А.Тулембаева: Продовольственные перспективы Казахстана 12:01 22.01.2010
Продовольственные перспективы
Современный мир сотрясается от экономических кризисов, информационных революций, научно-технического прогресса и политических баталий. Однако одно остается непреходящим – это человек с его элементарными потребностями в полноценной еде. Как бы ни менялся мир, продовольствие было, есть и будет самым главным фактором, определяющим развитие человечества. И в этом контексте существует множество проблем, связанных как с хронической нехваткой продовольствия, так и с его снижающимся качеством. Вполне возможно, что уже в недалеком будущем миром будут управлять те, у кого есть максимальные возможности производства высококачественных и экологически чистых продуктов питания. Это особенно становится актуальным в связи с тенденциями глобальных изменений климата, которые однозначно приведут к изменениям и в географии сельского хозяйства.
Несмотря на сложившееся в мире мнение о Казахстане как нефтяной державе, испокон веков наша страна была исключительно аграрным регионом. Недооценка огромного сельскохозяйственного потенциала Казахстана была бы большой ошибкой, тем более, что в последнее время правительство активизировало свои усилия в направлении форсированного развития аграрного сектора. Пока же мировое экономическое сообщество видит в Казахстане исключительно углеводородный регион. При этом аграрный потенциал республики является уникальным по нескольким причинам.
Во-первых, это наличие огромной территории еще неосвоенных земель, по своим природно-климатическим условиям вполне пригодным как для посева зерновых, так и для возделывания других культур. В стране есть возможность увеличивать урожаи за счет освоения новых пахотных земель, а не благодаря генетической модификации семян. Это огромный потенциал органического земледелия, стремительно набирающего популярность в западном мире.
Во-вторых, это наличие высококачественных естественных пастбищ, которые тысячелетиями давали энергетически богатый корм для миллионов лошадей, овец и коров кочевых казахов. Именно особый характер степной земли и резко континентальные природно-климатические условия были идеальной основой для ведения кочевого образа жизни и разведения домашнего скота. Состав пастбищных трав казахской земли был признан уникальным еще в советское время, и поэтому во времена Советского Союза Казахстан был основной базой животноводства для всех союзных республик. Этому способствовало также то, что племенной состав казахских пород отличался особыми качествами, выработавшимися за тысячелетия ведения кочевого хозяйства. К слову, до распада Советского Союза доля сельского хозяйства в ВВП Казахстана составляла порядка 25%. В-третьих, в сельской местности Казахстана проживает практически половина населения страны, и это достаточно недорогая квалифицированная рабочая сила, имеющая опыт и соответствующие навыки.
Эффективная реализация этих конкурентных преимуществ аграрного потенциала страны позволит значительно увеличить объемы производства продовольствия за счет исключительно природных факторов и человеческого труда, а не благодаря интенсивному использованию последних достижений биомодификаций и биотехнологий. Естественно, избегать инновационных методов в сельском хозяйстве нет никакой надобности. Однако можно смело утверждать, что развитие продовольственного сектора по пути генно-инженерных модификаций является в перспективе тупиковым направлением, в то время как естественно-природное освоение земель никогда не потеряет своей актуальности. Более того, его востребованность будет только повышаться с развитием более сознательного отношения человечества к своей неотъемлемой связи и взаимозависимости с природой.
Казахстан в этом плане является весьма перспективным государством, хотя понимание этого еще не стало основой для разработки новой стратегии развития. За последние двадцать лет сельское хозяйство страны претерпело множество изменений, причем многие нанесли огромный ущерб животноводству и овощеводству. Однако позитивные направления экономической политики последних лет дают некоторую надежду на возможное восстановление прежнего уровня и дальнейший рост аграрного производства. Особенно это проявляется в производстве зерна, которое в этом году позволило получить рекордный урожай объемом почти 21 млн тонн. К тому же по качеству наше зерно твердых сортов, выращенное в условиях резко континентального климата, обладает уникальными свойствами, удовлетворяющими самые взыскательные требования мирового продовольственного рынка.
Надо отметить, что инвестиции в сельское хозяйство стабильно увеличиваются в последние несколько лет, а за последний год государственная поддержка села возросла в 1,5 раза (по сравнению с 2008 г.) и достигла 217 млрд тенге (почти 1,5 млрд долларов США). При этом акцент сделан на обновлении инфраструктуры, укрепление материально-технической базы, внедрение инновационных методов переработки. Именно переработка и хранение продукции являются слабым местом аграрного сектора страны, не позволяющим полноценно достичь высокого уровня эффективности. И это та проблема, решить которую весьма не просто, имея в виду большую капиталоемкость данной инфраструктуры и низкую рентабельность сельскохозяйственного производства. Плюс к этому не совсем ясными остаются вопросы организации в аграрном секторе, учитывая несостоятельность большинства мелких хозяйств и сложность их объединения в крупные хозяйствующие субъекты.
Усилия нашего правительства по привлечению инвестиций в сельское хозяйство вполне могут оказаться плодотворными уже в ближайшее время, поскольку вступление Казахстана в Таможенный союз позволит нам вести более протекционистскую политику в отношении импортного продовольствия, кроме, конечно, продуктов из России и Беларуси.
Я не сомневаюсь, придет время, и никто в мире не вспомнит, что в Казахстане много нефти и других полезных ископаемых. Зато все будут стремиться покупать натуральное мясо домашних животных, выращенных на бескрайних казахстанских пастбищах, и питаться продуктами из зерна, пропитанного соками экологически чистой земли Казахстана…
№ 1 (462) от 18.01.2010 Айгуль ТУЛЕМБАЕВА, доктор экономических наук, профессор
|