А.Касымов: Нужна ли Казахстану Доктрина национального единства? 10:59 27.01.2010
Нужна ли Казахстану Доктрина НАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА?
Бурные общественные дебаты, кипевшие в конце прошедшего года вокруг проекта Доктрины национального единства Казахстана, не только выявили наличие разных, порой несовместимых точек зрения, но и заставили некоторую часть граждан усомниться в самой необходимости принятия такого документа. Тем не менее очевидно, что Республика Казахстан, как и всякое молодое государство в процессе становления, остро нуждается в консолидации своего общества, без которой невозможно никакое поступательное развитие. Именно этим была определена инициатива президента Нурсултана Назарбаева разработать и принять Доктрину национального единства страны. В полиэтничном обществе сохранение национального единства - это основное условие целостности и безопасности государства, его независимости, реализации стратегических приоритетов социально-экономического и политического развития. Следует сказать, что инициатива главы государства по разработке Доктрины национального единства отражает особенности текущего момента, когда назрела необходимость в новаторском документе прорывного характера, подытоживающем пройденный страной отрезок исторического пути и ставящем перед обществом новые цели. Речь идет о необходимости выхода этнонациональной политики в Казахстане на новый уровень: если в начале исторического пути молодого независимого государства основным приоритетом неизбежно была профилактика конфликтных ситуаций, то сейчас, на новом этапе, стратегическим приоритетом становится формирование единой системы ценностей, способных реально сплотить общество. Таково мнение большинства казахстанских экспертов в области межэтнических отношений. Как показывает мировая история, в том числе ХХ века, принятие документов, по своим функциям аналогичных Доктрине национального единства Казахстана, довольно типично для государств, недавно обретших независимость, либо переживших революционные изменения, выбрав новый путь своего развития. В качестве классических примеров можно привести государственную идеологию Индонезии "Пять принципов" (Панчашила), или, например, известные каждому турецкому школьнику 12 принципов Ататюрка (6 основополагающих и 6 дополняющих). Практика принятия стратегических документов более научно-практического плана также достаточно распространена в мире. Например, в России еще в 1996 году была принята Концепция государственной национальной политики. В 2009 году КНР приняла аналогичный документ под названием "Национальная политика Китая и общее процветание и развитие всех национальностей". Противники доктрины основывают свою аргументацию на изначально ложной посылке, согласно которой этот документ якобы предписывает всем гражданам Казахстана, в первую очередь, казахам, забыть свои этнические корни и слиться в единую "казахстанскую нацию" по образу и подобию "советского народа". Важно подчеркнуть, что доктрина принципиально не ставит такой цели, строго говоря, даже само выражение "казахстанская нация" не употреблено нигде в тексте. Утопичность такого рода проектов сполна продемонстрирована печальным опытом прошлого века. Национальное единство в доктрине понимается в современном смысле: не унификация по советскому рецепту, а единство в многообразии и взаимодействии этносов и культур. Разнообразие - значит, рост, разнообразие - это наше преимущество в глобальном мире. Именно казахстанская модель межэтнического согласия является нашим главным социальным ноу-хау и нашей визитной карточкой в ОБСЕ, пост председателя которой был принят Казахстаном в наступившем году. Проект доктрины должен стать базой для создания целостной системы юридических, социально-экономических, политических, государственно-управленческих мер, направленных на дальнейшее укрепление единства народа. По мнению ряда экспертов, бурная реакция некоторой части общества на проект доктрины является косвенным свидетельством роста зрелости гражданского общества. Такое обсуждение этого документа явилось своеобразным доказательством определенного уровня демократии, реально достигнутого казахстанским обществом, ощутимого роста гражданской активности. Вынесение доктрины на общественное обсуждение, безусловно, - правильный подход, отвечающий практике развитых демократических стран. Такой подход демонстрирует существование традиций цивилизованного обсуждения подобных стратегически важных вопросов развития страны. Возвращаясь к практической стороне вопроса, следует отметить, что благодаря начавшейся дискуссии был вскрыт ряд проблемных моментов в этнонациональной политике, в первую очередь это касается недоработок в сфере развития государственного языка. Были также созданы прецеденты конструктивного диалога между некоторыми силами, до сих пор избегавшими встреч для прямого разговора. Многим стало ясно, что проблемы в этой сфере реально существуют, но в то же время могут планомерно, конструктивно решаться - и решаются, чему поспособствовал в том числе дискуссионный проект доктрины. Кроме того, казахстанское общество стало учиться новому видению самого понятия "нация", свободному от реликтовых стереотипов, порожденных старой политической системой. Так мы начали приходить к осознанию того факта, что "нацио-нальное единство" - это гражданское согласие в самом широком смысле слова: общие культурные и политические ценности, общая ответственность за судьбу страны, конструктивное разрешение противоречий между интересами различных социальных групп и т. п. Особая сложность текущей ситуации определяется тем обстоятельством, что страна проходит переломный этап своего развития, борясь при этом с последствиями мирового финансово-экономического кризиса, радикально меняющего всю конфигурацию современного мироустройства. Это само по себе является серьезным испытанием для любой страны. Сейчас не время для дешевого популизма. Предложения, поступающие по проекту доктрины, могут содержать различные идеи и точки зрения, но они принципиально не должны противоречить Конституции страны и основным программным документам, касающимся ее развития. Проект Концепции национальной политики РК, обещанный месяц тому назад национал-патриотами и оппозицией и предложенный недавно вниманию общества в качестве "альтернативы" проекту доктрины, в целом не оправдал ожиданий как в теоретическом аспекте, так и в практическом. К сожалению, наше политическое пространство пока еще не вполне свободно от популизма и безответственности. Наша общая работа над проектом доктрины - это своеобразный "оселок", на котором будут проверяться уровень гражданского сознания казахстанцев, коллективная мудрость и внутренняя сила нашего народа. Есть все основания для уверенности в том, что здоровые, конструктивные силы в стране возьмут верх и этот экзамен на зрелость казахстанского общества будет успешно выдержан.
№ 12 (16884) от 27.01.2010 Айдар КАСЫМОВ, Астана
|