Кыргызстан: От светского государства к исламскому, или как растерять свой народ 10:34 31.01.2010
Недавно в двух парламентских фракциях была заслушана информация о ситуации в сфере религии. Оказалось, что проблем по-прежнему много. Глава госкомиссии по делам религий Каныбек Осмоналиев сообщил, что в религиозной сфере Кыргызстана существует ряд проблем, которые нуждаются в разрешении общими усилиями. Одна из проблем - деятельность партии "Хизбут-Тахрир". Радикальная подпольная организация пользуется поддержкой населения в ряде районов и городов Ошской и Джалал-Абадской областей и пытается расширить свое влияние на другие регионы республики.
До недавнего времени, наша республика считалась эдаким "островком демократии" в СНГ. Радовались все, в том числе и кыргызы. Но, как оказалось, во всей этой суматохе, мы не заметили самого главного, что нас с вами, грубо говоря, опять "поимели". Воспользовались нашей доверчивостью, нашей поддержкой (я говорю, нашей потому что тоже был обманут теми "демократическими" идеалами), а получив свое, "отцы демократии" послали нас по известному адресу, ибо у них нынче другие заботы. Надо же поделить награбленное, ввести новые "пошлины" и т.д. Взамен наведения в стране порядка, "новая" власть пускает нам пыль в глаза, мол прежняя власть столько нахапала и так "напортачила", что ситуация все хуже и хуже, да еще и мировой кризис…
Недавно в двух парламентских фракциях была заслушана информация о ситуации в сфере религии. Оказалось, что проблем по-прежнему много. Глава госкомиссии по делам религий Каныбек Осмоналиев сообщил, что в религиозной сфере Кыргызстана существует ряд проблем, которые нуждаются в разрешении общими усилиями. Одна из проблем - деятельность партии "Хизбут-Тахрир". Радикальная подпольная организация пользуется поддержкой населения в ряде районов и городов Ошской и Джалал-Абадской областей и пытается расширить свое влияние на другие регионы республики.
Другой проблемой К.Осмоналиев назвал раздробленность мусульман и конкуренцию различных групп в их среде. Он отметил, что по всей вероятности, некоторые заинтересованные лица опасаются упорядочения в религиозной сфере, что будет способствовать использованию ислама в меркантильных интересах. Со слов Осмоналиева в стране наблюдается активная деятельность иностранных миссионеров, прибывающих в Кыргызстан как из стран ближнего, так и дальнего зарубежья. Исламские, в основном, по его данным, приезжают из Турции, арабских стран, Пакистана. Христианские (в основном - протестантского толка) - из США, Великобритании, Южной Кореи, России и Казахстана.
Для примера серьезности положения можно привести следующее. Не без внимания остается то, что Всемирная Ассамблея Исламской молодежи, президентом которой является Хасан аль Джабри, с помощью своего наместника Мухаммеда Саид Баюми, который профинансировал строительство уже более 100 мечетей, в основном на Юге страны, инициирует строительство новых мечетей в приграничных Араванском, Навкатском, Кара-Сууйском районах. При финансовой поддержке данной организации у подножья горы "Сулейман-Тоо" в городе Ош возвел комплекс, включающий в себя областной и городской казияты, медресе и мечеть, для чего Ассоциацией выделено около 2 миллионов долларов США.
Утверждать, что спонсоры строящихся мечетей хотят содействовать религиозному просвещению кыргызстанцев по меньшей мере наивно. Посмотрите, как много развелось у нас в стране миссионерских организаций, различных течений и сект. Наиболее активную деятельность проводит религиозно-экстремистская организация "Хизбут-тахрир". Цель этой организации – строительство халифата.
Миссионеры вербуют нашу молодежь на учебу в арабские страны. Не секрет и то, что под видом учебы они проходят спецподготовку в лагерях, например в Пакистане. Активная пропагандистская деятельность сторонников различных религиозно-экстремистских организаций исподволь готовит почву для свершения нового переворота. Уже с целью превратить Кыргызстан в "островок Халифата".
Хотелось напомнить, нашим властям, что не далек тот день, когда вы растеряете не только свое материальные богатства, нажитое на "горбу" народа, но и сам народ, который наделил вас той властью, которой вы пользуетесь, теми богатствами, которые вы делите и не можете никак поделить между собой…
Измаил Джакипов
В ДОПОЛНЕНИЕ - ПО ТЕМЕ
Радио "Свобода": Неофициальные медресе пугают власти стран Центральной Азии
В Центральной Азии неофициальные медресе вызывают опасения властей
Мухтар Юсупбеков не сожалеет о своем решении отправить своего 12-летнего сына Мухаммада на учебу за границу, в Египет. Мухаммад, как говорит его отец, ходил в местную русскоязычную школу в своем родном городе Бишкек, "но у него всегда была страсть к изучению религии, особенно Корана".
Озабоченные тем, что их родная страна не сможет обеспечить среду, способствующую обучению, родители Мухаммада решили зачислить своего подающего надежды сына в египетское медресе, где он с удовольствием учится по всеохватывающему учебному плану, который включает исламское обучение как на арабском, так и на английском языке.
Юсупбеков говорит, что гордится своим сыном и надеется, что он вернется в Кыргызстан "хорошим мусульманином и хорошим человеком". "Мы счастливы, поскольку в наши дни многие родители волнуются о том, что их дети могут стать наркоманами и алкоголиками, и это опасно для них", - говорит Юсупбеков. "В мусульманской стране есть 100% гарантия того, что ваши дети избегут этих рисков".
Все больше родителей в Центральной Азии, особенно в Кыргызстане и Таджикистане, предпочитают отправлять своих детей в медресе, чтобы быть уверенными в том, что они получат хорошее исламское образование. Зачастую они останавливают свой выбор на одобренных государством медресе в своих родных странах. В Кыргызстане, к примеру, в 2009 году около 3 тыс. студентов было зачислено в 52 официально зарегистрированных медресе. В стране также функционируют 9 официально зарегистрированных исламских институтов высшего образования, включая Исламский университет в Бишкеке. Хотя данные по количеству регистраций недоступны, в Таджикистане официально зарегистрировано, по крайней мере, 20 религиозных школ и Исламский университет.
Некоторые родители, как Юсупбековы, выбрали официально разрешенную школу за границей. По словам муфтия Кыргызстана Мураталы Жуман уулу, в исламских школах Турции и арабских стран на сегодняшний день учатся примерно 400 граждан Кыргызстана. Эти студенты проходят обучение по программам, которые были согласованы соответствующими государствами и финансируются правительственными грантами, где принимающая страна берет на себя все расходы. Другие привлекают частные средства для учебы за границей.
Несанкционированное образование
Но есть и другой выбор: медресе за границей, не получившие разрешения или неизвестные государству. Это именно тот выбор, при помощи которого, как обеспокоены власти, молодое поколение может познакомиться с радикальными группами, которые проповедуют экстремистские формы ислама и питают глубокую ненависть к светским государствам Центральной Азии.
Очень трудно определить точное количество студентов из Центральной Азии, обучающихся в несанкционированных религиозных школах за границей. По данным региональных СМИ, как минимум 4 тыс. молодых людей только из одного Таджикистана учатся в неофициальных религиозных школах Пакистана, Ирана и арабских стран без ведения правительства.
Как сообщает таджикское посольство в Исламабаде, от 250 до 300 таджикских мужчин и мальчиков - некоторым из них меньше 10 лет – учатся в неофициальных медресе в Пакистане.
По информации популярного русскоязычного веб-сайта "Centrasia.ru", существует "специальная организация религиозных групп" в регионе, которая занимается вербовкой молодых мужчин и женщин, заинтересованных в исламском образовании. Веб-сайт утверждает, что тысячи молодых людей были незаконно отправлены такими группами в Иран, Пакистан и арабские страны, где им, как утверждает сайт, "промывают мозги" радикальными и террористическими идеями.
Таджикские дипломаты в Пакистане подтверждают эти утверждения, говоря, что большинство таких студентов въехали в страну нелегально, в основном через Афганистан и Иран. "Это очень тревожная ситуация, поскольку большинство таких студентов учатся в подземельных медресе – так называемых религиозных школах, у которых нет официальной лицензии для деятельности", - говорит посол Таджикистана в Пакистане Зубайдулло Зубаидов.
"В таких медресе студенты два раза в год получают набор традиционной пакистанской одежды и мыло", - говорит Зубаидов. "Они живут в подвалах или мечетях, едят то, что дают им мечеть. Что именно они изучают в таких условиях? Когда вы разговариваете с такими молодыми людьми", вы быстро замечаете, что их взгляды об их собственной стране и обществе полностью изменились".
Усилия против экстремизма
Таджикское посольство в Пакистане тесно сотрудничает с властями Пакистана по вопросу регистрации таких студентов и возвращения их в Таджикистан. В 2009 году Таджикистан отправил высокопоставленную делегацию, в числе которых были высокопоставленные сотрудники безопасности, в Исламабад для координирования усилий против экстремизма и угрозы терроризма. По словам Зубаидова эти усилия включали в себя поиск способов по предотвращению превращения молодых таджиков в жертв экстремистских групп, включая и возможность "вербовки" в неофициальных медресе.
Власти Таджикистана утверждают, что многие выпускники зарубежных религиозных школ были вовлечены в процесс продвижения идей, угрожающих стабильности страны. В последние годы Таджикистан запретил функционирование двух религиозных групп - движений "Салафи" и "Джамоати Табигх". Как сообщают чиновники, оба движения были учреждены и управлялись выпускниками пакистанских медресе.
Однако последователи обоих религиозных движений отвергают обвинения в том, что они представляют собой угрозу безопасности, говоря, что они просто пропагандируют религиозные ценности. Аналитик из Душанбе по религиозным вопросам Саади Юсуфи считает, что предполагаемые угрозы безопасности, которые представляют выпускники иностранных медресе, несколько завышены.
"Эти опасения преувеличены. Чтобы стать религиозным экстремистом, вам не обязательно нужно получить образование в пакистанских медресе", - сказал радио "Свобода" Юсуфи. "Есть много молодых людей, которые стали экстремистами в Англии и других западных странах, таким образом, каждый человек сам выбирает свой путь", - говорит он.
Импорт фанатизма
Тем не менее, многие другие люди разделяют беспокойство правительств относительно выпускников сомнительных медресе, "импортирующих" экстремистские идеи в Центральную Азию. Житель Бишкека Каирбек Наныбаев говорит, что многие люди с подозрением относятся к "взглядам и мнениям", которые привозят из Пакистана некоторые выпускники медресе. "Я опасаюсь того, что некоторые из наших студентов, обучающихся в этих исламских школах, привезут сюда религиозный фанатизм", - сказал Наныбаев.
Власти Кыргызстана и Таджикистана, строго контролирующие все формы религий, включая христианство и ислам, утверждают, что они не лишают права молодых людей на обучение в религиозных заведениях. Тем не менее, власти настаивают, что студенты должны поступать в официально зарегистрированные школы, будь до на родине или за границей.
Посол Зубаидов, к примеру, отмечает, что есть огромные возможности для молодых людей поступить в официально зарегистрированные медресе в Пакистане, и въехать в страну легально с действительными визами. Как говорит посол, Пакистан предложил принять определенное количество таджикских граждан для обучения в университетах Пакистана, где они наряду с религиозным образованием могут получать знания по компьютерам, медицине и экономике. Зубаидов и другие чиновники в Центральной Азии говорят, что только те, кто не владеет информацией о таких возможностях, выбирают "неразрешенные и опасные способы" получения исламского образования за границей.
В Бишкеке Юсупбеков доволен перспективами образования своего маленького сына в Египте. "Я хочу, чтобы мой сын узнал исламские ценности. Однако изучение только религии - это не профессия. Поэтому Мухаммад также получит другое образование, чтобы зарабатывать на жизнь в будущем".
Фарангис Наджибулла
Радио "Свобода", 28.01.2010
|