А.Икромов: "Паниранизм" был создан пантюркистами, чтобы с помощью этого оружия уничтожить таджиков? (полемика с З.Мирзоеном) 09:11 22.03.2010
Клеветническая история Есть такое слово – "образованный" человек. Это слово характеризует человека, помогающего своими знаниями другим людям, сеющего в сердцах других людей семена добра и взаимопонимания. Автор статьи размещенной в таджикской газете "Фараж" под названием "Странников пустыни нужно приветствовать" Зафар Мирзоен наверняка, причисляет себя к категории образованных. Только вот не всегда наше мнение совпадает с мнением общественности.
Читая статью З.Мирзоена, становишься свидетелем злобы, породившей еще большую ложь и клевету. Статья начинается с оскорблений и клеветы в отношении тюрков: "им (т.е. тюркам) все равно, чья судьба будет сломана - самаркандцев, бухарцев, русских или американцев" - пишет автор. Прочитав статью, невольно напрашивается вывод, что ее автор З.Мирзоен не имеет ни малейшего понятия об истории Средней Азии и происходивших здесь этнических процессах. Он не знает истории края за последние 100-150 лет, не говоря уже о более древнем периоде. Он пишет о том, что процесс тюркизации таджиков Средней Азии начался как минимум полтора века назад. Если это было бы так, то, значит, тюркизация таджиков была начата не узбеками, а русскими представителями Ошского наместника. Потому, как в то время Средняя Азия находилась под протекторатом Ошского наместника Российской Империи.
"В основе понятия Пантюркизм лежит создание Туранского ханства, простирающегося от Балтийских государств до Тихого океана" - пишет автор. Трудно представить себе адекватность мышления человека, отважившегося на такую глупость. Ни один тюркский властитель никогда не пытался объединить такую огромную территорию. Говорить о том, что такие попытки имели место в истории, просто смешно.
З.Мирзоен обвиняет узбеков в том, что они заняли большую часть, а таджикам отдали лишь малую часть Средней Азии. Если бы он хоть немного имел представление об истории 20-х годов XX века, он бы не стал так клеветать. Большевики, после захвата и уничтожения трех ханств Средней Азии, по-своему усмотрению создали пять республик. Большевики поступили таким образом, чтобы рассорить между собой дружественные народы Средней Азии.
З.Мирзоен, пытаясь выставить в невыгодном свете узбеков, не преминул задеть и самих таджиков. Говоря о таджиках, он, в частности, пишет: "Для них не имеет значения принадлежность к какой-либо нации или народности, поскольку они давным-давно потеряли свою сущность и этническую самобытность". Эти слова относятся к проживающим в Узбекистане таджикам. Но они никогда не теряли свой язык и традиции. Что еще раз говорит о незнании автором реального положения вещей в крае.
О том, что З.Мирзоен абсолютно не в курсе этнических процессов в Средней Азии, свидетельствует его слова: "Узбеки с легкостью тюркизировали множество таджиков на территории Таджикистана и Узбекистана. 8 процентов населения Таджикистана состоящее из карлуков, лакайцев, катаганцев и юзов, на самом деле не принадлежат к узбекской нации, а по своим этническим признакам и языковым особенностям считаются относящимися к киргизскому и казахскому народам".
Если бы он имел хоть какое-то образование в этой области, то знал бы, что узбекская нация происходит из проживавших на территории Средней Азии утроков и, что среди киргизских или среди казахских народов не имеются аналогичных карлукам, лакайцам, катаганцам, корней.
З.Мирзоен, абсолютно не имея понятия об истории, дает волю своей фантазии и, получая удовольствие от своего "труда", пытается заверить в нем других.
Он жалуется на то, что тюрки передают знания о предыдущих поколениях своим потомкам, на то, что они с осторожностью выбирают имена своим детям, на то, что местам своего проживания они дают тюркские названия. Для сведения автора, хотим сказать, что у народов Средней Азии издревле существует понятие "знай свой род до седьмого колена". Этой традиции в равной степени следуют и узбеки и таджики.
Узбеки, давая имена своим детям, не думают о том, какое это имя - тюркское, персидское или арабское, они дают такое имя, какое им нравится. Что касается названия населенных пунктов, то это не зависит от одного или двух человек. Являясь частью исторического процесса, названия населенных пунктов присваиваются в плотной связи с историей и языком проживающих здесь народов.
Он пишет, что термин "паниранизм" был создан пантюркистами, чтобы с помощью этого оружия уничтожить таджиков, сохранивших свое национальное самосознание. Он пишет о том, что пантюркисты пытались уничтожить писателя С.Айни. Здесь хотелось бы отметить, что именно видные узбекские писатели, при первых признаках репрессий против Садриддина Айни со стороны сталинского режима, выступили в его защиту на народном собрании в Кремле, тем самым уберегли своего коллегу от преследования.
Автор пишет о том, что такие поэты, как Ж.Икромий, Пайрав Сулаймоний, Туракул Зехний были брошены в тюрьмы и, что такие люди, как Шириншох Шотемир, Нусратулло Махсум, Чинор Имомов были казнены пантюркистами. Клевета тоже должна иметь пределы, господин Мирзоен. Если бы этот ваш вымысел был бы правдой, то, кто тогда уничтожил сынов узбекского народа Чулпана, Фитрата, Абдулла Кадырий, Усмон Насира? Может, следуя вашему примеру, нужно обвинить в этом паниранцев? Но ведь это абсурдно. Сегодня ни для кого не секрет, что истинные сыны народов Средней Азии были жертвами сталинских репрессий.
Если бы вы проездом оказались в Ташкенте, в музее, где бережно хранится память о настоящих борцах за просвещение края, представителях братских, узбекских и таджикских народов, творивших в пику большевикам, может, вы немного устыдились бы своей клеветы. Господин Мирзоен, прочитав вашу статью, я пришел к следующему выводу. Во-первых, у вас чувствуется страх от мощного созидания, развития, все более высоких позиций, занимаемых Узбекистаном в мировом сообществе.
Вы, как это не казалось бы странным, пытаетесь обвинить во всех проблемах своей страны пантюркистов и узбеков, при этом, не постыдившись и не побоявшись сбросить в костер национальной вражды два братских народа, история которых, переплетаясь, уходит своими корнями в глубоко в историю.
Сколько еще времени вы сможете обманывать общественность - покажет время. Мы, свидетели того, что в истории неоднократно и вполне безуспешно были использованы такие приемы. Ведь наши братские народы связаны многовековой дружбой и узами добрососедства. И было бы лучше, если бы вы сеяли между нашими народами семена мира и взаимопонимания, а не разжигали огонь межнациональной розни.
Азизбек Икромов
|