Ильяс Аутов (автор "Песни о войне"): "Оба моих деда остались там... Рахмедин - на Пулковских высотах, Гавриил в Польше в 44-м" 01:03 08.04.2010
Ильяс Аутов: "Тема патриотизма для меня святая"
Сегодня в гостях у "Комсомолки" музыкант, лидер группы "Мотор-Роллер"
О вечном
- Вашу последнюю "Песню о войне" сразу начали активно обсуждать, в Интернете был просто шквал откликов. Что подтолкнуло вас на ее создание? Конъюнктура или больше личное?
- Все произошло, как это часто у меня бывает, непреднамеренно. Что-то внутри шевельнулось, толкнуло в области сердца - и перед глазами возникла картина. После этого толчка я уже совершенно точно знал, о чем будет эта песня. О конъюнктуре можно было бы говорить, если бы я сидел и специально сочинял песню к юбилею Победы. Но я написал ее гораздо раньше, несколько лет назад. Просто так совпало, что клип увидел свет лишь в начале этого года. Его сняли год назад, зимой. И очень может быть, что размести мы его в Интернете тогда, он бы не зацепил так, и песня не вызвала бы такого количества откликов. А, может, наоборот. Все-таки люди еще помнят об этом празднике. Были у меня и личные "счеты" для создания такой песни. Оба моих деда погибли на фронтах той войны. Папин отец Аутов Рахмедин - на Пулковских высотах под Ленинградом, мамин отец, тамбовский Гавриил - в Польше в 1944 году.
Что касается конъюнктуры, то группу "Мотор-Роллер" обвинить в ней очень сложно. Достаточно послушать наши песни, и вы поймете, что они, скорее, антиконъюнктурные. Это часто мешает легкому продвижению по лестнице популярности и приносит проблемы: и аудитория меньше, и теле-радиоканалы кривятся, мол, песни неформатные, "грузящие", с большим количеством слов, а им нужно чтото легкое, сверкающее... Но это наш выбор - продуманный и осознанный.
- Прошло почти семь десятилетий после окончания войны, а песни о ней до сих пор волнуют не только старшее поколение, но и молодых, для которых та война - уже далекая история.
- Дело в том, что война была сильнейшим потрясением для всех советских людей, и ее последствия до сих пор сказываются на нас, поэтому о ней и помнят. А еще, я думаю, советское государство очень хорошо следило, чтобы память о войне сохранялась. И это правильно. В первую очередь, понятие Родины начинается с понятия патриотизма. Нет у человека этого чувства - нет Родины.
К сожалению, из года в год понятие патриотизма слабеет. С каждым новым поколением его в людях все меньше и меньше. А вечные темы - они неисчерпаемы. И "Песня о войне" - она ведь не о Великой Отечественной, она о другом. Это песня об осмыслении сегодняшнего положения вещей. Это разговор современного человека со своим дедом, который воевал. Деда - честного, который верил, что они убьют фашистских гадов не для того, чтобы потом внук танцевал на его могиле. А у нас это до сих пор так делается. Сколько раз я видел в Парке 28-ми гвардейцев-панфиловцев: идут взрослые парни, взяли и пробежались по гранитным плитам возле Вечного огня. А это все равно, что станцевать на могиле своих предков.
Со временем понятия девальвируются, стираются чувство совести, чувство стыда. Абсолютно не культивируется уважение к своим корням, своему прошлому. Оно перечеркивается, перевирается. Нашлись красноречивые вруны, которые переписали всю историю и довоенного, и военного, и послевоенного периода. Не зря раньше каждый год снималось большое количество фильмов о войне, ветеранов приглашали в школы, о них заботились, чего не делается сейчас. Я слышал, что ко Дню Победы в этом году ветеранам выделят по 65 тысяч тенге. Я считаю, это полное издевательство. Да им по 65 тысяч в месяц нужно выдавать! А о них вспоминают по инерции только раз в году. Но вот есть у меня один хороший знакомый, далеко не бедный человек, который покупает конверты и вкладывает в каждый по 10 тысяч тенге и раздает ветеранам…
- Слышала, что вас с этой песней хотят пригласить на главный праздничный концерт, который будет проходить на Красной площади в Москве 9 мая...
- Пока это только слухи. Но нам пишут очень многие люди, в основном, россияне, которые хотят, чтобы наша песня прозвучала на этом концерте. Я даже видел в Интернете официальные письма нескольких общественных организаций, адресованные Медведеву и Путину, в которых звучит просьба обратить внимание на "Песню о войне". Тема Великой Отечественной - одна из самых основных тем, фундамент, на котором еще держится и должна держаться внутренняя политика всех бывших братских республик. И более сильного патриотического фактора, более сильной базы для воспитания молодого поколения я не вижу. А лично для меня эта тема - святая. Выступить на главном праздничном концерте в День Победы - это очень большая честь. И если нас удостоят этой чести, я буду считать, что жизнь прожита не зря.
Как журналист стал музыкантом
- Правда, что вы начали петь, потому что болели астмой?
- Несколько лет я страдал астматическим бронхитом, почти хроническим. Даже помню, с чего все началось - в 10 лет упал с дерева, которое росло возле нашего дома. Я полез на него, но метрах в полутора от земли ухватился за сухой сук, который обломился, и я грохнулся прямо на спину. Дыхание так перехватило, что я несколько секунд не мог дышать вообще. С тех пор стал болеть бронхитом. Но благодаря постоянным занятиям вокалом болезнь отступила и уже давно не тревожит меня.
Однако петь я начал задолго до этого. Сколько себя помню, всегда любил петь, с самого детства. Пел в детском саду, в школе с удовольствием записался в хор и сразу же стал солистом - нас даже на радио записывали. Потом я забросил это дело, но в восьмом классе вдруг почувствовал такое сильное желание петь, что пошел и добровольно записался в кружок хорового пения. Хотя заманить пацанов в таком возрасте в этот кружок было делом совершенно немыслимым! Там пели только девочки. Но я ничего не мог с собой поделать, меня тянуло петь, и мне было абсолютно все равно, что думали обо мне окружающие. Потом я научился бренчать на гитаре и с тех пор всюду, где бы ни был, таскал ее с собой, выступал на всех школьных, а потом и университетских концертах. Я помню даже на перемене между "парами" мы играли на гитаре с друзьями и зашла преподаватель. Она была уже женщина в возрасте, видит, мы играем и поем с моим однокурсником, села рядом. Звонок прозвенел, мы гитару убираем, а она говорит: "А вы можете еще чтонибудь спеть?" И вот так мы две лекции сидели и пели, а она слушала и вздыхала, слушала и вздыхала...
Я и в армию с собой гитару прихватил. Два года выступал с ней на всех конкурсах и смотрах, а когда уходил, оставил ее на память роте. Дома купил более серьезный инструмент - видимо, чувствовал, что эта любовь на всю жизнь.
- Почему же вы тогда не пошли в музыкальную школу?
- Тут, наверное, виноват мой характер, я с детства не люблю, когда меня учат. В детстве хотел научиться играть на скрипке. И гдето в классе втором сказал папе, что хочу играть на скрипке. Папа ответил: "Хорошо, завтра пойдем в музыкальную школу, только вставай пораньше". Встать пораньше мне не захотелось, на том все и кончилось.
Потом, когда я уже знал несколько гитарных аккордов, мне захотелось серь-езно заняться шестиструнной гитарой. Стал искать преподавателя, но не нашел. Решил брать уроки игры на семиструнной гитаре. Однако хватило меня ровно на один месяц: я-то думал, что мне сразу станут показывать аккорды и будут учить играть "взрослые" вещи, а на самом деле пришлось начинать с азов, с "полекбабочек" и "пьес про барашков". В общем, месяц я выдержал, потом стало скучно, и я забросил это дело. И так и остался самоучкой. Возможно, я многое потерял, не учась в музыкальной школе и консерватории. Но я уверен, что многое и не потерял, что мог бы потерять в этих уважаемых заведениях. Свое творчество я никогда ни в какие рамки не загонял, оно цвело буйным цветом внутри меня.
- По образованию вы журналист, а стали музыкантом…
- Да, по образованию я журналист, но на журфак решил поступать только потому, что хотел продолжать играть в студенческом театре "Анфас", который состоял в основном из студентов факультета журналистики КазГУ. В девятом классе меня (по настоятельной рекомендации старшей сестры, которая была в "Анфасе" на первых ролях) приняли в труппу, и два следующих года я почти ежедневно ходил на репетиции, играл в спектаклях, ездил с театром на выступления. Я был влюблен в самодеятельную сцену и поэтому, когда встал вопрос о моем поступлении, я, конечно же, выбрал журфак. Ко всему прочему, я тогда чтото уже мог написать, и это "чтото" даже печатали в газетах.
Но потом понял, что журналистика - не мое призвание. Нет, я честно поработал сначала в журнале, потом в газете и на телевидении. Но меня тянуло на сцену, и я целыми вечерами бренчал на гитаре, представляя, что пою в переполненном зале. Потом мы с приятелями создали команду, которая сначала называлась "Мотор", а потом превратилась в "Мотор-Роллер". И пошлопоехало: репетиции, концерты, подзатыльники судьбы, ее подарки, завистники, поклонники… Все достижения, которые сегодня есть у группы, заработаны ею честным трудом. Не берусь давать оценку нашему профессиональному уровню, но за одно поручусь - мы никогда не опускались до халтуры. А это, я считаю, самое важное для любого артиста. Как и систематические репетиции, которые проходят не тупо, словно ты гайки закручиваешь на одних и тех же механизмах, а с любовью и мыслью. Любя и размышляя, можно очень многого добиться.
- За 12 лет существования группы у вас несколько раз менялся состав, кроме вас и вашего бессменного продюсера Виктора Вязниковцева. Это говорит о вашем скверном характере или об особых требованиях к музыкантам?
- На земле очень мало групп, где состав был бы постоянно один и тот же. Это естественный процесс. Идет притирка людей, притирка взглядов и даже биоритмов. В одно время они совпадают, в другое нет. И начинаются разногласия. Это как естественный отбор в природе. Я специально людей не выбираю по какимто параметрам - по росту или по весу (смеется). К сожалению, хороших музыкантов мало в Алматы, а свободных вообще нет. Наш город очень богат творческим потенциалом, но этот потенциал страшно ленив. И это одна из первых причин, почему музыканты не задерживаются в "Мотор-Роллере". Я уже выучил этот надоевший, заколдованный сценарий, когда мы кого-то принимаем в команду, а он спустя короткое время начинает халтурить и валять дурака. Причем в "Мотор-Роллере" у него есть все условия для творческого роста и самовыражения. У него есть заработок, известность и возможность ездить с концертами по миру. Я не знаю, что еще нужно в этом мире творческому человеку! А взамен мы требуем только одного - полной самоотдачи. Но нет! Проходит время, и начинаются пропуски репетиций, отговорки, увиливания. В результате команда уходит вперед, а он тормозит. И, естественно, выбывает из игры.
из досье "КП"
Группа "Мотор-Роллер" образована в 1998 году. В ее нынешнем составе, помимо бессменного лидера-вокалиста Ильяса Аутова, Асет Нарманбетов (гитара, бэквокал), Семен Палванов (клавиши, бэквокал), Багытжан Сугралин (барабаны), Юрий Шкурин (звукорежиссер). В арсенале группы три альбома - "Сидя на глобусе", "Любовь весом в 150 кг", "Ракламабад", 11 видеоклипов, которые в разное время ротировались на казахстанских телеканалах. Удивительно, но фанклубы группы "Мотор-Роллер" существуют только в российских городах - Рязани, Перми, Екатеринбурге, ГусьХрустальном, Ростове-на-Дону.
В настоящее время коллектив заканчивает работу над новым альбомом "Апоптоз". Кстати
С начала нынешнего года "Песню о войне" просмотрели около миллиона интернет-пользователей во всем мире. Наибольшее количество просмотров зафиксировано в странах бывшего СССР, а также в Германии, США и Израиле.
Автор: Арина Мальковская Фото Андрея МАГАЯ (08.04.2010)
|