Нурани: Армения и Иран крепят дружбу. Что осталось за кадром экономических договоренностей? 00:57 29.01.2010
Армянские СМИ продолжают отслеживать визит в страну высокопоставленной иранской делегации во главе с министром иностнанных дел Манучехром Моттаки. В его ходе в Ереване были подписаны Меморандумы о взаимопонимании относительно создания армяно-иранского инвестиционного комитета, а также по итогам 9-го заседания армяно-иранской межправительственной комиссии. Как отметил министр энергетики и природных ресурсов Армении Армен Мовсисян, подписанные документы открывают новые возможности для расширения сотрудничества между Арменией и Ираном и включают в себе многочисленные сферы, тем самым создавая перспективы углубления двусторонних отношений. "Уверен, что посредством подписанных документов на 10-м заседании комиссии, которое пройдет в Иране, мы зафиксируем положительные сдвиги",- сказал армянский министр. В свою очередь Манучер Моттаки отметил, что Армения и Иран стремятся как можно скорее достичь результата в переговорах и установить сотрудничество в новых областях. Он добавил, что главы Армении и Ирана имеют необходимую политическую волю развивать и углублять двусторонние отношения. На этом фоне уверения господина Моттаки, что, дескать, Армения и Азербайджан - дружественные для Ирана страны, и Иран как дружественная страна желает достижения мира и стабильности в регионе, особого впечатления на азербайджанскую аудиторию, как того и следовало ожидать, не произвели. Тем более что свою реплику: "Вопросы карабахского урегулирования являются частью наших обсуждений с армянским руководством. Иран готов оказать Еревану и Баку в этом вопросе всяческую помощь" - господин Моттаки предварил куда более "информативным" пассажем: "Мы все хорошо помним события 2008 года в Грузии. Подобные события не должны больше проиcходить, поскольку они повлияли на безопасность, энергетические и транспортные инфраструктуры региона". Напомним: в 2008 году Грузия, если уж называть вещи своими именами, воспользовалась собственным правом на самооборону и попыталась восстановить свою же нарушенную территориальную целостность. Так что можно представить себе, с каких позиций Тегеран намерен "способствовать" карабахскому урегулированию.
На первый взгляд, ереванские СМИ весьма активно освещают и "конкретное наполнение" армяно-иранских договоренностей. Так, в хоже переговоров Моттаки с премьер-министром Армении Тиграном Саркисяном обсуждались строительство ГЭС на реке Араз, а также нефтепровода и железной дороги Иран-Армения. "Строительство железной дороги является одним из наших приоритетов. Между президентами двух стран уже есть достигнутые договоренности. Эта программа имеет серьезное социальное, экономическое и политическое значение", - сказал армянский премьер. Те же проекты: строительство прямой железной дороги Армения-Иран, ГЭС в Мегри, а также строительство нефтепровода и терминала жидкого топлива Армения-Иран - обсуждал с иранскими гостями и министр энергетики и природных ресурсов Армении Армен Мовсисян. Как теперь сквозь зубы признают в Ереване, Армения и Иран планируют построить на приграничной реке Аракс две самые мощные на Южном Кавказе ГЭС - с армянской стороны станция будет располагаться в Мегри, а с иранской стороны - в Карачиларе. Каждая из станций будет ежегодно вырабатывать по 800 млн. кВт/ч электроэнергии. Проще говоря, от первоначальной идеи строительства ГЭС на территории, оккупированного Арменией Джебраильского района Азербайджана в Тегеране вынуждены были отказаться, хотя еще несколько лет назад иранские представители на переговорах в Баку капризно заявляли, что если в Баку не "решат проблему в ближайшее время", то этот проект Иран начнет осуществлять на оккупированных азербайджанских землях совместно с властями Армении. Более того, в Ереване предпочли вежливо обойти весьма щекотливое обстоятельство: несколько недель назад Армения и Иран признали, что из-за нестабильности в Иране сроки строительства ГЭС "сдвигаются". И, как показали протесты в Иране во время похорон аятоллы Монтазери, затем - на День студента и в день Ашуры положение режима Ахмадинеджада за это время вряд ли стало более уверенным. Словом, Ирану сегодня явно не до громких и затратных экономических проектов. Тем более трудно представить себе, что эти проекты возьмется финансировать Армения, чья экономика, и так плавно катившаяся "под горку", во время кризиса провалилась на 15%, поставив печальный рекорд в масштабах СНГ.
Но, возможно, вспышку "взаимной любви" Тегерана и Еревана позволяет объяснить сообщение, появившееся на информационных лентах еще на момент старта визита Моттаки. Как сообщали тогда иранские информагентства, запланированный на те же дни визит секретаря Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) Ирана Саида Джалили в Россию перенесен на более поздние сроки. Причины такого решения не указываются, однако агентство ISNA отмечает, что решение о переносе сроков визита было согласовано обеими сторонами. Новая дата поездки Джалили в Москву также пока остается неизвестной. Российские СМИ, однако, указывают, что в Москве Джалили должен был встречаться с президентом Дмитрием Медведевым и премьер- министром Владимиром Путиным. С российскими лидерами Джалили намеревался обсудить актуальные вопросы российско-иранского "ядерного сотрудничества" и, предположительно, получить ответы на вопросы, связанные с предстоящим запуском Буширской АЭС, организацией противовоздушной обороны иранских ядерных объектов и возможным поэтапным дообогащением иранского урана в России. Теперь же иранское агентство MEHR предполагает, что поездка Джалили в Москву была отложена, так как "потребовала дополнительной подготовки". В заявлении ВСНБ ИРИ, в свою очередь, говорится, что визит перенесен "в целях достижения большей координации".
На деле же многие эксперты предполагают, что отмена визита - это прямой результат того, что Россия на фоне ужесточения позиции Запада в отношении Ирана и явно забуксовавшей "перезагрузки" в российско-американских отношениях, обернувшейся появлением в Польше боевых "Пэтриотов" вместо ПРО, стремится свернуть если и не связи с Ираном как таковые, то во всяком случае их видимое проявление, в том числе и в дипломатической сфере. А тогда уже не надо быть особо изощренным аналитиком, чтобы предположить, что свертывание "видимых" связей России и Ирана отзовется пропорциональным ростом "тайного" сотрудничества и поставок по "черным" каналам. Где Армения - испытанный и не раз проверенный маршрут. В том числе и потому, что искать "иранский трафик" в "многострадальной христианской Армении", воюющей с мусульманским Азербайджаном, вряд ли кому-нибудь придет в голову.
НУРАНИ 29.01.2010
|