Серик Апрымов (кинорежиссер): "Дайте мне хотя бы такой бюджет самого последнего казахского режиссера..." 10:43 09.02.2010
Серик АПРЫМОВ, кинорежиссер: Могу договориться со всеми, кроме завистников Совсем недавно самый, пожалуй, известный за пределами страны казахстанский режиссер был удостоен титула "Экран Шеберi" - "Мастер экрана" и премии Союза кинематографистов РК в связи с 20-летним юбилеем его первой полнометражной картины "Конечная остановка". Впрочем, последние пять лет Серик АПРЫМОВ (на снимке) один из ярких представителей "новой казахстанской волны", бывает на родине лишь наездами. Четыре года он жил в США, год снимал в России сериал "Дом на Озерной" для Первого канала (премьера фильма прошла в минувшем декабре). А в январе снова улетел в Америку. Накануне его отъезда и состоялся этот разговор...
- Как вы попали на российский проект, кто вас сосватал? - Случайно. Года два назад я был на кинофестивале "Дух огня", созданном Сергеем СОЛОВЬЕВЫМ. На три дня проездом остановился в Москве, увиделся с Сашей БАРАНОВЫМ, Бахытом КИЛИБАЕВЫМ (известные сценаристы, продюсеры и режиссеры. - Г. Л.). Поинтересовались, что я делаю, сказал: "Пока - ничего". Они как раз тогда сотрудничали с Первым каналом, а там работает Джаник ФАЙЗИЕВ, с которым мы в одно время учились во ВГИКе. Я встретился с ним, он и предложил этот проект. Его начинал другой человек, но что-то там не сошлось. Тот режиссер хотел ставить трагедию, а Первый канал был против такой концепции.
- Шероховатостей вы не избежали, но картина получилась вполне достойной. Пока демонстрировались эти шесть серий, вы интересовались в Интернете мнением зрителей? - На форуме меня обрадовало то, что российские (не знаю, как казахстанские) зрители были довольны. Во ВГИКе актерское мастерство нам преподавал Анатолий ВАСИЛЬЕВ, и я еще раз убедился в его правоте. Однажды один студент показал свою постановку, достаточно плосковатую, немного утрированную, и Васильев его спросил: "А почему ты так сделал?". Он ответил: "Зрители же - они какие? Думать не хотят, все воспринимают наивно, поэтому я старался максимально упростить, чтобы публика просто "проглотила". На что Васильев сказал: "Что касается коммерческих вещей - ты прав, но я всю жизнь работаю в театре, и у меня другой зритель".
- А участвовали ли вы в кастинге актеров? Или продюсер решал, кто будет сниматься? - Я посмотрел пробы, которые сделал первый режиссер, они мне не понравились. Практически всех актеров я заменил, оставил только ЛАНОВОГО и КУПЧЕНКО, да девочку, играющую полутаджичку, поскольку в Москве трудно найти такую метиску (на самом же деле актриса - наполовину японка).
- И Александра РОБАКА вы утвердили? - Да, но пробы с ним уже были, и они мне очень понравились. Я не противился только относительно Ланового. С Лановым работать о-очень легко, о-очень! Иногда его даже приходилось сдерживать. То есть Василий Семенович постоянно что-то предлагал: "А давайте так!.." Я говорил: "Нет! Давайте остановимся на этом".
- В казахстанских фильмах вы работали в основном с непрофессиональными актерами. Здесь же, наоборот, были асы: ЛАНОВОЙ, КУПЧЕНКО, ПАНОВА, Никита ВЫСОЦКИЙ, ГУДКОВА, НОСКОВ. С кем труднее? - И с теми, и с другими легко. Главное - и об этом я всегда говорю - доверие между актером и режиссером. Непрофессионалов я пытался сделать максимально органичными, но у них нет техники, они не могут играть перепады чувств, идет такое очень спокойное течение, без изменения скорости. А с профессиональным актером действуешь иначе: можно его, как "синусоиду" поднять, потом резко опустить... Как это делала, допустим, Лена Панова - классная актриса. Вот ее героиня говорит сыну, который со скинхедами общается: "Ты чего здесь сидишь? Пошли кушать!" Тот: "Я не хочу с этим..." (то есть с инородцем - мужем его родной тети). Тогда Лена подошла и сказала: "Ну он же хороший... даже по-таджикски знает..." (Смеется). Я Лену прошу: "Смущенно это произнеси, ты же теряешь почву под ногами, поэтому и несешь что попало, сама не зная что! Ты не играй "правильную" мать, зовущую кушать, меняй все время рисунок. И такое твое настроение сын почувствует, сыграй потерю связи с ним." Но актриса тут же парирует: "Так этого же в сценарии нет." - "Нет, в сценарии - просто фразы, а надо же целый рисунок строить. Поэтому просто неси чушь". Она спрашивает меня: "А ты откуда знаешь, что так лучше?" Лена пыталась серьезно этот текст произнести, а я просил подсмеиваться над собой, но чтобы в кадре это было не так заметно, тогда и текст "проявится" - по-другому будет звучать, не надо принимать слова буквально. Актер может сыграть 20 вариантов одного и того же текста. Но ведь текст живет в среде, ее-то и надо создать. Меняешь среду обитания - меняется и текст. Лена молодец, почувствовала это, "схватила", сыграла так, что даже группа засмеялась.
- А с Никитой Высоцким вы подружились? - Да.
- Что-то новое узнали о его отце? Или старались обходить эту тему? - Обходили. Никита - непрофессиональный актер. Так, по крайней мере, он сам считает.
- Тем не менее Школу-студию МХАТ все же окончил! - Он больше бизнесмен, организатор различных мероприятий, а в театре почти не работает. Очень редко, раз в шесть лет, когда есть желание и интерес, Никита играет в каком-нибудь спектакле. Это у него как хобби, о чем он открыто и заявляет.
- То есть человек осознает, что его актерский талант несопоставим с отцовским? - Нет, я старался вообще об отце не говорить, чтобы у него не было комплекса. Никита просит: "Не сравнивайте меня с отцом, я непрофессиональный актер". Но я могу сказать, что он тонкий человек и хороший артист. В одной из сцен его герою нужно было позвонить из домашней баньки. Я сказал: "Нет, ты не пойдешь в баню, а из-за угла выскочишь и побежишь". Он удивился: "Почему?" - "Это будет красиво: врач, взрослый человек, большой, метр девяносто ростом, вдруг, как пацан, бежит. Увидишь, это потом проявится, твоя же пластика расскажет о тебе".
- Раньше вы снимали, грубо говоря, "фестивальное" кино, а на сей раз - самое что ни на есть "народное", предназначенное для широких масс. Существует ли принципиальная разница в подходе к материалу? - Все-таки в "народном", как в сказке: если есть какие-то глубокие вещи, ты стараешься их маскировать, упростить. В арт-кино, наоборот, ты их "усиливаешь", глубину придаешь.
- Еще раз возьметесь за постановку подобного телепроекта? - Да, но при одном условии: буду сам со сценаристом работать.
- А на "Казахфильм" не зовут? - Ну вот пришел новый директор Ермек АМАНШАЕВ. Когда я работал в Москве, он позвонил и спросил: "А в Казахстане хотел бы снять?" Я сказал: "Да". Мне это очень понравилось: чтобы генеральный директор национальной киностудии интересовался подобным - раньше такого не было.
- Так чем же закончилась беседа с Аманшаевым? Вы готовы к сотрудничеству, а дальше-то что? - Он приглашает, мы разговариваем.
- Идеи, сценарии у вас есть? Есть что снимать? - Все есть. Здесь единственная проблема - бюджет. Я уже 15 лет не могу снять давно задуманный фильм - 24 серии, потому что за маленькие деньги не получится. Мне говорят: "У нас таких денег нет. Уместите историю в 12 серий". Идею, заявку я уже подал и сказал: "Дайте мне этот фильм снять! Больше можете вообще никогда не давать, можете даже выгнать меня! Один раз дайте! Один раз!!! Как любому казахскому режиссеру! Как любому другому режиссеру! Больше не попрошу!" Это огромный фильм, поэтому не хочу его портить, делая сокращенный вариант.
- А нельзя предложить этот проект, если здесь его не запустят, к примеру, Первому каналу в России, где вас уже знают? - Нет, это чисто национальный проект... Но маленький бюджет просто убьет его. Это все равно что сделать евроремонт за тысячу долларов. Потом же зритель спросит: "Чего это ты так плохо снял?" Предыдущему директору "Казахфильма" я говорил: "Дайте мне хотя бы такой бюджет самого последнего казахского режиссера, какой выделяете на его картину!" Почему все так складывается у меня? Один человек как-то сказал мне: "Мы даем тебе деньги только для того, чтобы ты провалился. А не провалишься - хорошо".
- Тогда как же расценивать полученные вами многочисленные фестивальные призы?! - Они - подтверждение тому, что казахское кино существует. Я могу договориться с любым человеком, но не с тем, кто завидует.
- И часто сталкиваетесь с этим пороком? - Мне даже сказали: "А че ты, Серик, здесь делаешь? Уезжай в другую страну, у тебя же есть потенциал..." Я это понимал так: иди отсюда! Мне надоело маленькие фильмы снимать, я устал, уже неинтересно. С годами изменилось и мое отношение к кино. Раньше, когда я был молодой, слава, фестивали, призы сопровождали мой путь. Это уже пройденный этап. Сейчас хочу просто для зрителей снять фильм. Почему я и согласился поработать на российском проекте.
- Серик, что привело вас, человека, учившегося в индустриальном техникуме, на киностудию? Когда произошел тот самый "щелчок" судьбы? - В детстве. Мне было двенадцать, а братишке - шесть лет, когда на похоронах нашей матери он вдруг спросил: "Что ты будешь делать, как жить дальше будешь?" Я сказал: "Не знаю, но я хочу стать знаменитым. Может, романы буду писать..." А до этого в детском садике мне нравилось лепить фигурки из пластилина. На полдник нам давали печенье, так я его у пацанов на дополнительный пластилин обменивал. Часами занимался лепкой, не любил играть на улице. Воспитатели даже как-то пожаловались отцу. Прошло время, я закончил техникум, даже год проработал на Западно-Сибирском металлургическом заводе, пошел в армию. Там моим соседом по казарме был парень из Краснодара, мечтавший об операторской профессии. Он дважды ездил поступать во ВГИК, но неудачно. Я слушал его и однажды сам решил: хочу быть оператором.
- За компанию, что ли? - Ну да. Правда, была еще одна причина. Перед армией я признался одной девчонке, что она мне нравится. Тогда она училась в Плехановке, в столице! Но девчонка сказала, что мы мало знакомы, хотя в детстве вместе росли. Я подумал: "Она-то в Москве учится, а у меня лишь техникум за плечами." Поэтому сослуживцу и заявил: "Ладно, и я поеду в Москву поступать. У меня тоже есть цель!" (Смеется). Вот так я поступил во ВГИК.
- Слышала, что вы были одним из любимчиков вашего мастера - Сергея Соловьева. - Были еще Рашид НУГМАНОВ и Амир КАРАКУЛОВ, мы только местами менялись: кто-то в одном семестре первенствовал, кто-то в другом.
- У вас около двадцати кинонаград с различных фестивалей. Какая наиболее дорога? - Наверное, все же с Бакинского. Я был студентом, впервые приехал на фестиваль. Помню, ко мне подошел Леонид ЯКУБОВИЧ, в ту пору журналист, и спросил: "Ты откуда? Обещай, если получишь приз, а я чувствую, это случится, ты первому мне дашь интервью". Я говорю: "Какой приз?! Мне бы просто показать... Конечно же, дам!" (Смеется). Это было первое интервью в моей жизни.
- В Америку надолго уезжаете? - Все будет зависеть от работы. Я всегда беру билеты в один конец...
Галина ЛЕОНОВА, 9 февраля 2010 |
|