Фетхуллах Гюлен: Ислам и демократия. Все права одинаково важны, и право одного человека... 10:57 03.02.2010
Сравнительный подход к исламу и демократии
Современный турецкий публицист Фетхуллах Гюлен получил большую известность в мире за поддержку идеи диалога между религиями и цивилизациями. Предлагаем вашему вниманию его статью на тему ислама и демократии.
ЕСЛИ мы хотим точно проанализировать религию, демократию или любую другую систему или философию, то должны сосредоточиться на человеческой природе и человеческой жизни. С этой точки зрения религию вообще и ислам, в частности, нельзя сравнить с демократией или любой другой политической, общественной или экономической системой на одной и той же основе. Религия сосредоточена на непреложных и неизменных аспектах жизни и бытия, в то время как политические, общественные и экономические системы или идеологии волнуют лишь определенные и постоянно меняющиеся общественные аспекты нашей мирской жизни.
Аспекты жизни, которые главным образом волнуют религию, также ценны и актуальны сегодня, как и в период зарождения человечества, и останутся такими же и в будущем. Материальные же системы изменяются в соответствии с обстоятельствами и потому могут быть оценены лишь с учетом периода их существования.
Следовательно, сравнивая религию или ислам с демократией, мы должны помнить, что демократия - это система, которая постоянно развивается и видоизменяется. Она также варьируется в зависимости от места и условий существования. С другой стороны, лишь те аспекты ислама, которые имеют отношение к мирской жизни, можно сравнивать с демократией.
Пророк говорит, что все люди так же равны, как зубцы в расческе. Ислам не разделяет людей по расовым различиям, цвету кожи, возрасту, национальности или физическим особенностям.
Ислам также поддерживает следующие фундаментальные принципы:
- сила заключается в истине, ислам отрицает широко распространенную идею о том, что истина - на стороне силы;
- справедливость и закон - жизненно необходимые вещи;
- свобода вероисповедания и права на жизнь, индивидуальная собственность, а также здоровье (как физическое, так и умственное) не могут быть нарушены;
- гарантия тайны и неприкосновенности личной жизни;
- презумпция невиновности. Никто не может бездоказательно обвинен в преступлении или наказан за преступление, совершенное кем-либо другим;
- совещательность системы исполнительной власти.
Все права одинаково важны, и право одного человека не может быть принесено в жертву ради интересов общества. Ислам считает, что общество состоит из сознательных индивидов, имеющих свободу выбора и несущих ответственность как за себя, так и за окружающих. Более того, ислам делает шаг вперед, добавляя и мировой аспект. Он видит человечество как "мотор" истории в противоположность фаталистическим и иным подходам некоторых западных философских течений XIX века, как, например, диалектический материализм и историцизм. Как свободная воля и поведение индивида определяют результат его жизни в этом и в загробном мире, так и прогресс или упадок общества определяются волей, взглядами на мир и образом жизни его членов. В Священном Коране (13:11) сказано: "И никогда Аллах не поменяет такого (положения) с людьми, пока они не переменят его сами". Иными словами, каждое общество само управляет своей судьбой. И в следующем высказывании Пророка Мухаммада (с.а.с.) это еще раз подчеркивается: "Вами будут руководить согласно тому, какие вы сами". Это и есть основа и дух демократии, которые не противоречат принципам ислама.
Так как ислам считает самих индивидов и общество ответственными за свою собственную судьбу, то люди должны нести ответственность за то, как ими руководят. Обязанности, возложенные на современные демократические системы, - это те же обязанности, которые ислам предъявляет обществу и классифицирует их по значимости как "абсолютно необходимые, относительно необходимые и рекомендуемые для выполнения". В Священном Коране мы находим следующие аяты: "О вы, кто верует! Войдите в мир все вы..." (2:208); "благотворите лучшим из добра, что вы приобрели, иль из того, что из земли Мы милостью Своей для вас ниспосылаем" (2:267); "Поистине Аллах повелевает доверенную кладь владельцам возвращать, когда ж придется вам судить среди людей - судите справедливо" (4:58); "свидетельствуя перед Аллахом, должны блюсти вы строго справедливость, будь против вас направлена она иль против ваших матерей, отцов иль братьев" (4:135); "если они [ваши враги] будут склоняться к миру, склонись и ты к нему" (8:61); "коль человек злонравный с вестью к вам придет, то постарайтесь истинность ее уточнить, чтоб по неведению своему зла не причинить (невинным) людям" (49:6); "коль среди тех, кто верует, одни вступили в спор с другими - примирите их" (49:9). Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что Коран обращается ко всему обществу и устанавливает для него те же обязанности, которые ставят перед нами современные демократические системы.
Приведенные выше фундаментальные принципы функционирования власти, включая свободные выборы, особенно тщательно соблюдались во время правления первых четырех халифов (632-661 гг.). После смерти Али (р.а.), четвертого халифа, политическая система из-за внутренних конфликтов и положения в мире в то время была трансформирована в султанство. В отличие от халифата, власть при султанстве передается по наследству внутри одной семьи. Но даже несмотря на то, что свободные выборы больше не проводились, все остальные принципы, которые сейчас являются основой современной либеральной демократии, соблюдались и в то время.
Другим не менее важным пунктом является то, что ислам признает все религии, которые существовали до него. И ислам не только принимает их, но рассматривает веру в них как необходимое условие для любого мусульманина. Делая это, он признает единство всех религий. Мусульманин одновременно является истинным последователем Авраама, Моисея, Давида, Иисуса и всех других пророков (а.с.). Все это объясняет, почему и христиане, и евреи на протяжении истории сохраняли свои религиозные права, несмотря на то, что у власти находилось исламское государство.
Демократия развивалась с течением времени. Как и в прошлом, она прошла через много различных этапов, также и в будущем она будет продолжать развиваться и улучшаться. На своем пути она превратится в более человечную и справедливую систему, основанную на добродетельности и истинности. Если демократия начнет рассматривать людей как целое, не пренебрегая духовной стороной их существования и их духовными нуждами и не забывая о том, что человеческая жизнь не ограничивается этим материальным миром, а все люди стремятся к вечности, то она сможет достигнуть пика своего совершенства и принести еще больше счастья всему человечеству. Исламские принципы равенства, терпимости и справедливости могут помочь осуществить это.
(печатается в сокращении)
ДОСЬЕ "АП":
Мухаммед Фетхуллах Гюлен - турецкий мыслитель, автор более 60 книг.
По его инициативе в 140 страах мира действуют лицеи, школы и университеты, деятельность которых направлена на реализацию идей мыслителя.
В 2008 году Ф. Гюлен был назван первым среди ста выдающихся современных мыслителей, философов, общественных деятелей и писателей в опросе-исследовании, проведенном британским изданием "Prospect" и американским журналом "Foreign Policy".
30.01.2010
Фетхуллах ГЮЛЕН
|