Д.Каримов: Президент запаса. Кто в Кыргызстане человек №2 06:48 19.02.2010
Президент запаса
В Кыргызстане сохраняется интрига вокруг списка возможных кандидатов на президентский портфель в случае форс-мажора.
Парламент в первом чтении одобрил поправки в Конституцию, предложенные ранее Курманбеком Бакиевым. В числе положений, призванных узаконить проведенные структурные изменения в рамках реформы госуправления, в Основной закон предполагается ввести новый порядок определения и.о. президента. Право выбора "запасного игрока № 1" в Кыргызстане готовятся передать Государственному совету - коллегиальному органу, призванному предупредить столкновение интересов ветвей власти.
Новая конституционная поправка не могла обойтись без противников. Их опасения ожидаемы и вполне понятны. Подобные изменения в Основной закон инициируются впервые. При этом оперативность их продвижения наводит часть общества на подозрения в том, что форс-мажор грядет в Кыргызстане в самой ближайшей перспективе. Очевидно, что к подозрениям народ подстегивают слухи о якобы подорванном здоровье действующего президента, которые настойчиво муссируются в массах. А насколько люди падки на молву показала паника, охватившая республику, когда Курманбек Бакиев отправился на лечение в Германию. За несколько суток его не единожды успели похоронить и воскресить.
По одной из муссируемых версий, правка Основного закона связана с намерением установить династическое правление. Она кажется фантастичной. Но с учетом опыта других постсоветских стран, имеет право на существование. А посему не может не страшить даже прожженных оптимистов. Ведь, в силу местной ментальной специфики, "монархия" в Кыргызстане вряд ли примет характер британской или японской. Уже хотя бы потому, что институт отечественного парламентаризма еще не миновал стадию становления. Если бы Жогорку Кенеш полностью отражал народное мнение и интересы, была б необходимость созывать курултаи и собрания?
Появилось и мнение о попытке создать инструмент политической коррупции. Так, к примеру, правозащитники опасаются, что Госсовет превратится в междусобойчик, члены которого, получив неограниченную власть, будут содействовать избранию президентом желаемого только им человека. Подозрения возникают в связи с тем, что в состав ГС пока не предполагают включать представителей гражданского общества или оппозиции. Госсовет будет сформирован из участников Президентского совещания. То есть - представителей правящих кругов. Впрочем, ту же оппозицию пугает другое.
"Я думаю, главе государства кто-то советует создать такой Госсовет, который может сделать переворот в республике, - полагает лидер парламентской фракции СДПК Роза Отунбаева. - Президент контролирует ситуацию. А мы даем мандат в руки Госсовета, и его члены могут назначить нового главу государства. Может, за спикером кто-то стоит, может, за премьер-министром. Они будут вести клановую борьбу. А мы своими руками отдаем право выбора".
Сторонники президента утверждают, что поправки призваны вывести страну из кризисной ситуации в случае форс-мажора. Норма о Госсовете закладывается, по их версии, чтобы не допустить столкновение интересов исполнительной и законодательной ветвей власти. И той и другой, согласно этой точке зрения, необходимо исполнять функции, не выходя за пределы отведенных в законодательстве полномочий. В противном случае вроде как нарушается принцип разделения ветвей власти.
Спикер, по их мнению, не должен исполнять обязанности президента, так как его должность - выборная. Его миссия заключается в осуществлении представительских и административных функций. Возложение на него обязанностей президента, считают во фракции "Ак Жол", может привести к нарушению устойчивого функционирования системы государственного управления. А предлагаемый порядок, по версии парламентариев, "более демократичен и объективен" в определении и.о.
Определять и.о. президента предполагается большинством голосов от общего числа членов Госсовета. При этом лицо, исполняющее полномочия главы государства, не будет вправе назначать выборы парламента, референдум, прекращать полномочия правительства, вносить предложения о поправках в Конституцию. Выборы нового президента, согласно проекту поправок, должны быть проведены в трехмесячный срок с момента прекращения полномочий предыдущего.
Кстати, в состав Президентского совещания уже входят сам глава государства, спикер, премьер-министр, руководители аппарата и Секретариата президента, а также Центрального агентства КР по развитию, инвестициям и инновациям. Их общество разбавлено государственным советником по вопросам обороны, безопасности и правопорядка, и государственным министром иностранных дел. Председательствует в совещании президент. Таким образом, вероятно, глава республики сможет определить преемника. Другой вопрос, насколько большим весом будет пользоваться в Госсовете мнение председательствующего? Сможет ли он участвовать в заседании ГС (все ж таки форс-мажор)?
Сейчас, главным образом, молва включает в число президентских преемников исключительно его ближайших родственников. Чаще всего в числе наиболее вероятных кандидатов на и.о. звучат два имени - Жаныша и Максима Бакиевых. Первый пришел во власть раньше второго, давно курирует силовой блок и предпочитает оставаться в тени. Второй становится публичным и располагает мощными рычагами в экономической сфере.
Назначение Максима Бакиева на должность главы ЦАРИИ, ответственного за развитие страны, воспринимается многими, и не только оппозицией, не иначе как его подготовка к приему власти. Пока же Бакиев-младший набирает управленческий опыт и политические очки. В случае, если проекты ЦАРИИ окажутся успешными, они послужат его руководителю отличной пиар-компанией во время предвыборной гонки. Эффективная деятельность Максима Бакиева на руководящем посту явно покажет обществу, к какому будущему готовиться, если разговоры о проекте "Преемник" подтвердятся.
В активе Жаныша Бакиева другие инструменты и политический капитал иного характера. Он часто демонизируется противниками, обвиняющими его в использовании запрещенных приемов в борьбе с оппонентами. Что не мешает ему занимать один из ключевых постов, и оказывать влияние на политическую жизнь.
Впрочем, очевидно, что претендентов может быть больше, и в их числе со временем появятся неожиданные фигуры как из ближайшего окружения президента, так и других групп. Причем оппозиции вряд ли стоит тешить себя надеждами на перелом ситуации. Внутренних ресурсов у нее практически нет, а внешние игроки пока не проявляют заинтересованности в изменении политического климата в Кыргызстане.
Очевидно, что внешним игрокам по большому счету все равно, какое правление установится в Кыргызстане. Китаю, к примеру, важно, чтобы в нашей стране сохранялась стабильность. Поднебесная не больна троцкизмом, и готова сотрудничать практически с любым политическим режимом, который бы выказывал интерес к укреплению экономических связей с КНР, и был долгосрочен.
США важно сохранить свое присутствие в Центральной Азии и в Кыргызстане. Правящая элита пока служит этому гарантом. Если раньше Вашингтон был поборником демократических ценностей в КР, то сегодня он дистанцируется от прежней политики активного вмешательства. Чем, собственно, разочаровывает местную оппозицию.
России не чужда семейственность в политике и работе с династиями (достаточно вспомнить Татьяну Ельцину - дочь Бориса Николаевича). Для Кремля важны не фамилии или родственные связи политических партнеров, а их готовность к сотрудничеству и движению в орбите российских интересов. Тем более, что в СНГ уже есть прецеденты передачи власти по наследству. Это, прежде всего, Азербайджан, где сын "унаследовал" президентский пост отца. В Узбекистане и Казахстане близкие родственники глав государств давно вошли во власть или получили доступ к финансовым потокам. Что, к слову, не мешает тому же Казахстану председательствовать в ОБСЕ, к которому апеллируют кыргызские оппозиционеры.
Курманбек Бакиев остается последовательным в исполнении предвыборной программы в части усиления президентского института. Очевидно также, что новая конституционная реформа - начало более глобального передела властной вертикали. Вполне вероятно, что в итоге она приведет к исчезновению поста премьер-министра, а правительством будет руководить непосредственно глава государства - третий по счету в истории суверенного Кыргызстана.
19/02 06:31, Бишкек – ИА "24.kg", Данияр КАРИМОВ
|