В "столице" КарЛАГа Долинке открывается музей памяти жертв политических репрессий 11:02 27.01.2010
Карлаг в духе Голливуда
Как мы сообщали, в поселке Долинка Карагандинской области закончились реставрационные работы в бывшем управлении Карлага. Скоро здесь откроется музей памяти жертв политических репрессий. Это здание - одно из немногих сохранившихся с 30-х годов прошлого столетия. По сути, весь поселок Долинка - "столица" Карлага - мог бы стать музеем под открытым небом. Увы, люди не сумели или не захотели сберечь все, что напоминало о нем. Сохранились мелочи на чердаках: старые газеты, документы, фотографии. А вот могилы и многие здания, которые были построены специалистами высочайшего класса, остались только на фотографиях да в воспоминаниях. В лихие перестроечные годы прочные здания ломали ради кирпича и леса. Особенно жаль ДК с уникальной акустикой. На его сцене выступали перед начальством и вольнонаемными гражданами великолепные артисты, отбывавшие наказание по надуманным, нелепым обвинениям. Говорят, пела в нем и Русланова, приезжавшая навестить кого-то из коллег. Построенное в 30-е годы здание управления Карлага сохранилось чудом. В прошлом году зданию лагерного управления был присвоен статус исторического памятника, охраняемого государством, и началось его восстановление. В рамках дорожной карты был проведен большой объем работ - казне ремонт помещения обошелся в 113 млн тенге. Сейчас здесь работают художники и дизайнеры, создавая экспозицию музея памяти жертв политических репрессий. Во время ремонта рабочие, вскрыв пол в подвальном помещении, под слоем бетона обнаружили узкую глубокую яму. Сотрудники музея тут же решили, что это зиндан - пыточная яма. Скорее всего, он тоже станет музейным экспонатом. Этот факт возмутил людей, которые уверены, что музей Карлага должен быть правдоподобным, ему не нужны страшилки в голливудском духе, тем более что реальность того времени сама по себе страшна.
История без прикрас
Полковник юстиции Виктор Горецкий - один из тех, кто знает историю Карлага почти как собственную биографию. Он родился в Долинке 65 лет назад, его первыми учителями были "политические" ссыльные. По детским воспоминаниям Виктор Горецкий написал художественные рассказы, опубликованные в местной прессе. Позже в ведении Виктора Горецкого, начальника центра правовой статистики и информации, находился архив Карлага. К нему часто обращались люди за справками о реабилитации, а также родственники репрессированных за подробностями гибели своих отцов, поскольку не верили расхожей фразе "умер от пеллагры". Виктор Горецкий, поднимая архивы, узнавал ужасные факты из людских судеб. Коварство, предательство, трагическая случайность подводили людей к расстрельной статье, а дальше работал безжалостный закон "тройки". В списки на уничтожение попадали заключенные за любую провинность: оказались не в той компании, возражали начальству, да и просто нужен был козел отпущения. "Вертухаями" часто были люди малообразованные, имевшие судимость по "бытовой" статье, главное - пролетарского происхождения. Им нравилось понукать учеными "контриками". При этом не было нужды сажать "провинившихся" в зиндан. Допрос в оперчасти - и к стенке. Расстрельные списки напоминали ведомости. - Весь период существования лагеря среди контингента заключенных сохранялся своеобразный баланс - пятьдесят процентов на пятьдесят. Число "бытовиков", осужденных за общеуголовные преступления, и "врагов народа" или КРД (контрреволюционных деятелей), осужденных за мнимые контрреволюционные деяния, было примерно равным, - говорит Виктор Горецкий. - Правда, в послевоенный период для "особо опасных государственных преступников" в нашей области были образованы особые лагеря - "Степной" и "Песчаный". Состав их был также неоднороден. Среди заключенных были те, кто водил на расстрел евреев к Бабьему яру, вроде полицая Кравца, лично застрелившего присевших на обочину дороги двух обессилевших еврейских старичков. И те, кто был арестован по ложным обвинениям, вроде боевого командира, будущего писателя Солженицина, актрисы Окуневской, отказавшей в любовной ласке министру МГБ Абакумову, композитора Варламова, ученого Гумилева, сына Анны Ахматовой, и многих других известных подлинных патриотов страны. Судьбы узников Карлага не могут оставить равнодушными никого. Достаточно прочитать сохранившиеся документы, письма, написанные рукой самих карлаговцев, чтобы понять весь ужас царившего произвола. К сожалению, наряду с достоверными источниками в экспозицию музея могут попасть "правдоподобные" экспонаты, которые, по мнению сотрудников музея, должны усилить общее впечатление. Вроде вышеупомянутого "зиндана".
Зиндан вместо колодца
Виктор Горецкий и другие исследователи Карлага, например, журналист Екатерина Кузнецова, более 20 лет изучавшая историю лагеря, полагают, что на самом деле это высохший сельский колодец. Долинку ведь основали крестьяне из центральной России. Естественно, они рыли колодцы. В 1932 году переселенцев выселили из родных стен, место расчистили для строительства лагерных зон и здания главного управления лагеря. Сухой старый колодец закрыли крышкой и залили бетоном. Такова история "зиндана". Приверженцев объективности задевают за живое и другие "правдоподобия". - Привезти бы в музей кого-либо из тех, кто прошел через камеры арестованных оперчекотделовцами, да показать бы подвальное помещение, отданное под экспонирование внутренней тюрьмы Карлага. Вот бы удивились! - анализирует Виктор Горецкий. - Свет падает в окна просторных камер, да еще и светильники под потолком. Даже из исторических фильмов известно, что в советских изоляторах лампочки монтировали в узких проемах в стене над дверью и не гасили всю ночь. Таких просторных камер, как эти, в Карлаге не было. Допросы проводились за пределами управления, в помещении оперчекотдела. Расстрел производился в отдельно стоящем здании. Естественно, "зиндан" здесь вообще неуместен. Увы, время меняет восприятие людей. Стираются грани между реальностью и вымыслом. Слухи о том, что в бассейне возле лагерного управления плавали золотые рыбки, а в секретных лабораториях Карлага изобретали биороботов, многим современникам кажутся интереснее, чем написанные корявым почерком строки дневника политзаключенного. Так что вопрос о том, каким должен быть памятник жертвам политических репрессий Карлага - правдивым или правдоподобным, остается открытым.
№ 12 (16884) от 27.01.2010 Светлана КОХАНОВА, Карагандинская область
|