КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 11.03.2010
22:04  Тотальная подвижка казахстанских генералов. Председателем Комитета начальников штабов РК стал С.Жасузаков и др. назначения
21:19  Известный британский актер Винни Джонс приехал в Казахстан для съемок в новом казбоевике "Ликвидатор"
20:09  Дж. Най: Проигрышная ставка Китая против Америки
20:02  Т.Казанцева: Казна денег полна. Мажилис Казахстана одобрил поправки в госбюджет на текущий год
16:58  Все дороги в Центральную Азию идут через Ташкент. Почему Узбекистан занимает доминирующее положение в регионе?
13:38  Новым премьер-министром Украины стал Николай Азаров
13:04  Е.Авдеева: Выдадут ли Гуревича итальянскому правосудию? Кыргызстан становится убежищем для международных аферистов и преступников всех мастей

12:01  В.Волков: Итальянский мафиозо Гуревич в "западной" команде Максима Бакиева - одна из трех-четырех ключевых фигур
11:54  Еurasianet: Ферганская долина. Отношения ухудшаются, на узбекско-кыргызской границе растет напряженность
11:45  Н.Попова: По следам тутового шелкопряда. Нужны ли вымирающей России здоровые и сильные переселенцы
11:42  ЛЭП-500 "Новоангрен - Узбекистанская". В Узбекистане построена линия электропередачи в обход Таджикистана и Кыргызстана
11:41  Опубликован новый список "Форбс": семь представителей Казахстана в списке самых богатых людей мира
11:34  В.Джуматаева: Токализация под прикрытием религии несет разрушение традиционным ценностям ЦентрАзии
11:31  "Ведомости": В деле Fastweb появился "киргизский след"
11:25  "Э-К": Контрактное единоборство. Минэнерго Казахстана готовит пересмотр контрактов со всеми недропользователями
11:15  Ф.Намозов: Готовьте кошельки – впереди узбеко-кыргызская граница
10:50  Б.Мусаев: Рабы - не мы... (ответ "знатокам"-участникам форума centrasia.ru)
10:44  Р.Бобокалонов назначен министром мелиорации и водных ресурсов Таджикистана
10:19  "КП": В Россию пустят телеканалы стран СНГ. Единому информпространству быть
10:06  Скончался теоретик умеренного ислама шейх Мухаммад Тантауи
10:04  А.Дубнов: Вертикаль власти в поисках совершенства. Таджикский президент отказался от русского языка
09:55  Ю.Баранчик: Мир должен не дать США развязать Третью мировую войну в Иране
09:50  В.Манягин: Зороастризм сформировался в ЦентрАзии и стал религией предков славян - скифов (саков) и сарматов
09:49  Д.Потапенко: Я искренне люблю таджиков и узбеков. Я их завожу в Россию тоннами
09:47  С.Дониеров: Тот факт, что по международным нормам Вахш является трансграничной рекой, сдерживает Таджикистан от...
09:22  А.Белокурова: Под чужими небесами. Чему учит к/ф "Кандагар"?
09:10  А.Реутов: Президент Ирана посетил Афганистан с антиамериканским визитом. Хамид Карзай сделал вид, что это его не касается
09:07  Eni предлагает объединить "Южный поток" и Nabucco
09:00  Бек Орозалиев: Транзит вежливости. Американский генерал прилетел в Манас сказать Курманбеку Бакиеву большое спасибо за базу
08:51  А.Князев: И нашим, и вашим за пятак спляшем. "Многовекторная" политика способна привести Кыргызстан к "многовекторным" конфликтам
08:44  А.Ибраев: Лакомый кусок. Непрекращающийся "урановый скандал" вокруг Казахстана
08:42  Агентство статистики Таджикистана возглавила Бахтия Мухаммадиева
08:39  С.Мамедов: Баку повременит с Nabucco. Азербайджан увеличил поставки "Газпрому"
08:26  "НГ": Точка невозврата. Необходимо тщательно взвесить плюсы и минусы нового варианта СССР
08:21  С.Глазьев: Скачок через барьеры. Через три месяца треугольник - Россия, Белоруссия и Казахстан - станет единой таможенной территорией
08:15  К.Джанбурчин (замсекретаря Совбеза Казахстана): "Б.Шакеев приобрел для моего сына на собственные деньги недвижимость..."
03:41  Г.Марченко (глава Нацбанка Казахстана): "Аблязов вел себя как финансовый террорист... вывел порядка $10 млрд"
03:35  "Время": Правда и ложь о "нашествии" китайцев в нефтяную отрасль Казахстана
02:27  Ж.Байхожа: Блеск и нищета казахстанского спорта. Чемпионы живут в вагончиках
01:39  Сапа Мекебаев: Те, кто дальше от кормушки, выглядят честнее
00:56  Киргизские аксакалы требуют закрыть американскую базу в аэропорту "Манас" (заявление)
00:26  Associated Press: Прав ли Ахмадинежад. США ведет в Афганистане свою "игру"?
00:18  Шаг на пути реализации проекта "Набукко" - меморандум азербайджанской ГНКАР и немецкой RWE Dea
00:04  Д.Перцев: Стабильность ценой свободы. Россия и Центральная Азия под пристальным вниманием западного сообщества
Среда, 10.03.2010
20:31  Г.Портер: Военная оперция в афганской Марже - чистый пиар
19:58  Их нравы... Бывшего вице-премьера Киргизии Бабанова ударили в кафе бутылкой по голове
19:52  Власти Киргизии пытаются заблокировать ЦентрАзию и другие сайты
19:49  И.Рысмендиев: "Золотой мальчик" Киргизии - Макс Бакиев
13:22  "Амонатбанк" Таджикистана возглавила Гулнора Кенчаева
12:38  Г.Майтдинова: Геополитика ЦентрАзии. Формируется новая подсистема международных отношений
12:34  Р.Мирзабабаев: Наука в СНГ, или Путь в никуда постсоветской, кыргызской науки
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
В.Манягин: Зороастризм сформировался в ЦентрАзии и стал религией предков славян - скифов (саков) и сарматов
09:50 11.03.2010

Что говорил Заратустра?
Какое отношение славяне имеют к ариям? Ответ на этот вопрос читатель найдет в интереснейшей книге Вячеслава Манягина "История русского народа от потопа до Рюрика". Автор любезно предоставил НВ отрывок из своей новой книги.

Без сомнения, такая основополагающая черта зороастризма, как учение о борьбе добра и зла, являющейся сутью мирового процесса, изначально существовали у всех ариев и ранее - у хеттов. Однако значение самого Заратустры и его учения заключаются в том, что он четко сформулировал это учение и тем самым предотвратил духовную катастрофу арийцев.

Как уже говорилось выше, одной из основных причин поражения хеттов был религиозный синкретизм хеттского общества, которое (так же, как имперский Рим в последний период своего существования) допустило заимствование религиозных верований и обрядов у окружающих хеттов народов, в частности, у ассирийцев-семитов и хамитских племен Передней Азии. Если первоначальная хеттская религия проповедовала борьбу добра и зла, света и тьмы, в которой соучаствовал и человек, то религиозные верования других народов, хотя и делили "богов" на "добрых" и злых", но почитали и тех, и других, лавируя между добром и злом исходя из своих интересов. Но, как известно, "нельзя служить двум господам одновременно", и формально нейтральная позиция в этой мировой борьбе вела в лагерь зла. Отсюда оргиастические культы в религии и беспрецедентная жестокость на войне, разъедающие народ как проказа.

Урок не прошел для хеттов впустую. Когда они пришли в Ариану и расселились среди аборигенов - хамитских и семитских племен - возникла угроза повторения старой истории. Разобщенные, рассеянные племена арийцев вновь могли соблазниться чужими богами.

И тогда Заратустра стал проповедовать учение, возвещенное ему, по его словам, Ахура-Маздой - Мудрым Владыкой, Творцом Вселенной. Господь Заратустры - единый Бог, имеющий шесть сущностей, в которых Он проявляется. Они называются Амеша Спента - "Бессмертные Святые": Ваху Манах - "Благая Мысль" (персонифицированный затем в Митру), Арта Вахишта - "Лучшая Правда", Спента-Амарти - "Святое Благочестие", Хшатра Варйа - "Избранная Власть" (в будущем - Индра у индоарийцев), Харватат - "Целостность", Амеретат - "Бессмертие". У Ахура-Мазды есть Спанта-Манйу - "Святой Дух", которому противостоит его дух-близнец со знаком минус, Ахра-Манйу (Ахриман, Ариман) - "Злой дух".

Хотя и считается, что в зороастризме добро и зло равносильно, но мы видим, что Творец вселенной Ахура-Мазда стоит выше духов-близнецов, Спанта-Манйу и Ахра-Манйу. Эти духи еще до творения мiра сделали свой выбор между добром и злом. Вслед за ними Амеша Спента, вставшие на сторону добра, а дайвы (дэвы), выбрали зло. Вслед за духами такой же выбор предоставлено сделать и человеку.

Именно осознанный выбор между добром и злом возвышал роль человека в решении судеб мира и отличал религию арийцев от религиозных верований окружавших их народов.

Человек, вставший на сторону сил добра, способствует победе доброго начала, что является целью мирового процесса. Заратустра учил, что после дня Страшного суда и испытания огнем, те кто избрал добро, окажутся в царстве справедливости, созданном Ахура-Маздой в новом мире, возникновение которого ознаменует триумф сил добра над злом.

У человека для борьбы со злом есть три орудия: добрая мысль (манах), доброе слово (вачах) и доброе деяние (шйаотна). Особое значение придавалось умножению материального добра, созданного добрыми силами для человека - разведению скота, возделыванию полей и любой другой деятельности, ведущей к изобилию. Это вело к увеличению рода, а многочисленное потомство умножало воинство добра.

Особенностью зороастризма было отрицание аскетизма, так как "ни один из тех, кто не есть, не способен ни к усердному занятию земледелием, ни к усердному занятию произведением сыновей" ("Младшая Авеста").

Праведный образ жизни признавался главным долгом человека перед силами добра, и был основным условием достижения личного спасения в будущей загробной жизни. Жертвоприношениям и молитвам первоначально в зороастризме отводилась незначительная роль. Авеста учит, что возделывающий хлеб наносит ущерб злому началу и способствует победе добра в такой же мере, как и произносящий 10 000 молитв. Заратустра отверг массовые жертвоприношения скота - что позволяет проводить параллели со словами пророка Осии: "Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений" (Ос.6:6), которые повторил и Христос (Матф.9:13; Матф.12:7).

Сходное религиозное учение существовало и у индоариев. Страбон пишет, что брахманы долины Инда "полагают, что мир сотворен и обречен на гибель, так же как это утверждают и греки; мир они считают шарообразным, и Бог, который создал и управляет этим миром, проникает всю вселенную… При этом брахманы вплетают в свои рассказы, подобно Платону, мифы о бессмертии души, о суде в Аиде и другие в таком же роде… Они берут себе в жены как можно больше женщин, чтобы иметь много детей, так как от многих женщин можно иметь и больше достойных детей (воинство добра. - В.М.). Страбон передает слова индийского "софиста", описавшего рай и причины изгнания из него людей довольно близко к христианскому учению: "В древнее время все было полно ячменной и пшеничной муки, как теперь пыли. Одни источники текли водой, другие - молоком, а также медом, иные - вином, иные - елеем. От пресыщения и роскоши люди сделались высокомерными. Зевс (в понимании Страбона - В.М.), возненавидев такое положение, уничтожил все это и обрек человека на жизнь в труде. Когда вновь появились на свете умеренность и другие добродетели, снова вернулось изобилие благ. Теперь человеческие дела уже приближаются к пресыщению и высокомерию, и существует опасность истребления всего".

В целом не сложно заметить глубокое сходство между зороастризмом и христианством, может быть, за исключением разногласий по вопросу об аскезе. Да и здесь можно вспомнить, как фарисеи укоряли Христа за то, что Его ученики не постятся (Матф.9:14-17). Война между добром и злом, которая началась еще до сотворения мира (Спанта-Манйу и Ахра-Манйу в зороастризме, Архангел Михаил и Денница в христианстве), Страшный суд, обновление мироздания, Царство Божие - все это есть и в том, и в другом религиозном учении. Совпадает и то, что Вселенная обновится огнем, и тот, кто в нем не сгорит, получит награду в будущем мире: "… каждого дело обнаружится; ибо день (Страшного суда - В.М.) покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду" (1 Кор. 3:13-14).

Примечательно, что слово "парадиз", до сих пор обозначающее во многих языках "рай" восходит к арийскому "пара-дайза" - буквально, "огороженный сад", то же самое, что и библейский Эдем. Такие пара-дайзы знатные арийцы и персидские вельможи строили в своих имениях. Собственно, отсюда берут начало версальские сады, английские газоны и парки Петергофа.

Не исключено также, что три "волхва", "царя" или "мага", пришедшие с Востока и принесшие дары новорожденному Христу, были зороастрийским священнослужителями.

Кстати, Сын Божий, помогающий Отцу-Творцу спасти мир, был еще в религиозном учении хеттов (см. выше). У ариев обновлению мира огнем и воскрешению праведников в Царстве Божием предшествует появление трех пророков-Спасителей, "сыновей Заратустры". Как мы знаем, у христиан вторым лицом Святой Троицы является Бог-Сын. И это притом, что в ветхозаветном иудаизме такая фигура, как Сын Божий отсутствует.

С точки зрения исторической науки в этих параллелях прослеживается зороастрийское влияние на христианство, которое шло как через иудаизм (в результате вавилонского пленения, после которого и была записана Библия), так и непосредственно через ранних христиан. Однако с религиозной точки зрения такие "совпадения" можно считать результатом сохранившихся от "парадизных" времен у хеттов и арийцев преданий о непосредственном богообщении первых людей в раю и после потопа.

Одновременно можно вспомнить, что у хеттов священный огонь, доставляемый в роге двуглавым орлом-фениксом с неба, также служил символом обновления Вселенной и человека. Видимо, не случайно у зороастрийцев основным в ритуале остался культ огня, как символ мировой справедливости ("Правды"-Арты), ассоциировавшейся с судом Ахура-Мазды в конце существования этого мира.

Еще несколько фактов позволяют провести параллели между хеттами и ариями.

На хеттских цилиндрических печатях, которые являют собой ""весьма исключительное явление, и изображения на них не восходят к вавилонскому репертуару" (О. Герни), изображалась монограмма царя под крылатым солнечным диском", который, судя по находке подобного диска с двумя птичьими головами (о чем было сказано выше), был также стилизованным изображением двуглавого орла. Но такое же изображение крылатого диска мы часто встречаем в Персии, как например, на барельефе из Персеполиса. Причем имеющиеся у диска птичьи хвост и лапы не оставляют никакого сомнения, что и здесь солнечный диск с крыльями изображает одновременно и орла.

Изображение двуглавого орла, на котором поднимаются в небо хеттские "божества" сохранились до сих пор (см. выше). Но подобные изображения характерны и для Ирана. На изготовленной в Иране в VI в. по Р.Х. (т.е., полторы тысячи лет спустя после гибели Хеттской империи) серебряной чаше неизвестный персидский мастер изобразил священную птицу, возносящую в небо Ардвисуру Анахиту.

Не менее достоин внимания найденный в Рима барельеф с изображением Митры - персонифицированной в личное божество Благой Мысли Ахура-Мазды. Здесь рождающийся Митра держит в руке факел со священным огнем (параллель с хеттским огненным рогом) и одет во фригийский колпак, родиной которого считается Малая Азия. Этот факт свидетельствует не только о взаимосвязанности хеттских и арийских религиозных символов (как два предыдущих), но и об их хеттском происхождении, ибо едва ли персы-арии одели бы на голову своего самого почитаемого божества шапку - символ одного из покоренных ими народов.

В этой связи интересно отметить созвучие имени Ахура-Мазды с названием столицы мосхов, упомянутой Иосифом Флавием - Мадзака (Мазака в современном написании), находившейся в Малой Азии, а также имени знаменитого министра-социалиста Персидской империи визира Маздака, попытавшегося за полторы тысячи лет до большевиков поделить всю собственность громадной страны.

Таким образом можно утверждать, что, во-первых, зороастризм является естественным развитием первоначальных хеттских религиозных воззрений (прежде всего, учения о борьбе добра и зла и свободном выборе человеком своей жизненной позиции) и использует хеттские религиозные символы.

Во-вторых, зороастризм сформировался в Центральной Азии, на территории Восточной Арианы, среди восточно-арийских племен, ставших основой как для индо-арийцев, так и для предков славяно-русов: скифов (саков) и сарматов. В силу этого последние никак не могут быть "Тураном" и имеют гораздо больше прав называться арийцами, чем персы и мидяне, смешавшиеся с другими народами Передней Азии и исказившие им в угоду учение Заратустры.

Вячеслав
МАНЯГИН
№ 150 от 15-21 февраля

Источник - "Наше Время", газета, Украина
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1268290200
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Председатель партии "Nur Otan" принял Бауыржана Байбек
- Сенаторы приняли Закон, усиливающий защиту национальных интересов Казахстана на международном уровне
- Государственный секретарь провел первое заседание Государственной комиссии по подготовке и проведению 175-летнего юбилея Жамбыла Жабаева
- Кадровые перестановки
- Собственность на землю без концепции развития сельского хозяйства бессмысленна - Ашимбаев
- Ольга Перепечина: Сохраняется высокая зависимость местных бюджетов от республиканского
- В Мажилисе презентован проект нового Закона "О растительном мире"
- Несколько замечаний по поводу информационной политики акиматов (и не только)
- О введении предельных цен на социально значимые продтовары
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх