Ж.Турусбекова: Почем свобода слова в Кыргызстане? 10:36 28.01.2010
Почем свобода слова?
Сегодня в Жогорку Кенеше состоялось заседание Комитета по образованию, науке, культуре и спорту, на котором в числе двух других вопросов депутаты рассмотрели вопрос о фактах преступлений, совершенных в отношении представителей средств массовой информации. С информацией по вопросу выступил министр внутренних дел Молдомуса Конгантиев.
Эта проблема беспокоит многих. В обществе муссируются слухи по поводу ряда преступлений против журналистов, в том числе убийства Геннадия Павлюка, совершенного в Алматы 16 декабря прошлого года. Тема, как говорится, назрела, поэтому депутаты решили ее обсудить, чтобы получить ответы на ряд волнующих всех вопросов, в том числе – действительно ли эти преступления носят заказной политический характер и связаны с профессиональной деятельностью журналистов, что делают правоохранительные органы для их раскрытия и так далее.
Как сообщил глава МВД, вчера он отчитался перед президентом по всем фактам преступлений, совершенных в отношении журналистов, и глава государства поставил конкретную жесткую задачу о скорейшем раскрытии нераскрытых преступлений и доведении информации до населения. "Все дела, связанные с преступлениями против журналистов и СМИ, контролируются президентом, ему постоянно предоставляются отчеты. Я также держу под личным контролем все уголовные дела, имеющие общественный резонанс", – подчеркнул Конгантиев.
По информации министра, начиная с 2005 года, в МВД зарегистрирован 31 факт преступлений в отношении работников СМИ, по 5 из них вынесены решения об отказе в возбуждении уголовных дел. Из 26 оставшихся преступлений раскрыто 11, а 9 квалифицированы как грабежи. На сегодня расследуются 6 дел. Пока не раскрыто дело в отношении Кубанычбека Жолдошева, который был избит и получал записки с угрозами и пулей. "Лицо, задержанное по подозрению в нанесении телесных повреждений, признается в содеянном, однако потерпевший не может его опознать", – уточнил Конгантиев.
Не раскрыто и другое громкое дело о покушении на убийство журналиста Сыргака Абдылдаева. Хотя милиция задержала подозреваемых, их опознание не представляется пока возможным в связи с тем, что покалеченный журналист вынужден был покинуть родину. Задержан второй разыскиваемый по делу об убийстве журналиста Алишера Саипова, который находится в Таджикстане - в настоящее время решается вопрос об его экстрадиции.
В отношении журналиста Геннадия Павлюка глава МВД сообщил, что кыргызские правоохранительные органы тесно работают с казахскими коллегами в рамках соглашений и договоров: "У нас работала следственная группа из Казахстана, все поставленные вопросы отработаны. Пока еще они не сказали о причастности кыргызских граждан к убийству Геннадия Павлюка".
По его словам, до тех пор, пока суд не вынесет определенного решения, милиция не может однозначно сказать, что преступления в отношении журналистов связаны с их профессиональной деятельностью. При этом министр отметил, что мотивы раскрытых преступлений говорят о том, что они совершены с целью кражи, либо из хулиганских и иных побуждений. Пока не выяснены мотивы преступления по делу Саипова.
Но почему тогда многие продолжают считать, что почти все преступления против журналистов связаны с их профессиональной деятельностью и носят заказной политический характер? Почему данные МВД отличаются от цифр общественных организаций, которые отмечают 88 фактов нападений на журналистов? Свою озабоченность этими вопросами высказала депутат Ирина Карамушкина, которая получает много писем и обращений от граждан, общественных организаций, в которых содержатся призывы в адрес правоохранительных органов пресечь факты преступлений в отношении журналистов.
Министр, отвечая на вопросы депутата, объяснил, что сотрудники его ведомства делают все, чтобы раскрыть все преступления в отношении журналистов. При этом он отметил, что не выделяет отдельные преступления и не делит их на особенные и не очень важные, так как для него все граждане одинаковы независимо от того – журналист это, чиновник, депутат или рядовой человек. Он также особо подчеркнул, что нельзя говорить, что преступление связано с профессиональной деятельностью журналиста, пока нет решения суда, поэтому нельзя поспешно предъявлять претензии к власти.
Нередко журналисты сами виноваты в том, что становятся объектами нападений, так как не соблюдают элементарные правила безопасности. Ведь в два часа ночи жертвой преступника может стать любой гражданин, оказавшийся в это время на улице. И не только у журналистов воруют сотовые телефоны или куртки.
Депутат Кабай Карабеков, как бывший журналист прекрасно понимающий все тонкости репортерской "кухни" и особенности общественного сознания, возразил, что аргументы главы МВД вполне резонны, но для общественности и журналистов они звучат не очень убедительно: "Это не случайно, что преступления, совершаемые против журналистов, вызывают большой общественный резонанс и находятся на контроле президента. Журналисты по роду своей профессиональной деятельности находятся в зоне особого риска, поэтому даже кражи вызывают общественный резонанс. И в Уголовном кодексе отражено, что преступления, связанные с профессиональной деятельностью, караются жестко, вплоть до пожизненного заключения".
По словам Карабекова, именно "недостаток информации вызывает много слухов", поэтому общество должно быть максимально информировано по всем громким делам, касающимся работников СМИ. Информация, имеющаяся у правоохранительных структур, должна быть доступна обществу.
Председатель правления общественного объединения "Журналисты" Марат Токоев также убежден, что все преступления в отношении журналистов должны находиться под особым контролем: "Здесь ведь страдает не один журналист, а все журналистское сообщество, потому что из-за этого растет самоцензура. Все факты против журналистов провоцируют такую самоцензуру, а значит, до общества и власти будет доходить неполная информация. Как тогда, основываясь на этом, можно делать объективные выводы?" Он также указал на расхождения в данных, которые имеются у них, с цифрами, которые прозвучали из уст министра.
"Сложно сказать, связаны ли преступления в отношении журналистов с их профессиональной деятельностью, такое решение может вынести только суд. Есть факты, которые действительно не связаны с журналистской деятельностью – это убийства супругов Александровых и Мураталиева, а по убийству Саипова расследование не завершено. Но по некоторым другим фактам можно сказать, что они связаны с профессиональной деятельностью работников СМИ, об этом говорят сами пострадавшие журналисты, получавшие угрозы в свой адрес", – отметил Токоев.
По его словам, из шести случаев в четырех журналисты вынуждены были покинуть страну после того, как были жестоко избиты и не были уверены в своей дальнейшей безопасности. Хотя они обращались в милицию и были заведены уголовные дела, угрозы продолжали поступать.
Однако Карабеков также отметил, что не только в Кыргызстане совершаются преступления против журналистов, такие факты наблюдаются во всех странах мира и Кыргызстан здесь не является лидером. В то же время депутат заверил, что по всем фактам преступлений в отношении СМИ парламентский комитет будет тесно работать с МВД и судебными органами.
Во время заседания комитета в ходе обсуждения всплыл и вопрос об ответственности самих журналистов и соблюдении ими журналистской этики, профессиональной солидарности, необходимости внесения поправок в закон о СМИ, большей открытости МВД и диалога между ним и СМИ, большего внимания со стороны МВД к вопросу о профилактике правонарушений. Последнее тем более необходимо, так как у представителей гражданского сектора осталось еще немало вопросов к правоохранительным органам. Недостаток информации является питательной средой для всякого рода слухов и домыслов, что дает заинтересованным силам возможность использовать их в узкогрупповых целях.
На это указал полномочный представитель президента в Жогорку Кенеше Досалы Эсеналиев: "В первую очередь в раскрытии преступлений в отношении журналистов заинтересована власть. В этом также заинтересованы неправительственные организации и сами СМИ. И меньше всех заинтересованы политические оппоненты власти. Пока нет решения суда, абсурдно называть совершенные преступления политическим заказом".
БИШКЕК, 26 января 2010 года Жылдыз Турусбекова
|