Д.Каримов: Валютная монополия на рынке Кыргызстана. Интервенты и интервенции 15:02 15.02.2010
Валютная монополия
Доллар США на рынке Кыргызстана дорожает даже тогда, когда дешевеет на мировых площадках.
Интервенты и интервенции
В 2010 год валютный рынок Кыргызстана вышел с заметно укрепившимся долларом. Сом постепенно ослаблял свои позиции едва ли не весь 2009-й. Американская валюта подорожала до 40 сомов еще в первой половине января прошлого года и начала практически непрерывное движение вверх. В апреле 2009 года доллар вырос до 43 сомов и уже не опускался ниже этой планки. К осени он поднялся до 44 сомов, но к середине сентября постепенно ослаб и до конца года вновь колебался в 43-сомовом коридоре.
С начала 2010 года доллар на валютных торгах прочно укрепился в 44-сомовом коридоре. Официальный курс, устанавливаемый Национальным банком Кыргызстана, "подорожал" еще раньше - с середины декабря 2009-го. Чтобы сбить темпы роста американской валюты и предотвратить спекулятивные операции, НБ КР был вынужден провести несколько интервенций. За полтора последних месяца он "выбросил" на рынок $34,25 миллиона. Но, возможно, это далеко не предел. Об этом свидетельствуют операции на межбанковском валютном рынке за прошлый год.
В 2009 году, в частности, Национальный банк продал свыше $208 миллионов. Причем основная часть долларовых интервенций пришлась на первый квартал. С января по апрель НБ КР реализовал коммерческим банкам $152 миллиона. За это же время объем покупки НБ КР долларов на рынке составили всего $6,95 миллиона.
Одной из основных причин столь больших долларовых вливаний на рынок называлась ситуация в сопредельном Казахстане. 4 февраля 2009 года официальная Астана отказалась поддерживать тенге в прежнем коридоре. Национальная валюта РК резко "подешевела" на 20 процентов. Новый обменный курс установился на уровне 150 тенге за $1, тогда как немногим ранее $1 оценивался в Казахстане в 120 тенге.
События в Казахстане сразу отразились на валютном рынке Кыргызстана. Согласно оценкам Министерства экономического развития и торговли КР, только банки с участием казахстанского капитала вывели с начала 2009-го из республики около $200-300 миллионов. А ведь кроме них на валютном рынке действовали и более мелкие игроки.
Так или иначе, но валютные интервенции в последующие кварталы 2009-го были значительно скромнее. Продажа составила $56,2 миллиона. Объем покупок был выше - $59,85 миллиона. Причем основная долларовая масса была выкуплена в сентябре ($32,4 миллиона).
Год спустя ситуация на валютном рынке страны, казалось бы, начала развиваться по схожему сценарию. Но с тем отличием, что обменный курс тенге в Казахстане остается стабильным. Вместе с тем в КР эта валюта укрепляется. За 12 месяцев после "обвала" тенге подрос с 0,27 до 0,3 сома.
Рост показывает и валюта других партнеров. Рубль подорожал за год на 34 тыйына - с 1,12 до 1,46 сома. Курс евро тоже увеличился - с 52 до 60 сомов. Пик своей стоимости евро в Кыргызстане пережил в конце ноября, когда стоил 66,26 сома. Укрепился на рынке и юань. Если в феврале 2009 года он оценивался в 5,96 сома, то годом позже - 6,51 сома.
Впрочем, главной инвалютой для Кыргызстана остается доллар. Что примечательно, с 1 января 2010 года его официальный курс определяется ежедневно. Курсы других иностранных валют - еженедельно.
Поведение национальной валюты все чаще наводит на мысль о том, что Кыргызстан следует политике постепенной девальвации сома. О ней говорили еще год назад. Необходимость плавного спуска сома привязывалась к глобальному кризису, вынудившему ряд стран бывшего социалистического блока и относительно благополучного Запада резко обесценить свои валюты. Если эта версия верна, то ресурсов Нацбанка Кыргызстана вряд хватит для того, чтобы выдержать давление на мировом рынке.
Плавное падение?
"По моему наблюдению, курс доллара США к сому связан с колебаниями курса доллара к российскому рублю", - делится личными оценками происходящего финансовый директор Фонда развития КР Рифат Утюшев. По его словам, их динамика схожа. "Это можно объяснить тем, что Россия - один из основных торговых партнеров Кыргызстана, с ней установлены тесные экономические отношения, в этой стране много наших трудовых мигрантов, - говорит он. - А укрепление рубля связано, как правило, с ростом цен на нефть. Национальный банк Кыргызстана не может изменить ситуацию, поскольку не располагает ресурсами, достаточными для того, чтобы изменить подобные тенденции".
"Курс доллара США в Кыргызстане растет из-за укрепления этой валюты в мире и внутренних сезонных факторов в нашей республике", - полагает руководитель секретариата Инвестиционного совета КР Талайбек Койчуманов. Он связывает укрепление доллара США с ослаблением евро.
"В Евросоюзе наблюдалось ослабление финансовой дисциплины, - объясняет эксперт. - Большой дефицит бюджета - около 12 процентов - зафиксирован в Греции. Потенциальные риски ухудшения финансовой ситуации в Португалии и Испании. Все это ведет к ослаблению европейской валюты. Касаясь внутренних факторов, надо сказать, что наша экономика носит сезонный характер. Доллар США, как известно, зимой растет. В это время года существует меньше возможностей для продажи наших товаров и услуг".
"Общепринятое представление, что курс сома к доллару привязан к мировой тенденции, является верным отчасти, - считает ведущий эксперт Бишкекского филиала Института стран СНГ Аза Мигранян. - Мировая тенденция к укреплению доллара действительно есть, и часто она объясняется падением евро, обусловленным финансовыми проблемами в ряде стран ЕС. Еще один фактор, оказывающий влияние на стоимость доллара США в КР, - привязка к валютному курсу Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ). И здесь наблюдается косвенное влияние мировых тенденций. Но большее значение для КР имеет внутренний фактор. Он - катализатор внешнего".
"В отличие от многих стран, доллар США в Кыргызстане можно назвать монопольной валютой, с которой мы соотносим местную, - отмечает Аза Мигранян. - Большинство операций в Кыргызстане совершается в привязке к доллару. У нас большое внутреннее потребление американской валюты, тогда как, например, в Казахстане или России потребность в иностранной валюте дифференцируется. Часть рыночных агентов привязывают операции к доллару, а часть - к евро".
По оценкам Азы Мигранян, благодаря подобной монополии доллар в республике практически не дешевел даже тогда, когда его позиции на мировом рынке ослаблялись. Эксперт подчеркнула, что потребность в долларе продолжает расти. Причиной тому - сокращение поступлений иностранной валюты в Кыргызстан из-за снижения экспорта и рост спроса на доллар с необходимостью рассчитываться за поставки газа, погашать обязательства по ряду иностранных кредитов. "То есть существует дисбаланс между спросом и предложением", - говорит Аза Мигранян.
Влияние на курс доллара США в Кыргызстане, по ее словам, также оказывает большой удельный вес торговых операций, совершаемых с наличными деньгами, а не через банки. "Здесь большую роль играет теневой сектор", - полагает эксперт.
По ее мнению, из-за воздействия этих и ряда других факторов влияние долларовых интервенций Нацбанка Кыргызстана на ситуацию на валютном рынке республики незначительно. "Тем не менее важно, чтобы НБ КР сохранял плавное колебание курса, а не пытался остановить рост или ослабление той или иной валюты, - говорит эксперт. - Пока Национальный банк с этой задачей справляется".
Давление инфляции
"У Национального банка Кыргызстана задачи удержать курс доллара нет, - говорит Талайбек Койчуманов. - Если наблюдается тенденция к росту или падению той или иной валюты, задача Нацбанка - сделать все необходимое, чтобы этот процесс проходил плавно. На это и направлены его интервенции, ведь изменения в курсе отражаются на внешних платежах - за газ или по обязательствам перед иностранными кредиторами. Кроме того, Нацбанк республики следит за тем, чтобы не было резкого скачка инфляции".
Инфляция, вместе с тем, может оказать заметное давление на позиции сома. Резкого ее скачка в Кыргызстане пока не прогнозируют. Но, по версии Международного валютного фонда, в 2010 году инфляция может составить в Кыргызстане около 8 процентов. "Темпы ее роста, скорее всего, покажутся на фоне других стран Центральной Азии достаточно высокими", - согласна с оценкой Аза Мигранян.
Подобные прогнозы по инфляции объясняются местными и внешними экспертами повышением тарифов на электрическую и тепловую энергию и связанным с ним ростом социальных выплат государства. Все это неизбежно приведет к увеличению сомовой массы и, скорее всего, ослаблению национальной валюты. Тем более что поступления долларов из-за рубежа вряд ли достигнут в 2010 году тех объемов, что были раньше.
"Перспективы улучшились, - заявил недавно руководитель миссии Департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии МВФ Надим Илахи. - Но не сильно, так как экономический рост стран-партнеров КР - России и Казахстана - остается невысоким. И хотя восстановление будет происходить в них быстрее, вряд ли можно ожидать, что тот же объем переводов повысится до того уровня, который отмечался год назад".
Кстати, рост потребительских цен в январе 2010 года по отношению к предыдущему месяцу, по данным Минфина Кыргызстана, составил 1,3 процента. Если подобные темпы сохранятся и в последующие месяцы, то уровень инфляции в республике может оказаться значительно выше, чем ожидается.
12/02|2010 Данияр КАРИМОВ
|