И.Галушко: Шымкентский сценограф. Неизвестный факт из жизни Тимура Бекмамбетова 14:37 24.01.2010
Неизвестный факт из жизни Тимура Бекмамбетова
Первая постановка спектакля "Люди и мыши" на сцене Южно-Казахстанского областного русского драматического театра, сыгранная в 1986 году, имела фантастический успех. Его залогом стали блестящая режиссура Олега Белинского, отличная игра актеров и великолепная сценография, автором которой был на тот момент никому неизвестный студент Ташкентского театрального художественного института Тимур Бекмамбетов. Между прочим, и по сей день эта работа считается лучшим спектаклем, поставленным в храме Мельпомены с момента его образования. Хотя и сегодня все премьеры в театре, отмечающем в нынешнем году свое 80-летие, проходят при полном аншлаге. Кстати, на протяжении долгих лет считалось, что датой рождения шымкентского русского театра драмы является 1944 год. И лишь несколько лет назад в городском архиве совершенно случайно был найден документ, свидетельствующий о том, что на самом деле он на 15 лет старше. Свой юбилей коллектив театра решил отпраздновать в нынешнем году в канун Международного дня театра. Первый же театральный сезон открылся в Чимкенте 1 ноября 1929 года. Управлением зрелищными предприятиями Сырдарьинского округа была принята установка "обеспечить духовные потребности зарождающейся русской диаспоры на юге Казахстана путем приобщения оной к театральному искусству". Для отображения современности были выбраны темы, связанные с историей революционного движения, классовой борьбы на Востоке, с жизнью и бытом Красной Армии и флота, борьбой с мещанством. В рекомендуемом репертуаре тридцать спектаклей, в числе которых "Бронепоезд", "Любовь Яровая", "Товарищ" и другие. Но не были забыты и произведения классиков: "Ревизор", "Женитьба Фигаро". К сожалению, сведений о том, кем были люди, заложившие основы театрального искусства в Чимкенте, и как сложилась их дальнейшая судьба, в театре не сохранилось. - По моему мнению, это были люди, приехавшие в наш город по комсомольской путевке или партийному заданию, - выдвигает версию художественный руководитель театра Игорь Вербицкий. - Возможно, что это была часть труппы какого-то театра, а может и весь театр. Ведь появился он в Чимкенте с готовым, достаточно серьезным репертуаром. В имеющихся архивных документах более или менее судьба театра прослеживается с 1944 года. Во время Великой Отечественной Чимкент принял эвакуированных на юг россиян, украинцев, белорусов. Количество русскоязычного населения в городе резко возросло, поэтому 8 мая 1944 года было принято постановление "О создании областного русского драматического театра". Известно, что во время Великой Отечественной на сцене чимкент-ского театра почти три года играли эвакуированные артисты Киевского государственного театра музыкальной комедии. Однако в послевоенные годы театр продолжает переживать различные метаморфозы. В 1949 году русский драмтеатр был перебазирован в Уральск, откуда вернулся через несколько лет в качестве театра музыкальной комедии. Но ненадолго. В 1955 году всю труппу отправили в Актюбинск, где, вырванный с корнями, он не прижился и вскоре распался. Вторым рождением театра считается 1958 год, когда воспитанник Малого театра Н.Д. Медведев сформировал чимкентскую труппу из выпускников московских и ленинградских театральных вузов. В этом же году 17 сентября было принято решение об утверждении проекта на строительство здания драматического театра, прежде ютившегося в небольшом помещении по улице Советской. Правда, начали его возводить лишь в 1965 году, закончив в октябре 1967-го. А спустя месяц руководство Чимкентского областного управления культуры издало приказ о разделении областного объединенного театра драмы, имевшего прежде русско- и казахскоязычные труппы, на два самостоятельных театра, которые по сей день продолжают делить одну сцену, что создает массу неудобств обоим коллективам. Через пять лет после создания театра на работу в южный город приехали артист Ленинградского русского театра имени Пушкина Василий Васильевич Меркурьев и его супруга Ирина Всеволодовна Мейерхольд, приходившаяся дочерью известному советскому режиссеру. Четыре десятилетия спустя на чимкентской сцене играла Ольга Аросева, Сергей Павлов, Ия Саввина, Сергей Маркушев. Два года работала в Чимкенте мама Муслима Магомаева - Айшет. И все же настоящий успех и любовь зрителей к театру, по мнению Игоря Вербицкого, пришли во второй половине 80-х. А конкретно, с постановки спектакля "Люди и мыши" по известной повести Джона Стейнбека "О людях и мышах". - Как порой сходятся звезды, так и здесь сошлось все: лучшая режиссура, отличная работа актеров и, конечно же, блестящая сценография Тимура Бекмамбетова, - делится впечатлениями нынешний худрук. - Уже тогда я для себя отметил, насколько талантлив художник и что он далеко пойдет. Потом был еще целый ряд удачных постановок, автором которых также являлся Олег Белинский. Люди ждали наших спектаклей, с удовольствием на них шли. Однако вскоре наступили другие времена. Сначала из театра ушел Белинский. Сменивший его на посту режиссера Султан Абдиев поставил два спектакля и вскоре тоже уехал в Россию. Начались смутные 90-е, когда было уже не до зрелищ. Очередное возрождение театра случилось в 2000-м с назначения на должность режиссера выпуск-ника Свердловского театрального института Игоря Вербицкого, отработавшего к тому времени в театре порядка 20 лет. Новые постановки, автором которых стал как новый режиссер, так и приглашенные из России Султан Абдиев, Олег Белинский и Алексей Мельников, буквально "взорвали" город. Театр не просто вновь стал востребован, сегодня он жизненно необходим. Шымкентцы любят свой театр и всегда с нетерпением ждут новых постановок. P.S. Дожив до 80-летия, Южно-Казахстанский областной русский драматический театр до сих пор не обзавелся ни собственным именем, ни, как уже упоминалось выше, отдельным зданием. Актеры говорят, что решение двух этих наиважнейших вопросов могло бы стать лучшим подарком к юбилею.
№ 10 (16882) от 23.01.2010 Ирина ГАЛУШКО, Шымкент
|