КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 21.03.2010
16:53  "Таджикское правительство не вняло вполне законному требованию Узбекистана" (обращение Таджикского культурного центра Наманганской области Узбекистана)
13:44  А.Джахонгиров: С кого спрашивать будем? (список депутатов Парламента Таджикистана, избранных от округов)
08:49  Владимир Кличко защитил свои чемпионские титулы, отправив американца Чэмберса в нокаут в 12 раунде
03:34  Т.Ансари: "Иранский сюрприз" от В.Путина. Хиллари Клинтон не удалось уговорить Москву отложить пуск АЭС в Бушере
02:32  Т.Атаев: Корни и традиции Новруз-байрамы
01:31  Академик Р.Абдуллаев: Узбекистан - вызовы, угрозы, проблемы и решения. Часть 2-я
01:26  Правительство КР опровергает слухи о передаче Китаю кыргызстанских пастбищ Аксай и Арпа
00:18  А.Салиев: Зачем Киргизии новая "Концепция национальной безопасности"?
Суббота, 20.03.2010
16:18  Академик Р.Абдуллаев: Узбекистан - вызовы, угрозы, проблемы и решения. Часть I-я
15:07  А.Шустов: ЦентрАзия - синдром весеннего обострения. Военно-политическая ситуация в регионе может серьезно осложниться
14:38  В.Невзлин: Реальность и фальсификация водных проблем в ЦентрАзии (ответ М.Аминджанову).
14:25  Афганские власти выставят России счет за советскую оккупацию
14:11  Башкирский паралимпиец Ирек Зарипов выиграл 4 "золота" Ванкувера в двух видах спорта - лыжах и биатлоне
13:33  В Афганистане опубликован Закон о национальном примирении
13:29  А.Крылов: "Hабукко" - маниловщина по-американски. Почему вместо Европы азербайджанский газ пошел в Россию и Иран
13:05  Т.Расул-заде: Таджикские поселки на границе с Узбекистаном. Ни воды, ни света, ни местной власти
13:03  На экраны выходит казахстано-российская кинокомедия "Ирония любви". Главные роли - Асель Сагатова и Алексей Чадов
12:56  "Знак ГТО на груди у него...". Президент К.Бакиев стал первым кавалером "почетного знака Ошской области "Датка""
12:55  Барак Обама выступил с "новогодним" обращением к народу Ирана
12:00  Д.Мавлоний: Вчерашние критики великого казахского поэта Магжана Жумабаева сегодня позиционируют себя его сторонниками
11:07  Консенсус найден. Прекращена 19-дневная забастовка нефтяников казахстанского Жанаозена
10:59  В Оше Президенту К.Бакиеву подарили "коврик с изображением Чингиза Айтматова"
10:40  В Азербайджане издана книга депутата Г.Пашаевой и А.Ашырлы "Жертвы геноцида, совершенного армянами - Баганис Айрым"
10:35  ЦРУ отомстило. Убит организатор теракта на базе организации в Хосте - Хусейн аль-Йемени
10:33  "Къ": Липовые кредиты для казбанкира Аблязова. Стало известно, за что арестованы руководители "Евразия лизинг"
09:43  С.Гаврилов: Выборы в Таджикистане - понты и видимость демократии в тени Рогунской ГЭС
00:56  Р.Отунбаева: "Сейчас Азияуниверсалбанк - это прачечная международных криминальных денег, где по велению К.Бакиева..." (речь)
00:48  Г.Бердымухамедов: "В Каракумах исчезают... заболоченные места"
00:45  "Литер": Круговорот воды. В Уральске нависла угроза серьезного подтопления
00:17  CBS: Все больше членов "Аль-Каиды" появляются в самих США
00:16  "China Daily": Арабы уже разочаровываются в Обаме
00:01  Н.Кеворкова: Здесь больше нет воды, электричества, здравоохранения, образования, безопасности. Репортаж из "демократического" Ирака
00:00  Навруз - древний национальный праздник таджиков
Пятница, 19.03.2010
17:31  Новым шейхом Аль-Азхара стал Мухаммед Ахмед ат-Тайип
17:27  Я.Гурбанов: Акт доброй воли Туркменистана или новая стратегия пополнения "карманов" таджикских чиновников
16:24  А.Князев: Управляемый хаос как форма постсоветского существования - киргизский вариант
15:00  Международный день Навруз (текст резолюции ООН)
13:36  Г.Жолдубекова: Рокировка на переправе... казахстанского правительства. Одни уже не отвечают, а другие еще не могут отвечать за...
12:51  Беглый банкир Аблязов предстанет перед казахстанским судом
12:42  La Repubblica: Иранская ядерная проблема, холод между США и Россией
12:39  О.Лысенко: Мелочь пузатая. Ежегодно в Казахстане беременеют около 10 тысяч несовершеннолетних девочек
12:11  Будущий китайский вождь Си Цзиньпин едет в Москву учить "Единую Россию" управлению страной
11:35  В.Крестьянинов: Казахстан – между медведем и драконом. Будет ли хлеб в Алма-Ате стоить 10 юаней, а в Астане 100 рублей?
11:04  З.Курманов (спикер Парламента Киргизии): "За идею создания "народного правительства" пролито немало крови"
10:57  Горные орлы Баткена. В Кыргызстане сформирована первая воинская часть целиком из профессионалов-контрактников
10:55  С.Чериков: Недолго страна Курсом курсовала. Кто определяет идеологию и информационную политику в Кыргызстане
10:23  А.Шакур: "Иранская карта" для Анкары. США требуют от Турции солидарной политики в отношении Ирана
10:08  Идет большая волна. Власти Восточного Казахстана эвакуировали более 5 тыс. человек
10:05  Е.Примаков: "Какие объединения? У нас уже существует СНГ"
09:55  Trend: У кыргызской оппозиции появились шансы на успех
09:50  Лондон-Пекин. Китайцы решили построить самую длинную скоростную дорогу в мире
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Т.Атаев: Корни и традиции Новруз-байрамы
02:32 21.03.2010

Корни и традиции Новруз-байрамы

Фрагменты истории

В далеком прошлом берет свое начало сегодняшний Новруз-байрамы. Празднество настолько популярное, что ему уделили место все энциклопедии. Как говорится в Википедии, "Новруз знаменует собой первый день весны и... отмечается в день астрономического весеннего равноденствия, которое обычно происходит 21 марта". По иранскому же календарю это Новый год, а "Ноуруз - его первый (новый) день, соответствующий дню Ормазд месяца Фарвардиня". Традиционно появление Новруза связывается с именем легендарного шаха "в иранской мифологии и эпосе" (Википедия) Джамшида. Того самого, кем, согласно священной книге зороастризма "Авесте", в Хорезме был зажжен первый по святости огонь этой религии. В знаменитой поэме "Шахнаме" (976–1011) Абулькасыма Фирдоуси есть такие строки: "Могучий государь на троне восседал. К престолу царскому стекалися все люди... Алмазами они Джемшида осыпали / И день тот "Новым днем" все стали называть; / И отдых в Новый год, в день первый Фервердина, / Был телу от работ, а сердцу от вражды. Вельможи в этот день веселый пир давали...".

Известный британский иранист Мэри Бойс проводит прямую параллель между Новрузом и зороастризмом (государственная религия трех великих иранских империй с VI в. до н. э. по VII в. н. э.). Согласно исследователю, блестящему знатоку зороастризма и манихейства, основатель религии Спитама Заратуштра (Зороастр) "возложил на своих последователей" "непременную обязанность" - "ежегодное празднование семи больших праздников, посвященных Ахура-Мазде" (европейское наименование высшего божества древних иранцев), одно из которых "предназначалось" огню. Со слов М. Бойс, данный праздник, который "по-персидски называется Ноуруз" (букв. "Новый день"), приурочивался "к весеннему равноденствию. Из чего она делает вывод, что Зороастр использовал, "по-видимому, древнее празднование наступления весны, которое посвятил Аша-Вахишта ("Лучшей праведности") и огню". Добавляя, что "празднество напоминает о Последнем дне мира [становящимся] одновременно Новым днем вечной жизни... и отмечает ежегодное поражение Злого Духа". В приложении к "Авесте" - "Бундахишн" ("Сотворение основы", IX в.), самом значительном произведении литературы на пехлеви (государственный язык сасанидского Ирана), говорится: "Когда наступает (день Ормазд) месяца Фравардин, (он уменьшает силу, которую имеет зима), и лето приходит из своего (жилища) и обретает силу и власть... и созревают плоды деревьев" (понятие Ормазд соответствует Ахура-Мазда).

Ну чем не аналогия с верованиями древних египтян, справлявших Новый год 19 июля, в день восхода священной звезды Сириус, и с приходившим на смену засухе разливом Нила, когда начинался отсчет нового цикла жизни! А накануне (ночь бога Ра) проходило торжественное шествие во главе с четой фараона. В праздничный день никто не работал, все ходили друг к другу в гости и поминали предков. Вместе с тем, согласно древнеегипетским мифам, первоначально Осирис являлся богом плодородия, "став" богом Солнца позднее. Бог плодородия ежегодно возрождался в день равноденствия, в пору весеннего расцвета природы. У кельтов, кстати, покидавшая землю во время холодов богиня плодородия Фрея возвращалась весной, чтобы дать жизнь природе. "Свой" ежевесенний праздник посвящался и индуистской богине Сарасвати, изображавшейся держащей цветок лотоса и священные Веды.

В то же время, кроме иранцев, 21 марта является Новым годом для бахаистов, зародившихся в середине XIX в., у которых со 2 по 20 марта (последний месяц их календаря) принято соблюдать пост, завершающийся как раз новогодним праздником Новруз.

Но в целом в качестве новогоднего месяца март был представлен еще в Вавилоне, где Новый год отмечался 21 дня нисану (март–апрель). В эти дни проводились определенные ритуалы и развлечения. В Древнем Риме жители праздновали смену года до утра также в марте, вплоть до появления юлианского календаря, когда "новогодняя" дата поменяла расписание на ночь с 31 декабря на 1 января. До конца XV в. 1 марта Новый год отмечался и на Руси. Все с тем же обоснованием начала возрождения природы. Но во всех последних случаях - не в качестве "Новруза".

История и современность

Что касается современных новрузовских традиций (мероприятий), то в них однозначно просматривается ощутимая "связь времен" с древностью. Например, приготовление сэмэни (проращенных семян пшеницы), предстающей в виде молодой травки - символа обновления постзимней природы, рождения новой жизни. В этом же ряду - крашеные вареные яйца. Общеизвестно, что яйцо - также символ происхождения жизни. С природным обновлением связаны и традиции особого отношения к предшествующим Наврузу дней перед средой (четыре цикла): пробуждение воды (начало движения "стоячих" вод) (вспомним древних египтян, в Новый год наполнявших сосуды водой из Нила, считавшейся в это время года чудодейственной); огня (тепла?); земли (обновление почвы); растений (цветение почек на деревьях), что свидетельствует о начале с наступлением весны новой жизни.

Естественно, сопровождаются праздничные дни весельем. Вот как описывал столкнувшийся с Новруз-байрамы в Шамахы (Шемаха) нидерландский путешественник XVII в. Ян Стрейс: "Науруз (Naurus) они праздновали выстрелами из двух пушек и многих мушкетов. Всю ночь звучали 15 литавров, тромбонов, труб и других резких инструментов. Раздавались выстрелы из орудий. Хан поставил открытый стол для всей придворной челяди. То же самое сделали и горожане; желали друг другу счастья и благословения, как и у нас принято в день нового года. Это продолжается у них несколько дней, они приветливо приглашают в гости друзей и знакомых, едят и пьют самое лучшее".

Без использования ружей и мушкетов, но и сегодня в дни Новруза проводятся увеселительные мероприятия, а в домах пекутся всевозможные сладости с превалированием пахлавы и шекер-буры. При этом все дни сопровождаются "образом" огня (в том числе в нахождении на праздничном столе свечей). Что также не случайно. Ведь в зороастризме настолько просматривается культ огня, что последователей зороастризма часто называют огнепоклонниками. Однако, согласно ряду источников, они сами не принимают такой характеристики, так как "огонь - символ света и чистоты бога" (по М. Бойс, он является "жизненной силой, пронизывающей все творения", и "символом праведности"). Но в любом случае в зороастрийских храмах (перс. "аташкадэ", азерб. "атешгях", букв. "дом огня") огонь горит неугасимо. (В скобках можно заметить, что в 30 км от центра Баку находится "храм огня" Атешгях. Предполагается, что "святилище относится к началу нашей эры. После принятия жителями страны ислама храм был разрушен, а исповедовавшие зороастризм оказались в Индии. С развитием же Шелкового пути индийские купцы приступили к сооружению построек на этом месте. К началу XIX в. храм получил нынешний вид.)

Но Новруз в качестве официального праздника в ряде стран постсоветского пространства стал отмечаться после обретения ими независимости. В советское время он был запрещен. Причем "в кулуарах" "уверенно" бытовало мнение не просто о религиозных корнях праздника, а об "исламской традиции". Безусловно, вряд ли в центре не знали истории происхождения Новруза. Следовательно, причину его запрета целесообразно искать в боязни коммунистического руководства СССР некоего единения отдельных народов на пару дней не на "советской" основе. Как пишет прекрасный азербайджанский и российский писатель Чингиз Гусейнов, празднование Новруза "считалось данью проклятому прошлому, и бытовала концепция, согласно которой социализм должен был окончательно победить после того, как будет покончено с… феодально-капиталистическими пережитками: первая - религия". Как бы то ни было, именно Азербайджан вошел в историю в качестве республики, позволившей бакинцам во второй половине 1960-х единожды прочувствовать "вкус Новруза". Связано это с именем талантливейшего секретаря ЦК КП Азербайджана того периода (великолепного писателя и драматурга) Шихали Курбанова, к слову, пытавшегося продвигать по служебной деятельности национальные кадры.

Ну а сегодня никто не сталкивается ни с какими "антиноврузовскими" запретами. Лишь бы у желающих была возможность испечь пахлаву и шекер-буру.

Теймур АТАЕВ, политолог, Азербайджан

Газета "Аль-Хаят" №9

Источник - nizgar.ru
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1269127920
Новости Казахстана
- Указ Президента Республики Казахстан от 18 сентября 2018 года №745
- Очередное заседание Сената состоится 27 сентября
- Кадровые перестановки
- "О развитии туристской отрасли Республики Казахстан" (правительственный час в Мажилисе)
- В Казахстане продолжается ежегодная кампания прикрепления к поликлиникам
- Трансмашхолдинг приобрел более 99% казахстанской вагоносброчной компании "Тулпар-Тальго"
- Председательство в СВМДА перешло к Таджикистану
- Додона временно отстранили от должности президента Молдавии
- Сбились с курса
- Мангистауский областной суд рассмотрел уголовное дело
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх