интеллигенции, коим по роду занятий надобно знать язык пророка Мухаммеда), оно не совсем разбирается и, тем более, не вникает в суть произносимых муллой непонятных арабских слов и молитв, а просто терпит эту нудную формальность, в то же время строго следуя указаниям муллы. Исключение составляет часть жителей южных областей, среди которых сильно влияние ближневосточного и арабского мира, где также сказывается близость к региону исламских Пакистана, Афганистана и Ирана.
К муллам и религиозным канонам кыргызы, особенно в северных областях, традиционно относятся с большой долей скепсиса и юмора, о чем свидетельствуют произведения устного народного творчества, множество популярных в народе пословиц и поговорок – например: "Делай то, что говорит мулла, но не делай то, что он делает".
Это вполне понятно и объяснимо в контексте кочевого и вольного образа жизни предков кыргызов, живших в тесном контакте с природой, в окружении естественных природных явлений. К тому же, большая часть кыргызов, населяющих современную территорию страны, происходит от своих монгольских, алтайских и енисейских предков, чьей религией считалось составленное из пестрой смеси тотемизма, шаманизма и огнепоклонства так называемое тенгринство, означающее поклонение Небу и Вселенной, а также возвышение гуманистической сущности человека.
Любопытно, что главными составляющими тенгрианства являются высоконравственные нормы поведения и поступков, такие, к примеру, как уважение к старшим, домостроевские каноны семьи, бережное отношение к окружающей среде, а также тяга к познанию тайн Вселенной. Человек есть часть природы и сын неба - таков краткий лейтмотив тенгрианства.
Правда, в последние годы, особенно со времени обретения государственной независимости, в тенгрианство стали примешивать отдельные исламские трактаты. Толчком к подобной своеобразной диффузии стала открытость кыргызкого общества и, как результат, свободное проникновение в страну внешнего ислама, носителями которого являются разного рода многочисленные предприниматели, специалисты и религиозные деятели, наводнившие Кыргызстан в постсоветские годы.
Но здесь, за исключением хитроумно законсприрированных идей "Хизб-ут Тахрира", правильнее говорить о естественном сближении и слиянии некоторых (иногда неплохих, по крайней мере, не вредных) демократических и гуманистических положений тенгрианства и ислама.
Тенгрианство в Кыргызстане, начиная с девяностых годов, усиленно разрабатывалось и распространялось рядом культурных и общественных деятелей, писателей и ученых-гуманитариев. В их числе был и Дастан Сарыгулов, бывший при Акаеве и губернатором области, и главой госконцерна "Кыргызалтын", который, заняв на некоторое время высокую должность государственного секретаря после революции 2005 года, как-то отошел от своего прежнего духовного источника, в связи с чем в СМИ появлялись язвительные материалы о духовном непостоянстве главных идеологов страны. Но, уйдя в отставку после неоднократной критики президента Курманбека Бакиева, Д.Сарыгулов вновь вернулся в родные тенгрианские ареалы.
Однако гражданам ныне не до поклонения каменным идолам …надцатого века, какими бы святыми те ни казались - на дворе дикий рынок, разнузданный и капиталистический, подорожание всего и вся. Тут бы как-то прокормить семью и себя родного, а идолы как-нибудь подождут до лучших времен.
Так мыслит не только рядовой обыватель, но очень даже многие интеллектуалы, но свято место пусто не бывает. Образовавшийся после краха коммунистической идеологии вакуум быстро наполнили псевдоисламские, а также неправославные христианские течения, негласно занимающиеся прозелитские позиции в отношении традиционных религий. Дошло до того, что кыргызские аилы наводнили баптисты и кришнаиты, бахаисты и вахаббиты, миссионеры из церкви Иисуса и поклонники Иеговы…
Результатом стали конфликты в кишлаках даже между родственниками и соседями, проповедующими традиционный ислам и, например, протестантизм. Разумеется, первых больше, и они не позволяют иногда хоронить на мусульманских кладбищах умерших сектантов, а живых всячески притесняют и стараются изгнать. В отдельных местностях, например, в пригородных бишкекских селах, а также в отдельных аилах высокогорной Нарынской области дело иногда принимает нешуточный оборот вплоть до решений сельских сходов о выдворении единокровных баптистов и иеговистов из мест своего проживания как прокаженных.
Исповедующих нетрадиционные религии под свою защиту берут международные правозащитные организации, которые напоминают об обязанностях Кыргызстана соблюдать подписанные международные правовые документы о свободе вероисповедания и гарантиях гражданских свобод, но какое дело простому жителю глубинки до тонкостей международного права, когда родная дочь или сын вместо соблюдения мусульманских обычаев собираются в какой-то молельный дом или по-чужому крестятся?
Встретившись с подобного рода ранее невиданными конфликтами на духовной почве, сельские управы и районное начальство в основном ограничивается временным примирением сторон. Но это лишь вгоняет конфликт вовнутрь без его разрешения.
Жизнь показывает, что мусульманство у кыргызов все-таки остается в крови, хотя и в своеобразном исполнении и свободном соблюдении канонов. Простые кыргызы в массе своей вместо арабского, молитвы и проповеди часто читают на родном языке, не все и не всегда соблюдают пост, во время похорон муллы долго и нудно читают на кыргызском языке своеобразные лекции о том, в каких случаях и каким образом души усопших попадают в рай или ад и так далее и тому подобное.
Повод такому непостоянству и идейному разброду в среде придерживающихся традиционного ислама кыргызов дал сам бывший президент Аскар Акаев. При его горячей поддержке был дан зеленый свет идейной и финансовой экспансии духовного лидера исмаилитов принца Карима Ага Хана IV, чей Фонд в Кыргызстане возглавляла старшая дочь экс-главы государства. Согласно учениям традиционного ислама, исмаилиты корнями уходят в секту асассинов, отколовшихся и отошедших от истинно мусульманских канонов.
Да и кыргызская интерпретация асассинов как "азезилей", то есть "душегубов", раскрывает "сущность" исмаилитов с точки зрения отдельного народа. Исмаилиты пытались проникнуть в среднеазиатские республики еще во времена СССР, однако надежным заслоном на их пути всегда вставал могущественный КГБ. Но инвестируемые Аха Ханом миллионы затмевают многое.
Помнится, в интервью популярной кыргызоязычной газете бывший председатель парламентского комитета по международным связям, общественным объединениям и религиозным организациям Карганбек Самаков утверждал, что после его интервью арабскому независимому телеканалу "Аль-Джазира" в Кыргызстан хлынули парламентарии и богатейшие шейхи из Саудовской Аравии, Кувейта и других арабских стран. В отличие от западных инвесторов, сначала ставящих свои условия и лишь затем по частям, как курочка по зернышку, выдающих гранты и кредиты, арабы готовы безвозмездно вливать в нашу экономику миллионы. Последствия проявляются позже.
Ныне в Кыргызстане почти в каждом селе есть своя шикарная, сверкающая куполами мечеть, а их общее число, согласно данным Госкомиссии по делам религий, давно перевалило за две тысячи.
Другой факт. Недавно в кыргызских СМИ прошло сообщение руководителя общественного объединения предпринимателей Кубанычбека Тезекбаева о том, что исламские фанаты и представители "Хизб-ут Тахрира" стали поджигать святые места и деревья-мазары (поклонные деревья). Так они поступили с многолетним святым деревом "Мазар Тугелбая" в Жумгальском районе. Исламисты категоричны: нужно молиться в мечети, а не среди деревьев и не деревьям. Предприниматель не против посещения мечети, но он небезосновательно считает кощунством и дикостью уничтожение святых для кыргызов символов и мест.
"Если так будет продолжаться, то мы, кыргызы, лишимся подаренных нам Всевышним райских мест. Мы сажаем деревья, выращиваем красивые сады, всеми силами стараемся сохранить природу. А попавшие под влияние чужестранных пришельцев сжигают их, уничтожают бесценные лекарственные травы и растения, лишают население корма для скота. Ведь религиозные фанаты убивают будущее кыргызов. В школах так называемые уроки нравственности превращаются в изучение хадисов пророка Мухаммеда, они уже заставляют зубрить арабский", - говорит прагматик-бизнесмен.
Бишкек, 15 января 2010 года (КАБАР/Садырбек Чериков).
|