Наталья Аринбасарова: "Я - Айтматовская героиня..." 09:00 17.02.2010
Наталья АРИНБАСАРОВА, киноактриса: Я - Айтматовская героиня... Это фото заслуженной артистки России и Казахстана, лауреата Госпремии СССР. Ленинского комсомола, а также независимой премии "Тарлан" рядом с великим писателем сделано в сентябре 2007 года - накануне церемонии закрытия международного кинофестиваля "Евразия". Увидев среди многочисленных гостей Чингиза АЙТМАТОВА, я шепнула об этом АРИНБАСАРОВОЙ. Она тут же взволнованно спросила: "Галя, у вас есть фотоаппарат?! Представляете, стала писать мемуары, кинулась - а у меня ни одного снимка с Чингизом Торекуловичем не оказалось! Так что книга вышла без нашей с ним фотографии. А ведь я участвовала в экранизациях двух его повестей - "Первый учитель" и "Джамиля".
Тогда, за несколько месяцев до своей кончины, писатель прибыл на фестиваль как почетный гость, чтобы вручить вдове казахстанского актера Нурмухана ЖАНТУРИНА приз "За вклад в киноискусство". Народный артист Казахстана тоже дважды играл его героев - в фильмах "Зной" и "Бег иноходца"... Так уж случилось, что фотографии с Айтматовым мне удалось передать Наталье Утевлевне лишь в этом году, в день, когда у нее закончились алматинские съемки в картине сына - режиссера Егора КОНЧАЛОВСКОГО - "Настоящий полковник". Мы встретились в ее гостиничном номере как давние добрые знакомые, актриса со слезами благодарности на глазах трепетно рассматривала эти снимки. Потом пили чай и долго-долго говорили - о жизни, о кино, о новых ролях в интересных казахстанских проектах "Рай для мамы" Актана Арым КУБАТА и "Поздняя любовь" Сабита КУРМАНБЕКОВА, которые вскоре выйдут в прокат. И, конечно же, вспоминали о ее блистательном дебюте в фильме Андрона КОНЧАЛОВСКОГО "Первый учитель", круто изменившем ее судьбу. Счастья получить "Кубок Вольпи" за лучшее исполнение женской роли на Венецианском кинофестивале удостоилась лишь одна советская актриса - Наталья АРИНБАСАРОВА...
- Скажите, во время съемок вы встречались с Айтматовым? - Так он же принимал кинопробы, утверждал актеров.
- Но вы попали на эту картину совершенно случайно! - Я училась в Московском хореографическом училище, когда к нам в очередной раз пришли кинематографисты. Поскольку мы были выпускниками, в наш класс они даже не заглянули, а искали девочек из Казахстана помладше. Обратили внимание на Раушан БАЙСЕИТОВУ, позже ставшую народной артисткой Казахстана, - племянницу Куляш БАЙСЕИТОВОЙ. Она была маленькой, изящной, с характерной внешностью. Ее и должны были пригласить на "Мосфильм" для беседы с постановщиком, но второй режиссер фамилии не записал. Через несколько дней в нашем интернате раздался звонок: "Говорят, у вас есть девочка из казахской группы - маленькая такая". Воспитатели ответили: "Это, наверное, Наташа Аринбасарова". - "Да-да-да. Мы хотим на "Мосфильм" ее пригласить". Мне это передали, тут же прислали автобус за мной, и я поехала на студию, до конца не понимая, что происходит. Кончаловский вытаращил глаза: "Кого вы мне привели?!". Я была еще и в интернатской одежде: драповом пальто на вырост, шапке-ушанке и войлочных башмаках. Конечно, режиссер испугался, увидев такое чучело (смеется). Потом, когда уже я пальто сняла, - а на мне было хорошенькое платьице, - он сразу заулыбался и стал со мной разговаривать. В то время я была очень застенчивой, зажатой, но вдруг как-то легко себя с ним почувствовала, начала ему все рассказывать. Он поинтересовался - есть ли у нас еще девочки из казахской группы. Говорю: "Приезжайте к нам в интернат, я вас с ними познакомлю". И Андрон Сергеевич приехал на следующий день, я всех привела, познакомила, в том числе и с Раушан. Но он решил остановить свой выбор на мне.
- Тем не менее в кинопробах вы участвовали наравне с другими... - Конечно, но этих девочек он уже не вызывал, только одного мальчика - на роль Дюйшена, чтобы посмотреть нас в паре. Тот мальчик уехал позже меня, а когда вернулся в интернат, я с любопытством кинулась к нему: "Ну, че, че режиссер сказал?" - "Что ты очень непосредственная". Я тогда подумала: а что же это означает? (смеется). Потом мы с Кончаловским еще несколько раз встречались, он велел мне стихи учить.
- А вам-то хотелось сниматься в кино? Большинство девчонок об этом только и мечтают! - Конечно, кино - это волшебный мир, но для меня он казался абсолютно недосягаемым. В то время на экране блистали актрисы-красавицы - ЛАРИОНОВА, ЛУЧКО, раньше - ОРЛОВА, ЛАДЫНИНА, СМИРНОВА! А я себя красавицей совсем не считала. Правда, в училище мне три человека предсказали: "Ты будешь сниматься в кино!" Два педагога и один "Дон-Жуан" - позже партнер ПЛИСЕЦКОЙ в Большом театре... Не могу сказать, что я мечтала о кино. Честно говоря, балет был превыше всего...
- Но вам пришлось с ним распрощаться. - Да. Потому что в 15 лет я узнала: у меня порок сердца (о чем мне сообщили в обычной больнице, когда удаляли гланды). Я это скрывала, иначе меня сразу бы отчислили, но заниматься было тяжело: не хватало сил, дыхания. Нам преподавали и актерское мастерство, педагог сказал мне, что я очень способная, и даже ставил для меня много разных этюдов, приглашая специально балетмейстеров из театра. Потом все училище сбегалось смотреть наши показы. Я поняла - во мне что-то есть, и уже задумывалась: вот потанцую года два, а потом буду поступать в театральный институт. О кино даже не помышляла...
- Но все же оказались во ВГИКе, уже будучи известной артисткой. Как вы попали на курс ГЕРАСИМОВА, который, как правило, сам открывал звезд? - Это забавная история. Мы с Андроном Сергеевичем Кончаловским (в то время он уже был мужем Аринбасаровой. - Г. Л.) после Венецианского фестиваля полетели в Париж, чем страшно возмутили всю нашу делегацию. На дворе-то был 1966 год! В те времена нельзя было откалываться от коллектива, уходить из-под контроля. А нам один западный продюсер подарил билеты из Италии в Париж, билеты же из Италии в Москву мы могли уже в Париже поменять. Прилетели часов в 10 вечера - сильно уставшими после двух бессонных суток. Как назло, я еще и кока-колой облилась, на моих белых штанах красовались липкие коричневые пятна (смеется). Но самое главное - в Париже нас никто не встретил, а денег почти не осталось. Андрон тащил два огромных чемодана, я же держала в одной руке авоську с "Кубком Вольпи", в другой - портфель, полный водки и икры (заразительно хохочет). На метро поехали к продюсеру, подарившему нам билеты. Но консьержка сообщила: "А он сегодня утром улетел в Лондон". И мы пешком - денег на такси не хватало - топали по ночному Парижу в поисках дешевых отелей - но мест и там не было. Я буквально на ходу засыпала. А так как была с Андроном, то ни о чем не волновалась - волновался он. Помню, зашли мы в какое-то кафе: звучала песня Эдит ПИАФ, было много молодежи, Андрон начал что-то объяснять, а я благополучно "отключилась". Оказывается, он стал уговаривать ребят помочь нам, достав икру и водку.
- Фирменный набор советского туриста за кордоном! - Да, но тут же появилась хозяйка, сердито предупредившая: здесь нельзя распивать! В конце концов один парень за бутылку водки и банку икры довел до того отеля, где мы уже были (смеется), и там бросил. За такой же набор из водки и икры Андрон поймал такси, на котором мы объездили еще несколько отелей. Не найдя ничего подходящего, вернулись на вокзал. Я легла на лавочку и заснула, подложив под голову портфель с водкой и крепко сжимая кубок. А Андрон на нервной почве все время бегал пить газировку - на последние монетки. Так что переночевали мы на вокзале...
- И это лауреаты Венецианского фестиваля! - А утром звонить в посольство СССР боялись - мы же ослушались! Поэтому Андрон позвонил в "Совэкспортфильм", трубку взял Сергей Аполлинариевич Герасимов. Радостно сказал: "Ребята, читал, читал, поздравляю вас! Давайте приезжайте ко мне, я вам помогу!" Мы приехали в какой-то роскошный отель, режиссер разрешил принять душ в его номере, покормил нас, я опять уснула, а мужчины разговаривали. Когда мы шли кушать, Андрон вдруг сказал Герасимову: "Вот - Наташа, мечтает у вас учиться!" - "Да?! А я как раз буду набирать курс, приходи, приходи..." Так была решена эта проблема. Но все равно я сдавала все экзамены - как полагается.
- После успеха "Первого учителя" последовали другие экранизации Айтматова. В 1969 году вы снялись у Ирины ПОПЛАВСКОЙ в "Джамиле". Кто был инициатором вашего приглашения на заглавную роль? - Думаю, Ирина Ивановна советовалась с Чингизом Торекуловичем, он же писал сценарий и за кадром сам читал авторский текст. Вообще он очень трепетно относился к этой картине... Фильм черно-белый с цветными вставками - красивый, очень талантливый. Жалко, что его почти никто не видел.
- Давно, но я видела эту ленту на телеэкране. - Меня и сегодня приглашают на различные вечера памяти Чингиза Торекуловича - как айтматовскую героиню. И это очень приятно.
- Вам не страшно было сниматься, как бы тогда сказали, в "эротической сцене" на горной речке? - Там четыре дублерши снимались (смеется). Я отказалась.
- Вы прямо как Джулия РОБЕРТС в "Красотке": ее нагую тоже изображала дублерша. - Но тогда было другое время - 1964 год! Прочтя сценарий, я тут же заявила: "В этой сцене я сниматься не буду". Режиссер успокоил: "Хорошо, хорошо - снимем дублершу". Еще в контракте значился пункт: на протяжении всех съемок - а это восемь месяцев! - со мной будет заниматься педагог хореографического училища.
- Чтобы за это время вы не потеряли форму и балетные навыки? - Да. А дублершу выписали из Москвы - 18-летнюю девочку-натурщицу, у нее была такая майоликовая фигурка: тяжелые ножки и тоненький торс. Оператор Гоша РЕРБЕРГ ругался: "Ну прям прет вот всеми своими местами на камеру! Не могу это снимать". И тогда они с режиссером бросили клич в толпу (зевак-то всегда полно во время съемок). Вызвались три девочки: две русские и 13-летняя киргизочка - вот ее фигурка и вошла в кадр. Но лица, естественно, не видно: она падает в воду, а разгибаюсь уже я - крупным планом. Меня даже в речку не ставили, чтобы ноги не повредить, - я же все-таки балерина! Сказали: "На берегу будем снимать, наденешь купальник, пойдет "дождь", и все это потом смонтируется". Тут я возмутилась: "Что?! Вы все одеты, а я буду перед вами в купальнике стоять?! Нет!" (смеется).
- Так сильно стеснялись? - Конечно! Меня обвязывали простыней.
- Но зрителям же не объяснишь, что это не твое тело. - Ой, я получала письма, разные! Одно возмущенное пришло из армии - от солдатиков-азиатов: дескать, как я, восточная девушка, посмела так сняться?!
- Все же как удивительна актерская судьба! Вашим первым партнером в кино был Болот БЕЙШЕНАЛИЕВ, сыгравший роль учителя Дюйшена. Через 40 лет на съемочной площадке "Мустафы Шокая" вы встретились с его сыном Азизом БЕЙШЕНАЛИЕВЫМ - исполнителем главной роли. - Тем трогательнее мне было играть мать главного героя в этой картине Сакена НАРЫМБЕТОВА, моего давнего друга. В кино, как, впрочем, и в жизни, всякое случается...
Галина ЛЕОНОВА
17 февраля 2010 |
|