А.Моджумдар: В Афганистане назревает конституционный кризис в связи с новыми ограничениями властей на работу СМИ 11:30 05.03.2010
Афганистан: В Кабуле назревает конституционный кризис в связи с новыми ограничениями властей на работу СМИ
Сотрудник сил безопасности Афганистана пытается помешать фотографам производить съемку у гостиницы The Park Residence Guesthouse – месте вооруженного столкновения в Кабуле 26 февраля 2010 года. Афганские власти запретили вести прямые репортажи о нападениях боевиков, дабы талибы не могли воспользоваться телевизионными новостями для осуществления своих целей. (Фото Беруза Мехри/AF/Getty Images)
Запрет властей на репортажи в прямом эфире с места терактов вызвал у журналистов Афганистана разнородную реакцию. По мнению многих в Кабуле, данный запрет заводит афганские СМИ на опасную почву государственной цензуры. Другие журналисты считают введенные ограничения обоснованной реакцией на опасные и экстраординарные события, а третьи предпочитают помалкивать из опасения, что критика в адрес властей может повлечь репрессии с их стороны.
Управление национальной безопасности Афганистана, являющееся разведывательным агентством страны, обнародовало 1 марта приказ, вводящий запрет на показ средствами массовой информации в прямом эфире терактов и нападений боевиков. Власти обосновывают этот запрет тем обстоятельством, что показ в прямом эфире разрушений и гибели людей играет на руку талибским мятежникам. Журналисты, уличенные в нарушении запрета, подлежат аресту с конфискацией съемочного оборудования.
Запрет касается как отечественных, так и международных СМИ. Он был введен после нападений 26 февраля на две гостиницы в центре Кабула, в результате которых погибло как минимум 22 человека и свыше 40 получили ранения. Боевики ворвались в гостиницы и в течение нескольких часов своими скоординированными и умелыми действиями сдерживали правительственные войска. Местные СМИ вели прямую трансляцию с места разворачивавшихся событий. Это освещение событий стало настоящей катастрофой для властей, создав впечатление превосходства талибов над представителями силовых структур в плане готовности к подобным боевым действиям. Этот инцидент заставил высокопоставленных руководителей правоохранительных органов Кабула сложить с себя полномочия, хотя отставка пока не принята до завершения официального расследования.
Представители администрации президента Хамида Карзая решительно выступают в поддержку вышеозначенного запрета. Как заявил помощник президента Вахид Омар (Waheed Omar), власти стремятся решить две задачи: "защитить жизнь журналистов и обеспечить механизм, который не позволит неприятелю использовать прямые трансляции для планирования и инструктирования своих людей на месте событий, что представляет угрозу не только для сил безопасности, но и для гражданских лиц и журналистов".
Введенный запрет представляет собой уже не первую попытку со стороны правительства ограничить освещение в СМИ деятельности боевиков. Недавно УНБ ввело запрет на репортажи о вооруженных столкновениях в часы работы избирательных участков в ходе президентских выборов 2009 года.
Запрет, обнародованный 1 марта, был немедленно подвергнут критике журналистскими организациями, включая Комитет защиты афганских журналистов и Национальный союз журналистов Афганистана. Неправительственные организации, работающие в области СМИ, а также большое количество владельцев СМИ и журналистов также выступили против ограничений.
"УНБ, как и большинство агентств национальной безопасности, ставит стоящую перед ним задачу превыше всех других соображений. Они [представители УНБ] забывают, что подчиняются той же самой конституции, которая гарантирует свободу слова и информации", – говорит председатель организации Killid Media Group Шахир Захин (Shahir Zahine).
Как и Захин, многие журналисты обосновывают свою позицию положениями конституции. Статья 34 Основного закона Афганистана от 2004 года гласит: "Свобода слова является неприкосновенной. Каждый гражданин Афганистана имеет право на выражение своего мнения в устной, письменной и графической форме, а также иными способами при соблюдении положений настоящей конституции. Каждый гражданин Афганистана имеет право публиковать материалы без предварительного согласования их с государственными органами в соответствии с законом".
"Я не знаю, почему они [представители УНБ] ввели запрет, нарушающий все законы", – говорит медийного движения Муджиб Халватгар (Mujeeb Khalvatgar).
По словам Захина, он даст указание журналистам, работающим в Killid Media Group, не подчиняться запрету, что может стать первым шагом к конституционному противостоянию. Халватгар также заявил, что выступает за несоблюдение данного запрета.
Исполнение данного запрета, по мнению других журналистов, подтолкнет власти к введению в будущем новых ограничений. В конечном итоге, опасаются некоторые, администрация Карзая может пожелать и вовсе покончить с независимыми СМИ.
"Я думаю, СМИ не должны соглашаться с этим запретом, – говорит Вахид Хашеми (Waheed Hashemi), являющийся исполнительным директором афганской организации по защите свободы средств массовой информации Nai. – Сегодня они захотели запретить прямые трансляции. В следующий раз они велят вообще не сообщать о вооруженных нападениях".
Но не все журналисты столь категорически возражают против введенных УНБ ограничений. Некоторые считают, что обеспокоенность правительства воздействием подобных кадров является закономерной, однако власти, на их взгляд, решают данную проблему несоответствующим образом. Как отмечает руководитель радиостанции "Доброе утро, Афганистан!" Барри Салаам (Barry Salaam), "УНБ подметило проблему, но не знает, как к ней подступиться". Важно обеспечить, чтобы афганские СМИ не стали ненароком ничьим пропагандистским орудием, включая талибов, добавляет он. "Мы должны защитить сами основы свободы слова и не должны ставить их под угрозу безответственными репортажами".
По словам Салаама, СМИ должны крайне осторожно подходить к освещению вопросов, связанных с проблемой безопасности, и сообщать лишь "столько, сколько нужно нашей аудитории". Халватгар же считает, что позиция Салаама может открыть путь для самоцензуры. "Вопрос не в том, что нужно знать нашей аудитории, а в том, что она должна знать. Это не необходимость, а обязанность".
Некоторые СМИ не спешат занимать открытую позицию из опасения навлечь на себя гнев силовых структур и лишиться доступа к официальной информации в будущем. "Афганские СМИ уже сталкивается со сложностями в процессе получения доступа к информации, а теперь получить этот доступ станет еще труднее. УНБ может создать для нас проблемы, особенно в провинциях, где может преградить нам путь только потому, что у них в руках оружие", – говорит директор независимого афганского информационного агентства Pajhwok Даниш Карохел (Danish Karokhel).
Он также обеспокоен возможностью того, что ограничения УНБ могут создать неравные условия для работы местных и международных СМИ, поскольку иностранные журналисты вполне могут проигнорировать данный запрет. Американские должностные лица уже поставили под сомнение разумность подобных ограничений и обозначили, что будут поднимать этот вопрос с представителями администрации Карзая.
Компания Moby Capital, которой принадлежат популярные телерадиоканалы Tolo TV и Arman FM, пока не выработала определенной позиции по данному вопросу, говорит юрист и ведущий Tolo TV Мохаммад Абдулла (Mohammad Abdullah). Как заявил руководитель информационных программ телеканала Муджахид Какар (Mujahid Kakаr), любое распоряжение касательно освещения событий в Афганистане должно исходить от министерства информации и культуры. Не высказавшись ни за, ни против введенных ограничений, он якобы заявил, что любое распоряжение властей, идущее вразрез с Основным законом страны, представляет собой проблему.
Министерство информации и культуры пока хранит молчание по спорному вопросу. Считается, что новый министр информации Саед Махдум Рахин (Sayed Makhdoom Raheen) больше склоняется в пользу независимости СМИ.
По словам активистов в области СМИ, в ближайшие несколько дней они намерены провести журналистские заседания с целью выработать единую позицию по вопросу введенных УНБ ограничений. "Нам, работникам средств массовой информации, необходимо собраться вместе и озвучить свое мнение парламенту, правительству и общественности. Мы должны потребовать вернуть нам то, что принадлежит нам по праву и гарантировано законом", – отметил Захин.
От редактора: Аунохита Моджумдар является независимым индийским журналистом. Проживает в Кабуле. Последние 19 лет занимается освещением событий в южноазиатском регионе. 4 марта, 2010
|