М.Казакпаев: В Киргизии политика в столице одна, а в регионе - совсем другая 12:28 29.01.2010
ПЕРСОНЫ
Марат КАЗАКПАЕВ: Политика без экономики - ничто На 23 марта намечен созыв Курултая согласия. Об этом объявил в своем недавнем телеобращении президент Кыргызстана Курманбек Бакиев. Получат ли президентские реформы после этого новый импульс? Что может помешать их реализации? Об этом наш сегодняшний разговор с политологом Маратом Казакпаевым.
Главное - не перебрать
- Созывом Курултая согласия президент Бакиев, по сути, дал отмашку началу реализации политической части Курса на обновление страны. Поймет ли бюрократия посыл президента о том, что ей надо либо работать на народ, либо уходить?
- Главный слой общества, не заинтересованный в реформах, - это бюрократия. И единственный способ его обуздать - контроль снизу. Для этого и создан Курултай согласия. Но возможен и обратный эффект: совещательных органов будет слишком много, а толку от них мало. Есть Общественная палата, теперь Курултай появится. Тут, как в хорошем застолье, главное - не перебрать.
- Есть исторический анекдот: китайский император Цинь Ши-Хуанди создал последовательно три полиции. Первую - следить за страной. Вторую - следить за первой. Третью - следить за второй. Четвертую создать не успел - надорвался и помер.
- Курултай согласия и ранее созданная Общественная палата должны стать прежде всего эффективным связующим звеном между народом и властью. Именно этого хочет добиться президент. Озвученные им реформы госуправления предполагают и начало качественного обновления всего чиновничьего класса. Сейчас личные и профессиональные качества многих госслужащих не соответствуют требованиям проводимых реформ. Однако давайте по справедливости: в системе исполнительной власти не все плохо. Среднее звено чиновников, в отличие от ряда высших управленцев, является довольно сильным и компетентным в профессиональном отношении. Именно средний уровень может стать фундаментом начавшейся реформы госуправления.
- Не свидетельствует ли созыв Курултая о том, что Жогорку Кенеш и местные кенеши не справляются с ролью органов народного волеизъявления? Не случайно президент сказал: "Нам не нужен еще один декоративный орган, имитирующий демократию". Можно ли считать эти слова камнем в огород нынешней законодательной власти?
- Тенденция возникновения общественных институтов при президенте говорит о низком профессионализме нынешних парламентариев. Мы все видим, что во время правительственных часов в парламенте министры очень часто оказываются под некомпетентным и откровенно примитивным прессингом депутатских вопросов. Единицы из парламентариев способны задавать министрам вопросы по существу.
К сожалению, этот созыв так и не получил массового общественного доверия. Ему не удалось стать подлинным представительским органом, защитником интересов народа. Ведь подавляющее большинство депутатов сразу согласились узаконить супертарифы на свет и тепло. Конечно, они выразили озабоченность ситуацией и даже озвучили необходимость выплаты каких-то социальных компенсаций, но как бы вскользь.
- Некоторые наблюдатели считают: самая главная проблема для Кыргызстана в том, что распоряжения президента зачастую не исполняются. Почему тормозятся толковые инициативы?
- Проблема в искажении и искусственной корректировке президентских решений чиновниками на местах. В результате политика в столице одна, а в регионе - совсем другая. Вообще давно назрела необходимость перехода на двухуровневое управление: правительство - районные органы власти. Институт областного губернаторства должен быть ликвидирован. Нынешняя система тормозит стабильное развитие.
Будьте взаимно вежливы
- А что такое "стабильное развитие"? Оно в обществе в принципе бывает?
- По западным понятиям, стабильность - политическая, экономическая, общественная или любая другая - вовсе не означает идиллического спокойствия и бесконфликтности. Стабильность - это предсказуемое и контролируемое динамично-конкурентное состояние социальных групп в обществе.
- Как должен выглядеть стабильный Кыргызстан?
- Формулы стабильности для отдельного государства не придумано. Стабильность везде одинакова. Политический сегмент должен держаться на работающих законах, общественном авторитете институтов власти, а также незыблемости правил политической игры. То есть власть должна сменяться только выборным путем. Оппозиция и независимые СМИ должны быть обеспечены правовыми гарантиями. Экономическая стабильность - это собственное развитое производство, наличие многочисленного среднего класса - "стержня нации", ну и, естественно, развитость финансовой системы, неприкосновенность и государственная защита частной собственности. Вообще политика без экономики - ничто. Что же касается общественной стабильности, то здесь еще короче - власть и народ должны уважать друг друга. Но, наблюдая за происходящим в стране, я, к сожалению, начинаю уверяться в то, что все вышеперечисленное у нас понимает только президент. Все остальные, похоже, хотят, чтобы у них все было, но им за это ничего не было.
- Время показало: политическая демократизация, копирующая западные образцы, отнюдь не избавляет Кыргызстан от социального неравенства, экономической неустойчивости и продажных чиновников. Может, нас просто обманули?
- Винить других в собственных ошибках всегда легче. Хотя Запад и его международные организации и преследуют собственные интересы под соусом внедрения элементов западной демократизации, мы сами виноваты во многом. Мы так и не впитали реальные, истинные демократические ценности. Честные выборы, к примеру, мы проводить не умеем и не хотим, декларативно относимся к защите прав человека, а журналистов притесняют не только властные, но и оппозиционные политики - перечислять можно долго. На девятнадцатом году независимости мы все еще продолжаем играть в демократию, точнее - в демократическую демагогию. Единственное, чего мы добились нашей "демократией", - построили коррупционную культуру взаимоотношений, разрушили сектор производства и, наконец, способствовали росту самых низменных человеческих страстей среди новоявленной чиновничьей касты и нуворишей. Расцвет рейдерства, некомпетентности и продажности многих чиновников - все это наша собственная вина.
- Сейчас говорят: все нынешние проблемы от того, что мы изначально не боролись за свою независимость - она досталась нам даром.
- Определенный резон в этих словах имеется. Мы, получив все необходимые демократические институты, оказались не готовыми адекватно воспринимать и оптимально внедрять их с учетом специфики национальных условий. Стремились стать то второй Швейцарией, то второй Францией. И это вместо того, чтобы стать первым Кыргызстаном. Впрочем, я думаю, что у нас еще не все потеряно. Хочется верить, что те молодые ребята, которые сейчас пришли в политику с благословения Бакиева, достаточно насмотрелись на то, как делать не надо.
Справка "МСН"
Казакпаев Марат Сайнидинович в 1994 году окончил исторический факультет Кыргызского государственного национального университета. Старший преподаватель кафедры политологии факультета международных отношений Кыргызско-Российского Славянского университета. Эксперт аналитического центра "Полис Азия", старший научный сотрудник отдела международных проблем Института экономики Национальной академии наук КР.
Дмитрий ОРЛОВ.
29 января 2010
|