Der Spiegel: Как выбраться из Афганистана, не отказавшись от борьбы за стабильность этой страны 00:49 19.01.2010
Назначение конкретной даты вывода войск из Афганистана это сумасбродство. Стратегия ухода должна быть согласована в рамках НАТО и привязана к определенным критериям. К ним относятся подготовка сил безопасности, создание устойчивых структур государственного управления, а также укрепление регионального сотрудничества и координация усилий в деле развития страны.
Доводы Германии в пользу размещения войск бундесвера в Афганистане претерпели существенные изменения с тех пор, как бундестаг впервые предоставил им соответствующие полномочия в 2001 году. Теперь это уже не "солидарность с союзниками и борьба против террора" (выражение бывшего канцлера Герхарда Шредера), не "распространение прав человека, власти закона и демократии" (бывший министр иностранных дел Йошка Фишер), не "защита интересов безопасности Германии в Гиндукуше" (бывший министр обороны Петер Штрук) и, наконец, не "стабилизация страны" (бывший министр обороны Франц Йозеф Юнг). Ни одна из этих целей не была достигнута. На самом деле, ситуация в Афганистане - и Пакистане - грозит вот-вот вырваться из-под контроля. Если население Германии без особого энтузиазма смотрело на эту миссию с самого начала, то теперь такая поддержка опустилась до минимального уровня.
Перспектива вывода войск открыто обсуждается по обе стороны Атлантики, а также в рядах НАТО. Правительству Германии не стоит ждать момента, когда начнутся дебаты; оно должно само активно инициировать дискуссию по выводу немецких войск из Афганистана.
Вне зависимости от направленности политической риторики, по сути дела, существует лишь две политические цели, которые определяют успех миссии в Афганистане. И любая стратегия по Афганистану должна быть направлена на достижение данных целей, а также обеспечивать наличие ресурсов в виде финансирования и живой силы.
Во-первых, Афганистан не должен превратиться в несостоявшееся государство. Хотя возврат к власти талибов в условиях отсутствия международных сил содействия безопасности в Афганистане (ISAF) возможен, он ни в коем случае не является неизбежным. В равной степени, нет никакой уверенности в том, что "Талибан" возобновит свою поддержку "Аль-Каиде". Вместе с тем, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы Афганистан или Пакистан снова превратились в прибежище для террористического интернационала, чтобы укреплялась нынешняя военная экономика и процветала наркоторговля, чтобы продолжался процесс ослабления действующих структур государственной власти и защиты прав человека.
Во-вторых, необходимо предотвратить побочный ущерб НАТО и ООН. НАТО возглавляет миссию ISAF с 2003 года. ООН возглавляет кампанию поддержки этим действиям в Афганистане с 2002 года. Поэтому миссия в Афганистане может оказать очень сильное воздействие на репутацию и легитимность данных международных организаций. Однако судьба НАТО и ООН определяется отнюдь не только этой миссией. Уход из Афганистана не станет для них политическим или военным поражением. И тем не менее, неверно осуществляемый и излишне поспешный вывод войск чреват тем, что оба международных института утратят свою репутацию и легитимность.
Семь критериев ухода
В свете этого совершенно ясно, что стратегия ухода из Афганистана должна быть в меньшей степени привязана к конкретной дате и в большей - к выполнению определенных критериев (контрольных ориентиров) по выводу войск. Такие критерии можно разделить на семь вполне конкретных шагов.
Контроль над Афганистаном
Подготовка сил афганской безопасности это главный приоритет, цель которого - как можно скорее передать контроль над страной в руки властей Афганистана. Наряду с этим, необходимо в срочном порядке развивать и расширять государственные программы, в рамках которых надежные силы из местного населения будут обеспечивать безопасность пограничных постов и контрольно-пропускных пунктов. Такая программа действует, например, в провинции Вардак (Афганская программа общественной защиты). В этом плане Германия вместе с Соединенными Штатами и Евросоюзом должна существенной увеличить свой вклад в дело обучения сил безопасности. В частности, отдельные федеральные земли, отвечающие за деятельность своей полиции, должны создать иностранную службу - как возможность для карьерного роста и стимулирования немецких полицейских. Для создания атмосферы безопасности перед выводом войск потребуется вначале на непродолжительное время усилить группировку бундесвера в Афганистане с приданием ей расширенных полномочий. Пока не ясно, откуда взять эти дополнительные войска. В будущем бундесвер должен также принимать более активное участие в контрпартизанских операциях против талибов.
Назначить координатора
Для обеспечения стабильности и безопасности в Афганистане необходим межпартийный консенсус. Аналогично дебатам, проходящим сегодня в США, Германия также должна открыть свою дискуссию, чтобы подвести всесторонний итог миссии в Афганистане, а также открыто и безбоязненно обсудить ход политических и военных действий. Политика барахтанья между внутренним и внешним давлением (опросы общественного мнения против партнеров по альянсу) в среднесрочной перспективе приведет к краху миссии немецкой армии. Следовательно, канцлер должна сама взять на себя ответственность за назначение координатора по Афганистану, дабы решения по этому вопросу не были подвержены эгоистичной борьбе министерств и драке за ресурсы. Чтобы не подвергать такой консенсус опасности, следует временно избегать назначения конкретных сроков и дат.
Вместе вошли, вместе и выходить
Для успешного завершения миссии в Афганистане крайне важно, чтобы окончательное решение о выводе принимали не отдельные страны-участницы конфликта, а НАТО. Во избежание ослабления североатлантического альянса жизненно важное значение имеют консультации и взаимодействие между партнерами по НАТО и ООН. Назначать конкретные сроки вывода войск можно лишь после достижения международного консенсуса. Для определения роли НАТО в будущих операциях за пределами ее зоны ответственности необходимо использовать продолжающийся процесс разработки новой стратегической концепции альянса.
Участие региональных игроков
Миссия в Афганистане требует такого подхода, в котором более активным будет участие региональных игроков, к чему весной 2009 года призывал президент Обама. В этих целях ведется работа по конструктивному привлечению Пакистана и Ирана, а также по обеспечению содействия России и Китая. Основу для активизации такого регионального сотрудничества создают общие интересы, такие как борьба с террористическими сетями исламистов и с наркоторговлей. Благодаря этой региональной стратегии вывод западных войск можно облегчить и даже ускорить. Германия должна взять на себя более заметную роль честного посредника в таком сотрудничестве.
Кнут и пряник
Особенно это относится к сотрудничеству в борьбе с наркотиками и коррупцией. Основная часть производимого в Афганистане героина оказывается в итоге в Европе, в связи с чем данная проблема носит в основном европейский характер. Наряду с субсидированием выращивания зерновых в стране Соединенные Штаты Америки и Европейский Союз должны подумать об открытии своих рынков для сельскохозяйственной продукции из Афганистана. В рамках борьбы с местной наркоторговлей основное внимание необходимо перенести с районов культивирования наркотиков и с выращивающих их крестьян на перекрытие маршрутов наркотрафика и на пресечение деятельности наркобаронов. Для борьбы с коррупцией сотрудничество в области развития следует увязывать с четкими и вполне конкретными стимулами и штрафными санкциями, суть которых надо постоянно разъяснять афганцам в ходе регулярного диалога. Необходимо ускорить создание независимой системы правосудия. Выплату зарплат полиции и армии должен и впредь гарантировать международный Целевой фонд поддержки сил правопорядка (Law and Order Trust Fund). Часть представителей государственной власти в Кабуле сама замешана в коррупции и наркоторговле, и это усугубляет существующую проблему. Перспективу вывода войск можно использовать в качестве рычага воздействия для ускорения поступательного движения и реформирования в афганских органах власти.
Сохранение сотрудничества
Реконструкция в гражданской сфере и сотрудничество в области развития должны продолжаться и после вывода немецких войск. Афганистан нельзя бросать на произвол судьбы после ухода международных сил. Речь идет о полном развале и без того хрупких структур государственного управления, и поэтому данный процесс необходимо предотвратить. В ходе реконструкции главное внимание следует уделить небольшим проектам местного масштаба, которые дают скорый и ощутимый результат (быстрый эффект). Однако совершенно не ясно, как можно обеспечить устойчивое предоставление помощи в развитии гражданской сферы в условиях ухудшения обстановки в области безопасности.
Децентрализация управления
Необходимо, наконец, создать демократические, легитимные и устойчивые структуры государственного управления. Прошедшие недавно президентские выборы в Афганистане лишь усугубили эту проблему, вызвав массу вопросов о том, соответствует ли нынешняя централизация власти в Кабуле при президенте Хамиде Карзае политическим, историческим и культурным реалиям этого региона. В свете географических размеров страны, разнообразия ее этнического состава, истории культуры, а также искусственно проведенных границ с превращением в прошлом Афганистана в некую буферную зону между сферами влияния бывших колониальных держав в лице России и Великобритании, вовсе неудивительно, что власть сегодняшнего центрального афганского правительства ограничивается только пределами городской черты Кабула.
Следовательно, необходимо со всей серьезностью рассмотреть вопрос о децентрализации Афганистана. Не исключено, что создание децентрализованных и в значительной степени автономных районов в Афганистане по типу швейцарских кантонов или по модели предложенного в 1993 году для Боснии плана Вэнса-Оуэна окажется для страны более приемлемым. Кабул в рамках такой модели может получить статус нейтрального федерального округа, в котором будет находиться парламент, национальные правительственные органы, а также судебная власть.
Эти критерии станут отправной точкой для постепенного вывода немецких войск из Афганистана. Как неотъемлемые структурные элементы соглашения по Афганистану от 2006 года и предстоящей в 2010 году международной конференции по этой стране, такие критерии и ориентиры должны быть использованы для разработки плана поэтапного ухода, в котором в дополнение к указанным приоритетам должны содержаться четкие количественные и качественные критерии.
Саймон Кошут преподает в Институте североамериканских исследований имени Джона Кеннеди (JFK Institute for North American Studies) при Свободном университете города Берлина.
Оригинал публикации: How To Get Out Without Forsaking Afghanistan"s Stability ("Der Spiegel", Германия)
15/01/2010
|