М.Бултай: Оппозиционный транзит в Казахстане - от конструктивизма к идиотизму 02:12 22.02.2010
Оппозиционный транзит: от конструктивизма к идиотизму
"В баре оппозиции остался один абсент". Валентин Домиль
Пока власть ищет выход из дурдома государственного управления, оппозиция обживается в идеологическом дурдоме. Казахстанская оппозиция, долго хваставшаяся тем, что она конструктивная, довольно быстро перешла на деструктивные рельсы. Другая характерная черта переживаемого момента – это скупка оппозиционной верхушки со стороны Мухтара Аблязова. Беглый банкир заявляет, что борется с политическим режимом, но пока не ясно кто больше страдает от его действий – режим или страна. Если бы не легендарная трусость оппозиционных лидеров, то дестабилизирующие действия могли бы получить очень мощный дополнительный импульс.
В адрес оппозиционных сил давно звучит упрек, что все ее цели и задачи сводятся лишь к получению места у "большой кормушки". Не могут смириться с нахождением на вторых ролях, а потому ищут поддержку у протестного электората, поссорившихся с властью олигархов, на Западе и среди невостребованных политической системой шизоидов.
Однако в последнее время продаваться власти становится все более проблематично. Все ресурсы давно поделены и на самом властном олимпе постоянно идет борьба за их перераспределение. Новая партия тунеядцев даром никому не нужна. Зато нашелся покупатель в виде Мухатара Аблязова. Банкир и шахматист в бурном 2001 и последующим 2002 году явно переоценил свои силы и недооценил потенциал противника в лице действующей власти. В результате посидел на тюремных нарах и провел переоценку ценностей. В свой второй конфликт с президентом господин Аблязов действует гораздо грамотнее и расчетливее.
Не понятно в силу каких конкретно мегакомплексов, но борьбу с Нурсултаном Назарбаевым Мухтар Аблязов повел методом уничтожения казахстанской экономики и ее линий жизни. На латентной стадии противостояния он заводил в страну большие зарубежные кредиты и раздувал пузыри недвижимости и суперпотребления, которые не могли бы возникнуть на основе одних только местных ресурсных возможностей. Другой стороны медали стал вывод активов за пределы Казахстана. Хоть в Грузию, но чтобы однозначно за периметр границ.
Понтовитые "болашаковцы" - молодая поросль государственных управленцев, задачу по государственному контролю за процессами в финансовом и строительном секторах экономики провалили с треском. Как оптом, так и в розницу. Идея направить их на курсы повышения квалификации в детский сад к строгим нянечкам и воспитателям конечно же правильная, но очень запоздавшая. В общем, под "чутким" контролем всех этих чиновников руки у господина Аблязова были развязаны даже в отношении самых захватывающих дух афер.
Что касается высшего слоя государственных управленцев, именуемых "агашками", то они не смогли понять схем Мухтара Аблязова в силу возраста и образования. Возраст у них давно пенсионный. Образование главным образом СХИ (сельскохозяйственный институт) или АЗВИ (Алматинский зооветеринарный институт). Поэтому сложные девелоперские комбинации для них сродни китайской грамоты. Вдобавок многие "агашки" сами с азартом участвовали в надувании не обеспеченных реальным платежеспособным спросом "пузырей" на рынке, по-детски радовались тому, как стремительно растет в цене их недвижимость. Ну а сейчас пытаются продать готовые под строительство в центре Алматы земельные участки, с которых скандальными методами сгоняли жильцов, когда там еще стояли дома.
На горизонте оппозиции фигура господина Аблязова появилась в самый подходящий момент. Социально-экономический кризис не мог обойти стороной поле оппозиционных партий Казахстана. Главные их спонсоры – это бизнесмены. Бизнес не любит потрясений, а потому действует по принципу раскладывания яиц по разным корзинам. Одна из них называется "оппозиция". Денег в предпринимательских кругах стало меньше, да и в самой оппозиции они все больше разочаровываются. Еще не было случая, чтобы при посадке какого-нибудь крупного бизнесмена за решетку, ему бы помогло заступничество оппозиционных партий. В общем, денег в черных партийных кассах стало меньше. Как коммерческие фирмы для своего выживания в период кризисов идут по пути объединения, так и "Азат" с Общенациональной социал-демократической партией слились в ОСДП "Азат"
ОСДП "Азат" - это способ оптимизации ресурсов. Лидеры в лице Булата Абилова и Жармахана Туякбая между собой договорились, политические бренды сохранили, а количество филиалов в провинции теперь можно и сократить. По большому счету, если бы не положение закона "О партиях", требующее не менее 50 тыс. зарегистрированных партийцев, да еще чтобы в каждой из областей или городов республиканского подчинения насчитывалось не менее 700 человек, то ОСДП "Азат" вообще могла бы обойтись без региональных отделений.
Три четверти политического веса оппозиционных партий обеспечивается за счет информационного ресурса. Если бы под контролем ОСДП "Азат" не было газет "Свобода слова", "Общественная позиция", "Жас Алаш", если бы этой партии не оказывали медийную поддержку СМИ Мухтара Аблязова – газеты "Республика" вместе с интренет-порталом, "Взгляд", "СтанTV", не появляйся сообщения о ней в веб-газете "ЗонаKZ", то с партией ОСДП "Азат" вообще бы никто не считался и мало кто догадывался о ее существовании. Аналогичная ситуация с незарегистрированной партией "Алга!", которая финансируется господином Аблязовым. Без работающих с ней в тандеме СМИ все ее оригинальные информационные поводы превратились бы в локальные забавы чудаков. Только масс-медиа придают им общественно-политический резонанс.
К моменту прихода финансирования от Мухтара Аблязова оппозиция была разнопланово подготовленной. Когда-то силы, ныне объединенные в ОСДП "Азат", позиционировали себя на политическом поле страны как конструктивные. За поднятый ими на щит лозунг "перемены без потрясений" на парламентских выборах 2004 года отдали свои голоса очень многие казахстанцы. Однако одна из властных группировок, категорически возражающая против перемен даже в виде смены декораций, сказала оппозиционерам "нет". Вместо того чтобы вывести сторонников на улицы и тем самым помочь умеренным силам во власти, ратующим за поступательные изменения, оппозиция смирилась с унижением.
Потом аналогичная ситуация повторилась на президентских выборах 2005 года. Правда, помня о трусости и беззубости оппозиционной политической тусовки, за кандидата в президенты Жармахана Туякбая было подано куда меньше голосов, чем за оппозицию на парламентских выборах 2004 года. Центральная избирательная комиссия "нарисовала" господину Туякбаю еще меньше и он все это тоже стойко стерпел. После этого не ушел из политической жизни, не уступил первые позиции новым лицам. Так и продолжает выступать в роли безликого оппозиционного политического лидера.
Фиаско на поле конструктивного противостояния с властью толкнуло оппозицию на путь сближения с казахскими национал-патриотами. Одно время правящая элита пользовалась услугами национал-патриотов для устранения своих конкурентов. Те были послушными и за скромное государственное финансирование исполняли отведенную им роль. Однако по мере оформления государственной и общественной систем выяснилось, что поле востребованности у этнически озабоченных крайне небольшое и находится на периферии политического процесса.
Пропорционально с уменьшением значения и места людей, будирующих этническую и языковую напряженность, упало и их финансирование по открытым и скрытым властным каналам. Национал-патриоты отреагировали на это болезненно. Да и кто бы спокойно отнесся к тому, что денег стало меньше? Чтобы выйти с периферии, национал-патриоты стали поднимать истерику по любому поводу. В свое время государство сохранило советский рудимент в виде фиксации этничности в паспорте, а теперь расплачивается за стратегическую близорукость по полной программе.
Сами по себе национал-патриоты немногочисленны, пусть сами они и утверждают обратное. Поэтому количественный недостаток стараются компенсировать за счет экзальтированности и информационной поддержки, которую им оказывают СМИ оппозиции и Мухтара Аблязова. Без медийной поддержки население реагировало бы на них просто как на вредных и назойливых мух. А так получается надутый воздухом и ярко раскрашенный дракон, которого пугаются не только дети, но и кое-какие оторванные от реалий функционеры во власти. К тому же оппозиция, национал-патриоты и господин Аблязов теперь все вместе работают на почве иррационального, а потому логическими мерками здесь невозможно спрогнозировать конечный эффект.
В сухом остатке мы видим, что оппозиционные политические партии, национал-патриоты и Мухтар Аблязов образовали что-то вроде деструктивного триумвирата. Каждый в силу своих причин, но тем не менее все вместе они не в состоянии предложить обществу что-либо конструктивное. Зато активно раскачивают лодку, чтобы заработать себе дивиденды. Разумного объяснения для такого поведения всех сидящих в "лодке" нет. В то время как беглый банкир Аблязов фактически умеет летать и физически находится не в лодке, а в Лондоне, то по остальным членам триумвирата большой вопрос, сколько из них сможет выплыть по бурным водам, если лодка все-таки с помощью их усилий перевернется.
Меиржан БУЛТАЙ (Прага)
|