Р.Минулин: О бедном лисенке замолвите слово… К вопросу о кочевых традициях и современности 11:22 01.03.2010
О бедном лисенке замолвите слово…
Вы знаете, как именно проходит беркутиная охота "напоказ"? Заранее отловленным лисятам ломают лапы, чтобы те не убежали. На холм вразвалочку поднимаются празднично одетые зеваки, покинув уют теплых джипов. Когда телеоператоры и фотокоры "встанут на точку" - то есть выберут самый удачный ракурс, - полуживое, дрожащее от ужаса и неизвестности, хромое существо извлекают из мешка и бросают в глубокий снег. И тут на него сверху обрушивается всей своей массой откормленный беркут, чьи мощные лапы в состоянии преломить хребет волку. Всеобщее ликование зрителей в возрасте от 10 до 80 лет…
Охота с ловчими птицами – древнее искусство кочевников. Это – бескомпромиссная схватка за жизнь. Настоящая борьба за выживание в строгом соответствии с жестокими правилами естественного отбора. Слабый обречен, сильный побеждает. Про нее писал и Мухтар Ауэзов в дилогии "Путь Абая". Сам поэт казахских степей, правда, с беркутиной охоты возвращался зачастую с пустыми руками. Потому что мыслями Абай уносился вдаль, не замечал ничего вокруг себя и упускал нужный момент. Настоящая охота с ловчей птицей – и тогда, и сейчас – занимала не один час, порой затягивалась на сутки, если добычу охотники не находили.
Современные условия внесли в такой "вневременной" характер охотничьей забавы свои коррективы. Леониду Ильичу в свое время доброхоты, помнится, пускали "под выстрел" кабанчика. Семену Семеновичу Горбункову из "Бриллиантовой руки" нанизывали рыбу на крючок.
Нынешние телеоператоры, фотокорреспонденты и элитные зеваки тоже не станут сутками трястись в седле ради единственного волка или корсака. Фоторепортаж из поселка Сарыжаз Райымбекского района, где прошел конкурс "Сонар-2010", позволяет увидеть нашу собственную, эксклюзивную технологию индустрии развлечений. Это своеобразная "light version", облегченный вариант настоящей схватки двух хищников.
Вот разодетая публика ждет, когда выпустят "под птицу" заранее пойманного зверька. Вот помощник беркутчи кидает тщедушную лисицу в глубокий снег. Она огрызается, ее глаза чуть не лезут из орбит от боли и шока. Сам жизнерадостный, румяный ее мучитель радостно смеется и, прорываясь сквозь сугробы, убегает из кадра. Долгожданной свободой лисица наслаждается немного. Из поднебесья на нее обрушивается массивный беркут и после недолгой и неравной схватки рвет ее. Фотокамера точно фиксирует все моменты демонстрации "великолепного зрелища", "старого и уже почти забытого" (цитата из журналистского материала Екатерины Скворцовой). Журналист посетовал на то, что государство никак не раскошелится на поддержку искусства беркутчи. Спасибо вот сотовому оператору, у которого беркут красуется на рекламе. Но и сам спонсор что-то жадничает в последнее время.
Уголовный кодекс РК описывает это действо статьей 276, п. 2: "Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено… с применением садистских методов, или в присутствии малолетних…, …совершенное группой лиц, или группой лиц по предварительному сговору, или организованной группой, или неоднократно, наказывается штрафом в размере от 500 до 800 МРП или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от 5 до 8 месяцев, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев".
Что касается самих СМИ, которые с радостью вещают о возрождении народных традиций, то пропаганда культа жестокости наказуема не менее сурово, чем разжигание межнациональной розни. Достаточно лишь отыскать в законе РК "О средствах массовой информации" статью 25: "Основания ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации". "Собственник, главный редактор (редактор) средств массовой информации несут установленную законодательными актами РК ответственность за распространение сообщений и материалов, содержащих пропаганду или агитацию …культа жестокости, …независимо от источника их получения".
На фото с публичной казни лисицы – множество детских лиц. Своих празднично одетых ребятишек, родители специально привезли на это шоу. Эти молодые джигиты не видели честной схватки двух хищников: крепкого, здорового волка и атакующего беркута.
На ярком примере, в присутствии главных, авторитетнейших в этой жизни людей – в присутствии родителей – им продемонстрировали правила жизни современного общества: здесь и вот так добивают слабого и немощного. "Әлсіз айыпты" – "кто слаб, тот и виноват".
Никакого риска. Никакого благородства. Только так: выбрать послабее и впечатляюще погубить.
Но ведь предки учили нас не только смирению перед несокрушимым насилием. Старики говорили: "тәуекел – ердің қанаты" ("риск – крылья джигита"). Риск – благородное дело. Почему бы не рискнуть, не схлестнуться с достойным противником? Почему бы беркутчи не избавить пастухов от их страшной угрозы – матерых волков, которые режут овец десятками в кошарах? Достойное настоящего мужчины и истинного охотника дело. Правда, там не будет восхищенных девочек-корреспондентов, и позировать перед объективом для семейного фото не получится. Про "возрождение", в камеру не удастся сказать правильные слова…
На испанской корриде, у тореадора и быка – примерно равные шансы. И весь стадион это видит. Да, бык истекает кровью, но иногда он и тореадора на рога поднимает…
На берегах Туманного Альбиона больше не загоняют лису собаками. Многовековая традиция объявлена вне закона, после бурных дебатов в английском парламенте. Хоть и была лисья охота традиционным развлечением аристократии в течение многих веков. Хоть и пытались приписать ее к спорту…
В Германии в любом рыболовном хозяйстве, за клиентами с удочками непременно следит хозяин. Каждую выловленную рыбу обязательно надо сразу оглушить специальной колотушкой. Вид трепыхающейся на берегу рыбы – повод для штрафа за жестокое обращение с животным…
Я вспомнил несколько историй из собственного жизненного опыта и рассказы друзей. Как раз на тему "әлсіз айыпты" – "кто слаб, тот и виноват"
Жены моих друзей пострадали в период нынешнего бэби-бума от карманников. Криминальные личности выбрали себе в жертву молодых мамаш с ребенком на руках в торговых центрах. Вытащить кошелек во время такого похода за памерсами, совсем несложно. Внимание мамочки сосредоточено на ребенке. И даже, если она заметит кражу, она не оставит дитя ради денег. И еще. Вы обращали внимание, уважаемый читатель, что все чаще нам СМИ рассказывают про однообразные случаи грабежа у банкоматов? Грабители подкарауливают молодых женщин и беспомощных старух. Дать отпор они не в состоянии. "Черные риэлторы" тоже присматривают себе в жертву одиноких, беспомощных стариков. Пропади такой пенсионер без вести, упрячь его в психушку, – и никто его искать не будет.
Вот они – современные жертвы криминальных "беркутов".
Раз уж наше общество такими фото- и телерепортажами с "культмассовых мероприятий" провоцирует животную жестокость у соотечественников, под предлогом возрождения "одной из самых неповторимых особенностей казахского быта", то нам не стоит удивляться, почему городские жители вешают кошек во дворах и расстреливают из воздушек собак. Потому что жизнь таких четвероногих мурзиков и бобиков для них уже – копейка. Завтра такие детишки подрастут и хладнокровно переломают бампером кости на переходе пешеходу. Или с шестого этажа журналиста выбросят, как это было недавно в Алматы. Или зарежут в подворотне за пару сотен тенге. Потому что они повзрослели: раньше им было не жалко кошку, теперь не жалко и человека.
Я совсем не против национальных видов спорта. Спорта – а не публичного убийства несчастной калеки. Но это должна быть честная схватка. А не потеха для пресыщенного бомонда.
Циничный смысл "успешности" охоты на заведомо слабую жертву незамысловат: не трогай сильного, он может дать отпор. Порви слабого и почувствуй себя хищником!..
Потолкуйте с опытными беркутчи: они вам расскажут, как загнанный ловчей птицей заяц опрокидывается навзничь и, защищая свою жизнь, молотит мощными задними лапами воздух, стараясь угодить в самое брюхо или грудь нападающей птицы. И порой именно лопоухий одерживает победу, а охотник вынужден лечить своего крылатого помощника от глубоких рваных ран после такого фиаско. Вот это – по-честному. Вот это – на равных.
А если говорить о "возрождении традиций" и "обращении к обычаям предков", то можно вспомнить и хрестоматийную ("Путь Абая", первый том) гибель старика Кодара. Его с невесткой повесили на горбу верблюда, а затем сбросили со скалы. Просто по навету, по ложному доносу.
Можно упомянуть, как продавали кочевники своих дочек в замужество – за вязанку звериных шкур (фильм "Келін", безуспешно выдвинутый Казахстаном на "Оскар"). Тех же лисиных шкур, кстати.
Нам важно ВОЗРОЖДАТЬ такие традиции? Или достаточно просто ЗНАТЬ о них?
Когда Британия распрощалась с жестокой травлей лисиц собаками, она распрощалась со своим прошлым.
Когда мы "возрождаем" таким образом традиции, мы прощаемся со своим будущим. Ибо сегодня наши хищники передушат слабых, а завтра уже сцепятся между собой.
Руслан МИНУЛИН 25.02.2010
|