Нурани: "Танкерная война" с ядерным подтекстом. Насколько реальной является угроза Ирана перекрыть Ормузский пролив? 01:47 23.02.2010
"Танкерная война" с ядерным подтекстом Насколько реальной является угроза Ирана перекрыть Ормузский пролив?
Ситуация вокруг Ирана продолжает накаляться. Как заявил информационному агентству IRNA официальный представитель МИД ИРИ Рамин Мехманпараст, Иран разочарован представленным на днях докладом генерального директора МАГАТЭ Юкия Амано по иранской ядерной программе. "Мы рассчитывали, что МАГАТЭ в целях сохранения своей репутации воздержится от политизированности и выполнения воли определенных государств. Агентству следует рассматривать иранскую мирную ядерную деятельность с правовой точки зрения", - капризным тоном указал дипломат. В свою очередь спикер иранского меджлиса Али Лариджани, бывший иранский "переговорщик" по ядерной проблеме, назвал выводы МАГАТЭ "дезинформацией, которая не способствует повышению престижа агентства". "Некоторые западные страны, фокусируя внимание на утверждениях нового руководителя МАГАТЭ, пытаются ввести в заблуждение мировое общественное мнение относительно мирного характера иранской ядерной программы. Но это не помешает Ирану продолжить движение по избранному пути", - заявил он.
Напомним: главный вывод распространенного на минувшей неделе доклада нового гендиректора МАГАТЭ Юкия Амано заключается в том, что из-за недостаточного сотрудничества Ирана МАГАТЭ не может подтвердить, что весь иранский ядерный материал находится в сфере мирной деятельности.
Понятно и другое. Доклад МАГАТЭ, в особенности на фоне категорического отказа Ирана отправлять свой уран на дообогащение за рубеж - это еще один повод для "шестерки" сменить "пряник" на "кнут".
Под "кнутом" сегодня, правда, понимают главным образом реальные санкции против Ирана, но и тут у многих стран "особая позиция". Удалось ли таким образом затормозить развитие иранской ядерной программы или же пошатнуть режим неизбранных мулл, постепенно дрейфующий к военной диктатуре, сказать трудно. Однако сегодня многие эксперты не исключают, что в ответ на новые санкции Иран может перекрыть или заминировать Ормузский пролив, через который экспортируется основное количество нефти стран Персидского залива. Во всяком случае, Турки ас-Сухейль на страницах газеты "Аш-Шарк аль-Аусат" приводит заявление, прозвучавшее из уст одного из военачальников Корпуса стражей исламской революции Яхьи Рахима Сафави (советника аятоллы Али Хаменеи - верховного руководителя Исламской Республики), который сказал, что Иран "не будет колебаться перед принятием такого решения".
Эту угрозу в арабском мире, как того и следовало ожидать, восприняли всерьез. И обеспокоенность "арабской улицы" более чем понятна: Иран во время своей войны с Ираком уже устраивал в Ормузском проливе впечатляющую "танкерную войну".
Удары наносили, впрочем, не только по танкерам, но и по нефтяным платформам, промыслам, промышленным центрам. Но главной мишенью были нефтеналивные суда. Логику Ирана, откровенно говоря, было нетрудно понять. При помощи танкерной войны Тегеран стремился нанести удар именно по нефтяным эмиратам Залива, интересы которых в войне защищал Ирак. К тому же танкера представляют собой прямо-таки идеальную мишень: массивные, не особо маневренные, они практически не имели шансов уйти от военной атаки,сспецифика же груза практически не оставляла морякам шансов остаться в живых. Наконец, если сам Иран располагает примерно 4% мировых запасов нефти, и тем же Саудовской Аравии, Кувейту, ОАЭ ничего не стоит восполнить дефицит, то, перекрыв Ормузский пролив, Иран может нанести серьезный удар и по экономике стран Запада, и по арабским соседям. ТАк или иначе, в 1984 году, когда "танкерная война" достигла своего пика, сложлась своя тактика "танкерной войны". Нефтеналивные суда чаще всего атаковали с небольших и маневренных артиллерийских катеров. Действовали они либо одиночно, либо небольшими тактическими группами методами "засады" или "свободной охоты". Бывало, что катера наводили на цель по данным береговых РЛС и станций, установленных на нефтяных платформах. В качестве мишеней выбирали в основном неохраняемые суда в утренние или вечерние сумерки, реже ночью. Выпустив же по танкеру несколько снарядов или противокорабельных ракет, катера на максимальной скорости покидали район. С целью достижения внезапности соблюдали радиомолчанис, слсдовали с выключенными РЛС и ходовыми огнями, а иногда без опозновательных знаков. С 1987 года Иран начал активно применять мины. Мины и рактеные удары Ирана заставили Кувейт в ноябре 1986 года обратиться к Соединенным Штатам и просить защиты для своих транспортов (хотя американский посол в Кувейте позднее утверждал, что он передал эту просьбу Кувейта еще летом 1986 года). Вскоре кувейтские танкеры уже шли по Персидскому заливу под флагами США и в сопровождении американского военного конвоя.
"Танкерная война" закончилась после того, как США стали наносить ответные удары по иранским нефтяным платформам, где базировались "катера-охотники". Но прежнюю тактику в Иране не забыли и теперь периодически проводят учения, где отрабатывают минирование и перекрытие Ормузского пролива.
Однако на сей раз в арабских кругах, похоже, уверены: Запад не позволит Ирану перекрыть Ормузский пролив. По мнению Турки ас-Сухейля, обозревателя "Аш-Шарк аль-Аусат", "учитывая, что через Ормуз осуществляется 80 процентов поставок нефти из зоны Персидского залива, его блокирование будет воспринято как проявление враждебности ко всему остальному миру", и в таком случае Иран сам окажется "в числе тех, кто пострадает от подобного решения, которое приведет к катастрофическим последствиям".
Саудовский аналитик Али ат-Тавати в свою очередь напоминает, как 18 апреля 1988 года ВМС США после подрыва одного из американских кораблей на иранской мине уничтожили в ответ два иранских судна и шесть катеров, и предполагает, что США и их союзники по НАТО "поступят точно также и на этот раз, и Иран окажется втянутым в конфронтацию с международной коалицией". Соседи Ирана, по словам ат-Тавати, расценят закрытие Ормуза как "опасную провокацию и объявление войны", о чем уже заявил глава саудовского МИД принц Сауд аль-Фейсал. "Любая попытка или даже угроза перекрыть пролив приведет к вооруженному вмешательству стран Запада. США и НАТО оккупируют зону Ормуза и разместят там свои военные базы", - утверждает и директор Ближневосточного центра стратегических исследований Анвар Ашогги. В таком случае, считает он, Иран создаст "законный повод" для военной операции многонациональных сил.
Вопрос только в том, осознают ли это в Иране или пребывают в полной уверенности, что, "увязнув" в Ираке и Афганистане, США просто не осмелятся ударить по Ирану.
НУРАНИ № 33(2235) Вт., 23 Февраля 2010
|