С.Малеев: Сельские и городские казахи. Противостояние или взаимопонимание? 14:34 28.01.2010
Восточная цивилизация, западные технологии – так эту дилемму решили для себя японцы. В Турции на эту же тему ведутся жесточайшие дебаты. Какой путь выберет страна? Вернется ли она к традиционным ценностям или пойдет дорогой в Европу? А пока в центре Анкары можно увидеть курящих девушек в соседстве с молодыми барышнями в хиджабах. Заходит дискуссия и у нас о двух разных культурах – сельской, склонной к традиционализму, и культуре городских казахов, увлеченных всерьез западными ценностями. В чем их схожесть и противоречие, в частности, об этом шел разговор в стенах интеллектуально-культурологического клуба "Тагылым", созданного при Институте культурной политики и искусство- знания Республики Казахстан. По словам модератора встречи, директора Института культурной политики Ерлана Саирова, сегодня общество стоит перед необходимостью более глубокого, системного изучения культуры казахов, возврата к своему родному языку и традиционным ценностям. Что, в свою очередь, нисколько не отрицает процесса модернизации нации, углубленного изучения и освоения опыта других стран, перехода страны на новый виток своего политического, социального и экономического развития.
Что же касается сельских домов и дворцов культуры, то политолог Нурлан Ерембетов утверждает, что многие из них представляют собой актовые залы, предназначенные в прошлом для собраний советского партийно-хозяйственного актива, не подходящие под нужды и требования современной сельской молодежи. И здесь же хотелось бы представить интересного собеседника, начальника отдела внутренней политики Курчумского района Восточно-Казахстанской области Еркина Жангудеева, рассказывающего: "В первые годы независимости, когда начался развал сельского хозяйства, я был вынужден идти на соглашение с водителями автоклубов. Я разрешал им зарабатывать деньги на стороне, с тем чтобы они обеспечивали работу сельских клубов культуры. На меня в те годы завели уголовное дело. Полгода я находился под следствием. После, уже в 1997 году, во время премьерства Кажегельдина, сельские клубы стали передаваться в частную собственность предпринимателям по цене двенадцать тысяч тенге за помещение. В те годы я выкупил восемь клубов, потратив сто тысяч тенге. Конечно, сегодня сто тысяч – уже не деньги, а в 1997 году это была немалая сумма. Причем я изначально ставил перед собой задачу сохранить сельские дома культуры для народа. После, уже в 2007 году, когда дела у Казахстана пошли в гору и встал ребром вопрос о подъеме культуры на селе, я все свои восемь клубов вернул безвозмездно государству. О чем нисколько не жалею. Но это уже дела давно минувших дней. Вместе с тем я вовсе не согласен с прозвучавшим здесь мнением некоторых товарищей о том, что сельская культура деградировала, что ее вовсе нет. На селе строятся новые дома культуры, открываются музыкальные и спортивные секции, принимают своих читателей библиотеки. Ситуация уже далеко не та, что была в начале и середине девяностых годов. Многое изменилось. Хотя все здесь, наверное, в немалой степени зависит от акима области. К примеру, у нас, в Восточном Казахстане, в рамках программы "Поклонись родной земле" проводятся различные конкурсы, фестивали, смотры. На уровне аула, поселка, района идет отбор талантливых ребят, которым предстоит завтра пополнить ряды казахской интеллигенции. К нам приезжают известные артисты из Астаны, Алматы. В свою очередь наши самодеятельные ансамбли гастролируют по области, республике. Словом, у себя в маленьком ауле мы не чувствуем оторванность от дел большой страны". Интересным в данном контексте выглядело и выступление театрального критика Аширбека Сыгыная, полагающего, что отнюдь не всех театральных и творческих деятелей Казахстана, чьи имена на слуху у многих, можно называть носителями высоких идеалов. Многие из них в нравственном отношении не достойны мизинца самого обыкновенного аульского аксакала, воспитавшего достойных детей. Недаром аул называют "золотой колыбелью казахского народа". "Мы, – вспоминает Аширбек Сыгынай, – будучи ребятишками, за честь считали полить из ковша воду на руки приехавшему издалека гостю. Ну какая еще вам нужна культура? А какие женщины были в то время в казахских аулах? Рафаэлевские Моны Лизы, только такое сравнение здесь уместно. А мы сегодня придумали слово "глобализация" и из кожи вон лезем, чтобы понравиться европейцам, африканцам, арабам. Мы гонимся за славой, пусть даже и самой скандальной, мечтаем, чтобы нас заметили, выделили, погладили по головке. Забывая, что культура – это в том числе и умение оставаться самим собой. Поэтому, чтобы у остального мира появился подлинный, а не наносной интерес к нашей стране, нам надо сохранить свою самобытность".
Мысли вслух. Вместо послесловия
В чем отличие сельских казахов и городских? Оппонируя театральному критику Аширбеку Сыгынаю, замечу, я далеко не склонен идеализировать аул. Село за последние сто лет переболело теми же болезнями, что и все наше общество. Оно не стояло обособленно, не было накрыто защитным колпаком, предохраняющим от внешнего проникновения. Есть казахские села, где количество алкоголиков зашкаливает за все разумные пределы. Жителям села присущи те же недостатки, что и горожанам. В конце концов, все мы люди, и никто из нас не ангел. Однако есть и другое. Помню, в середине девяностых годов, когда в окрестностях аула Шолпан Восточно-Казахстанской области лютовала банда Кок-Серека, я предложил своему родственнику Тынысбеку Абдукаримову, проживающему в этом ауле, переехать в поселок Ужет, под Алматы. От греха подальше. На что он мне тогда ответил: "А почему я должен уезжать из аула? Пусть лучше эти бандиты убираются ко всем чертям". Нравственный стержень на селе все еще не утерян. Сохранился. И держится он на таких личностях, как Тынысбек.
И еще к вопросу об отличиях. Что такое традиционные казахские ценности? Разумеется, это стремление сохранить свою культуру, традиции, обычаи, язык. Но прежде всего это – взгляд. Когда тех же молоденьких казахских девушек, продавшиц и кассиров магазина, ты, зайдя в супермаркет, воспринимаешь не в качестве абстрактных личностей, но как своих родных племянниц. Когда ты видишь усталого бездомного казаха, катящего тележку на базаре, и осознаешь, что это твой родной брат. Вот что означает на самом деле приверженность традиционным ценностям. Это боль за свой народ, сопереживание, желание как-то ему по-мочь, защитить. Качество, которого, к сожалению, так порой не хватает многим сегодняшним казахстанским политикам.
Серик МАЛЕЕВ, Алматы
28.01.2010
|