М.Татимов: Каким будет население Казахстана через 20 лет? 01:19 05.03.2010
Макаш Татимов: "Не хочу, чтобы мы получили кривое зеркало" Каким будет население Казахстана через 20 лет?
Недавно по требованию президента страны были оглашены некоторые результаты переписи 2009 года. Между тем, их достоверность по нескольким причинам подвергается сомнению: это и недоучет граждан переписчиками, и скандал, связанный с организаторами переписи. За комментариями мы обратились к ректору Центральноазиатского университета, почетному профессору Венского международного университета в номинации "демография и социология" Макашу Татимову. Казахстанский демограф, который проанализировал результаты одиннадцати переписей, поделился своим мнением о прошедшем мероприятии и прогнозами на будущее десятилетие.
- В какой мере, по вашему мнению, стоит или не стоит доверять результатам переписи? Как вы оцениваете уже известные данные?
- К прошедшей переписи я не имею непосредственного отношения и оцениваю ее с позиции независимого эксперта. Во время проведения этой кампании я находился в Алматы и внимательно следил за ее ходом. Я провел свой опрос, выходил специально на улицу, во двор и интересовался у людей, приходили ли к ним переписчики. Жалоб было очень много, даже мои соседи по дому были обойдены вниманием. Также мои собеседники жаловались на то, что во время опроса переписчики обращались только на русском языке, хотя на оборотной стороне листа-опросника присутствовал казахский вариант.
По моей оценке, вне учета могли оказаться лица без определенного места жительства, а их по всему Казахстану насчитывается около 100 тысяч. Во время прошлой переписи по моему предложению в Алматы бомжей собрали в бане, организовали обед, и там же переписали всех. Теперь же этого не было сделано.
Большой недоучет может быть по гастарбайтерам, многие из которых не имеют официальной регистрации. Кроме того, ошибки могут набегать из-за больших перемещений населения, хотя на вокзалах каждому опрошенному выдаются справки о том, что он участвовал в переписи.
Переписать всех, конечно, очень сложно. Полноты учета добиться очень трудно. Но мы должны учесть все наличное население, проживающее на момент переписи на территории Казахстана, независимо от гражданства. Перепись должна была охватить всех: и жителей Байконура, Степногорска, Курчатова, и иностранных студентов, обучающихся у нас, и прибывших к нам туристов. Помимо того что мы должны подсчитать численность населения, одной из главных задач является выявление социальных показателей: семейного состава, дохода, наличия транспорта и так далее. Эти индивидуальные, я бы сказал, деликатные данные очень ценны, без непосредственного опроса их установить невозможно. А если переписчики не дошли до адресата, значит, перепись может быть недостоверной или неполной. Поэтому здесь могут быть отклонения, и, видимо, они будут, когда мы станем анализировать результаты. Говорить об итогах прошедшей переписи категорично нельзя, пока нет полных данных. Без полноценного анализа мне не хочется забегать вперед, но я могу сказать одно: перепись - это наше зеркало. А я не хочу, чтобы мы получили кривое зеркало. И мое беспокойство небезосновательно: если не все средства, выделенные на перепись, ушли по назначению, возникает вопрос о качестве ее проведения. Представьте: каждый переписчик должен был переписать 600 человек, а если ему недодали денег, не выделили транспорт, как можно переписать всех, особенно вне городов - на дачах, в аулах?
- Согласны ли вы с тем, что Агентство по статистике учло погрешность в 100 тысяч человек? Совпадает ли озвученная общая численность населения страны с вашими подсчетами?
- Плюс-минус 100 тысяч - не такая уж большая величина, это всего 0,6 процента. Такая погрешность допустима, поскольку двойной учет вполне мог быть. Во время некоторых переписей погрешность была больше. Для страны с 16-миллионым населением это даже смешная цифра. По моим оценкам, в Казахстане проживает 16,5 миллиона человек. А были переписаны всего 16 миллионов 4 тысячи. Где остальные полмиллиона? Но в целом результаты переписи, какими бы они ни были, меня радуют. Все-таки на 6-7 процентов зафиксирован прирост. Можно похвастать и тем, что Казахстан - единственная бывшая союзная республика, которая проводит перепись без перерыва каждые десять лет.
- По вашему мнению, если перепись получилась некачественной, нужно провести новую перепись через год. Зачем? Есть же текущий учет, с помощью которого можно корректировать данные…
- Видите ли, нашу перепись могут неожиданно забраковать эксперты ООН. А чтобы забраковать, достаточно проверить выборочно, все ли граждане были охвачены переписью. По инструкции ООН, переписчик должен разговаривать со взрослым человеком непосредственно, как мы с вами сейчас. Вообще, не всегда надо заниматься переписью - это очень дорогое занятие. В развитых странах есть регистр населения - автоматизированная картотека, банк данных обо всех лицах, проживающих на территории страны. Например, Дания, Норвегия, Голландия уже перешли на регистр. Нам тоже пора перейти к этой системе, но для этого в стране должен быть очень качественный учет населения.
- С какой численностью мы придем к следующей переписи?
- Вы слышали выступление президента, когда он сообщил, что за десять лет нас стало больше на 10 процентов? Но у нас есть возможность добиться еще большего роста. До 2020 года я прогнозирую прирост на 15 процентов. Думаю, что наши чиновники, перестраховавшись, дали заниженную оценку. А раньше давали завышенную. Кто-то когда-то вложил в уста нашему президенту, что в 2015 году нас будет 20 миллионов. А если мы еле достигли 16 миллионов (с недоучетом - 16,5 миллиона), откуда мы возьмем 20? Ведь до 2015-го остается всего лишь неполных 4,5 года.
Но я с оптимизмом смотрю в будущее. Русскоязычные СМИ называют меня отцом бэби-бума, так вот бэби-бум в Казахстане только начинается, его пик еще не достигнут. Казахстан пережил очень сложные демографические волны: первый демографический взрыв произошел после Великой Отечественной войны в 1960 году, второй - в 1985-м как эхо далекого голодомора, следующий пик ожидается в этом году. Поскольку сейчас молодежь поздно женится, отсрочка составит 2-4 года. Но в этом десятилетии прирост населения обязательно будет в 15 процентов.
- Казахи на сегодняшний день составляют 63,6 процента. За десять лет также увеличилась численность узбеков, уйгуров, остальных же стало меньше. Каковы ваши прогнозы относительно будущего этнического состава страны?
- Казахи дали прирост в 26 процентов, и тут нечему удивляться. Естественный прирост составил примерно 20 процентов, а оставшиеся 6 - за счет оралманов. Количество узбеков и уйгуров растет за счет высокой деторождаемости. Например, немцам в ближайшее десятилетие я ставлю плюс, потому что ожидаю возвращения репатриантов. Корейцы тоже дадут невысокий, но все-таки прирост: они буквально убегают из Средней Азии только потому, что там вытесняют русский язык. Языковой фактор играет большую роль. Но не все дадут рост. В частности, по моим прогнозам, в следующие десять лет примерно на 20 тысяч уменьшится численность татар и башкир, потому что у них европеизированное демографическое поведение, то есть их женщины не хотят рожать больше двух детей. Поляки, белорусы, евреи не дадут прироста… Численность русскоязычной диаспоры также будет уменьшаться: их было 4,4 миллиона, а станет 3,3 миллиона, и тоже по причине европеизированного демографического поведения. Вообще, через 20-25 лет Казахстан настолько изменится, что вы не найдете русскоязычных. Проблема даже не в языке, а в том, что сами диаспоры могут исчезнуть по естественным причинам.
- То есть предположение, что через несколько десятков лет Казахстан станет моноэтнической, моноконфессиональной страной, имеет под собой основания?
- Это может произойти. Во-первых, прогноз показывает, что казахи не только возьмут 70 процентов, но по инерции дойдут до 80 процентов. Так вот считайте: 80 процентов составят казахи, 10 процентов - другие тюркоязычные народы (узбеки, уйгуры, турки, азербайджанцы, курды, дунгане, татары и башкиры), которые полностью вольются в казахскоязычную среду. Таким образом, казахскоязычная среда уже через 20 лет будет составлять 90 процентов населения. Русскоязычных останется всего 10 процентов, и то только в городах, в северных областях. Может случиться такой парадокс: русский язык будет жить в Казахстане без русских. Поэтому тем, кого волнует судьба русского языка, нужно беспокоиться не об этом, а о том, останутся ли русские в XXI веке в Казахстане вообще. Русский язык будет жить, но без его носителей, потому что отсутствует демографическая база. Эта ситуация намного страшнее, чем проблема казахского языка. Казахский встанет на ноги, потому что его демографическая база велика. А, значит, государство, язык, менталитет и психология будут господствовать. Казахи тоже когда-нибудь перестанут прибавлять в количественном плане и пойдут на убыль, но это будет через 75-80 лет. Численность человечества не может расти бесконечно. По прогнозам, в 2012 году население нашей планеты вырастет до 7 миллиардов. Ну, еще миллиард мы потянем, но после этого дальше расти будет трудно. Численность народов, которые идут впереди других, уже перестала расти, и пошла на убыль. Сейчас в мире идет тенденция к депопуляции: здесь впереди Россия, Евросоюз, на подходе США, Япония, КНР, Бразилия… Казахстан где-то посередине. Прежде чем у нас начнется спад, пройдут многие годы.
Вероника Лим
|