КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 13.03.2010
09:53  Р.Абдыкеримова: Школьное образование в Кыргызстане - вне зоны доступа
09:06  Андрей Колесников: Ничего вечного - только бизнес. Владимир Путин не сказал Индии ничего нового о Махатме Ганди, зато увез в Россию много контрактов
08:55  Рокировка по требованию. Реорганизация правительтва Казахстана
08:51  Птичье аутодафе. В Северном Казахстане сожгли заживо 70 щеглов-нелегалов, конфискованных у гражданина Узбекистана
08:47  Потоп унес 30 жизней. Селевым потоком смыло поселок Кызыл Агаш в Алматинской области
08:45  С.Тарасов: Когда Баку начнет "отвязываться" от Анкары?
08:31  Трах за контракт. Итальянские чиновники получали от бизнесменов бесплатных проституток в награду

08:12  В.Путин закрепил дружбу с Индией контрактами на $10 млрд
07:41  Financial Times: Россия старается сохранить статус крупнейшего поставщика оружия в Индию
06:04  Райские застенки. "Женщины без мужчин" Ширин Нешат
00:56  "Литер": Отцы и эти. Алматинцы сами привозят своих престарелых родителей к дверям городской "ночлежки"
00:19  Прикаспийские страны договорились по основным принципам сотрудничества в сфере безопасности на Каспии. К итогам 23-го саммита
00:18  Г-н Бакиев, займитесь решением социально-экономических вопросов, а не блокированием информации (заявление движения "Ата Журт")
00:16  Бишкек. Встреча с дочерью легендарного генерала Панфилова - писательницей и художником Майей Панфиловой (анонс)
00:11  Российское управление "К" откопало интернет-пирамиду. От нее пострадали граждане России, Украины и Казахстана
00:09  "Economist": Сдерживая Иран. Обама оказался в ловушке между разгневанным Конгрессом и упрямым Китаем
00:06  "Scotsman": Трудная борьба Пакистана с талибами
Пятница, 12.03.2010
20:34  Топили их, топили... Бывший советник Буша К.Роув гордится, что американцы пытали подозреваемых в терроризме
19:18  Казахстанский нацгосинформ холдинг "Арна Медиа" будет расформирован
18:54  В Баку заблокировали веб-сайты, которые сообщили о девяти дубайских особняках детишек Ильхама Алиева
18:35  Бывший глава "Казатомпрома" Мухтар Джакишев получил 14 лет тюрьмы
18:29  Г.Майтдинова: Геополитика ЦентрАзии. Формируется новая подсистема международных отношений (окончание)
17:57  Алматинская область. В селе Кызылагаш от прорыва плотины пострадали тысячи людей
16:14  В восточном Казахстане нашли разбившимся пропавший вертолет - все 8 находившихся на борту погибли
14:57  Россия поставит Индии истребители МиГ-29К на $1,5 млрд. Есть контракт
13:29  М.Иденов: "С 1 января ТШО прекратил поставки нефти по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан по причине того, что..."
12:26  С.Малеев: Таможня "добро" не дает. Кыргызстан – как "черная дыра" Таможенного союза
12:16  А.Мамадазимов: Большие надежды при меньшей вере. Метаморфозы таджикских выборов
12:13  М. Кабири (лидер Исламской партии Таджикистана): "Мы протестуем. Нас предали!"
12:08  Н.Назарбаев: "Интернет сайты… слишком формальные, данные устарели, некоторые завели блоги, но говорить об эффективности их не приходится"
12:05  К.Конырова: До самого Черного моря… Казахстану предлагают диверсифицировать маршруты поставки зерна на внешние рынки
11:59  А.Миловзоров: США не справляются с Ираном. Вашингтон продолжает усиливать давление
11:50  М.Блант: СНГ меняет ориентацию. Если раньше Россия, то сейчас...
11:09  Парламент Швеции признал геноцид армян в 1915 году. Турция отзывает посла из Стокгольма
11:04  Пола Слие: В Афганистане никто не торопится
10:58  American Conservative: Если мы выведем свои войска из Ирака и Афгана, там могут произойти ужасные вещи.Но они все равно произойдут - даже если мы останемся
10:51  "Если кто-нибудь начнет что-то делать к 70-летию, я его сниму с работы". Н.Назарбаев запретил праздновать его юбилей
10:47  С.Рахимбаев: Казахстанская таможня победила китайский лже-транзит?
10:45  "КП": Мистические тайны Мальты. Найдена цивилизация древнее шумерской
09:59  В Казахстане четыре новых министра - нефтегаза, индустрии, связи и экономразвития
09:46  В.Виноградов: "Новое" решение старых проблем – изоляция? В Кыргызстане власть демонстрирует полную растерянность
09:41  С.Файзуллоев: Рогунское надувательство. Почем акции для народа?
09:34  Ибрагим Калин: Провалившийся военный переворот в Турции
09:29  Несколько плотин прорвало в Алма-Атинской области. Идет эвакуация населения
09:21  "АП": Тысячу долларов за Хазанова. Выгодный бизнес таджикского НОК
09:17  Т.Какчекеев: Киргизия потеряла 800000 человек
09:06  La Stampa: Гуревич занимался контрабандой бриллиантов... у него могут быть высокие покровители
09:02  П.Гончаров: Афганский опий с российской ориентацией
08:52  Р.Искандеров: Пещь огненная. Нужен ли Алматы большой и светлый... крематорий
08:45  Китай хочет соединить Туркмению и Германию скоростной железной дорогой
08:42  В Восточном Казахстане пропал вертолет МИ-817 на борту, которого находились акимы сельских округов и больной
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Райские застенки. "Женщины без мужчин" Ширин Нешат
06:04 13.03.2010

Женщина у Ширин Нешат всегда одинока - особенно в дни мятежей и волнений

Премьера кино

Выход на экраны фильма Ширин Нешат "Женщины без мужчин" - событие, к которому стоит присмотреться по нескольким причинам. Их перечисляет АНДРЕЙ ПЛАХОВ.

Для сравнения: оскаровский триумфатор "Повелитель бури" был показан в конкурсе Венецианского фестиваля в 2008 году и остался без наград. Зато в 2009-м одну из самых почетных наград фестиваля получила живущая в США Ширин Нешат, известная художница фотовидеоарта, которую называют "иранской Жанной д`Арк" за истовую борьбу с фанатизмом и фундаментализмом. Покинув Иран совсем юной во время революции 1979 года, она посетила родину только в 1990-м, и эта встреча стала потрясением, разбудившим ее творческий дар. Всплеск интереса к культуре исламского мира вызвала провокационная серия фотографий Нешат "Женщины Аллаха": на них была изображена сама художница, одетая в чадру, а лицо, руки и ступни были украшены текстами Корана на фарси. В этих работах, которые фундаменталисты признали богохульными, было много милитаристской символики, стилизации под Хичкока и военную хронику, садомазохистских мотивов, но в то же время отдавалась дань традициям восточной поэзии.

"Женщины без мужчин" - дебют Ширин Нешат в большом кинематографе (сорежиссером картины считается Шоджа Азари, ее партнер в личной жизни, но всем понятно, кто реальный автор и идейный вдохновитель этого проекта). Картина снята по роману писательницы Шахрнуш Парсипур, прошедшей через тюрьму и репрессии и ныне тоже живущей в Америке. Действие разыгрывается на фоне военного путча 1953 года, организованного ЦРУ и англичанами с тем, чтобы свергнуть премьер-министра Мохаммада Моссадыка и вернуть власть в стране в руки шаха, а доступ к нефти - западным консорциумам. Именно эти события поставили крест на идее демократии в Иране, укрепили экстремистские течения и отвернули от США взоры не только иранских исламистов, но и демократов.

В фильме прослеживаются судьбы четырех героинь. Фахри, "иранская Ава Гарднер", жена высокопоставленного функционера, борется со своими чувствами к старому поклоннику, который только что вернулся из Америки, и с ужасом наблюдает, как в Иране наступает эра диктатуры. Мунис разрывает узы ненавистного супружества и становится политической активисткой. Ее подруга Фаезех мечтает только о том, чтобы выйти замуж за деспотичного брата Мунис. Проститутка Зарин больше не может видеть лица мужчин и стремится к смерти. Когда политический кризис выплескивается на улицы Тегерана и революционеры пытаются противостоять грубой силе, все эти женщины встречаются в таинственном саду на окраине города, который принадлежит Фахри. На роли своих героинь Ширин Нешат выбрала исполнительниц, живущих в Европе, ибо ни одна из гражданок Ирана не согласилась бы играть в столь радикальном фильме, в частности, проститутку, которая обнажается перед камерой, изобразила анорексичного типа венгерка Орси Тот.

"Средневековый" Иран, выкрашенные белой известью дома - первый визуальный образ картины, который задается с первых же ее кадров. Мунис стоит на крыше дома, и ветер развевает ее черную чадру. Это очень поэтическая сцена, где чадра могла бы быть истолкована как символ женской красоты, альтернативной западным стереотипам, однако в контексте фильма она становится подобием униформы. То же самое касается финала картины: изображенный в нем Сад - это прекрасный оазис, символический рай, воспетый Хафизом и Хайямом, но это и новая тюрьма, в которую добровольно заточают себя женщины.

Не все приняли экспрессионистскую эстетику Ширин Нешат, а решение венецианского жюри наградить ее призом за режиссуру вызвало сдержанную волну критики. С точки зрения профессиональных канонов автор фильма позволяет себе слишком много эклектики, смешивая сюрреализм, мистику и элементы исторической реконструкции, не доводя ни один из этих методов до той кондиции, которая присуща ее шедеврам видеоарта. Хотя сама она называет стиль фильма "магическим реализмом", иногда он больше напоминает развернутую инсталляцию, чем кино. Но тревожная красота кадров и темперамент этой феминистской поэмы искупают все изъяны.

Картина Ширин Нешат обладала бы главным образом эстетским воздействием, если бы не сегодняшняя ситуация в Иране. Долгие годы мир восхищался иранским кино и даже называл его наследником советского: никакого секса и насилия, декаданса и распада. Иранские кинематографисты, включая бывшего активиста иранской революции Мохсена Махмалбафа, после пролитой в стране крови добровольно отказались показывать насилие на экране. И возник образ доброй, честной страны, где люди не покладая рук трудятся, дети стремятся к знаниям и все население обожает кинематограф (фильм Махмалбафа "Салям, синема"). Только в свете нового политического кризиса этот образ был разрушен в глазах Запада.

В той же Венеции шел фильм дочери Махмалбафа Ханы "Зеленые дни" - о протестах, всколыхнувших страну после недавних выборов. Семья Махмалбафа уже в который раз становится жертвой покушений фундаменталистов. А совсем недавно в тюрьму брошен Джафар Панахи, лауреат каннской "Золотой камеры", венецианского "Золотого льва", "Золотого леопарда" в Локарно и берлинского "Серебряного медведя". Одна из главных тем его фильмов - положение женщин в Иране, по-прежнему (как, впрочем, и свободомыслящие мужчины) запертых в райских застенках.

№ 42 (4342) от 12.03.2010

Источник - Газета "Коммерсантъ"
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1268449440
Новости Казахстана
- Мажилис одобрил в I чтении новые подходы к размещению визуальной информации
- Казахстан и Германия намерены совместно развивать "зеленую экономику"
- Е. Тугжанов провел заседание Межведомственной комиссии по нераспространению COVID-19
- Маске – да, онлайн-обучению – нет
- Кадровые перестановки
- "Советское прошлое как сплошное бедствие"
- "Ак жол" требует провести полную ревизию выданного акиматами социального жилья
- Доверять или не доверять, вот в чем вопрос!
- Казахстан увеличит количество рейсов в Турцию, Узбекистан, Кыргызстан и Украину
- Школа и больница развалились через четыре года после ввода в эксплуатацию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх