Izrus: Узбекистан "очищен" от раввинов - виноваты киргизы? 09:30 19.04.2010
Узбекистан "очищен" от раввинов - виноваты киргизы?
С 2008 года узбекские власти методично занимались "вычищением" своей республики от иудейских священнослужителей. На минувшей неделе Узбекистан был вынужден покинуть последний дипломированный раввин. В чем же причина их "исхода"…
8 апреля в Израиль вернулся раввин Самарканда Ицхак Якобсон, работавший в Узбекистане в течение последних десяти лет. 6-го он в очередной раз поехал в Ташкент за продлением визы, но получил отказ. Якобсон, будучи израильским гражданином, был вынужден покинуть Узбекистан. В Самарканде осталась его супруга. Она также является гражданкой Израиля, но срок ее визы пока не истек.
"Не мне одному не продлили визу, - сообщил Якобсон порталу IzRus. - Там были граждане и других государств". Он считает, что это связано с беспорядками в соседнем Кыргызстане, по причине которых "власти Узбекистана временно прекратили выдавать визы иностранцам". Якобсон надеется, что по прошествии месяца он все таки получит новую визу.
С его отъездом в Узбекистане не осталось ни одного дипломированного раввина. Притом, что численность местной еврейской общины составляет около 9.000 человек.
Почти два года назад эту центрально-азиатскую республику навсегда покинул раввин Давид (Абе-Довид) Гуревич. В 60-е он подпольно занимался в Узбекистане сохранением еврейской религиозной жизни. Затем Гуревич репатриировался в Израиль, и вернулся в Ташкент в 1990 году в качестве посланника Любавического ребе. До второй половины 2000-х никаких претензий у властей к нему не возникало. Ситуация резко изменилась после беспорядков, произошедших на востоке страны, в городе Андижан, весной 2005 года. Тогда официальный Ташкент оказался под огнем критики Запада за жесткое силовое подавление антиправительственных волнений. Узбекское руководство очень обиделось на Израиль, так как не получило от него поддержки на международной арене. Это стало главной причиной начавшегося застоя в двусторонних отношениях, который продолжается до сих пор (несмотря на то, что нынешний министр иностранных дел Авигдор Либерман был единственным израильским политиком, публично поддержавшим официальный Ташкент во время андижанских событий). Свое недовольство израильтянами, узбеки распространили и на еврейские организации, действовавшие в республике, тем более все они так или иначе связаны с Израилем. В 2006-м проверка, проведенная Минюстом Узбекистана внезапно выявила "грубые нарушения местного законодательства", якобы допущенные Гуревичем. В 2008 году ему было отказано в продлении аккредитации. Газета "Маарив" отмечала в конце мая того года: "Его несколько часов держали в полицейском участке, и освободили лишь после того, как он купил два билета в Израиль, а также после вмешательства израильского посла. Раввина заставили подписать документ о том, что он покинет страну по первому требованию". Супруга Гуревича заявила ивритоязычным журналистам: "Чтобы нас выдворить, были сфабрикованы всевозможные надуманные обвинения". В начале июня 2008 года Давид и Малка Гуревичи вернулись в Израиль.
Представители израильского магната, выходца из Узбекистана Льва Леваева, спонсирующего большинство посланников ХАБАДа в СНГ, надеялись, что Давида Гуревича сменит его многолетний помощник Давид Колтон. Тот прибыл в Узбекистан в 2001-м вместе с супругой – посланницей Сохнута. После выдворения Гуревича он подал документы на аккредитацию, но, так и не получив ее, в 2009 году тоже был вынужден вернуться в Израиль.
Показательно, что в апреле 2008-го, когда в узбекских правительственных СМИ впервые были озвучены обвинения в адрес Гуревича, там же появились публикации, посвященные международной еврейской организации "Джойнт". "В последние годы наблюдается устойчивая тенденция открытого и грубого игнорирования ими требований министерства юстиции Республики Узбекистан", - заявил тогда изданию Press-uz.info начальник Управления общественных объединений и религиозных организаций Минюста Жалолбек Абдусаттаров. В июле 2009-го на том же ресурсе были размещены сообщения о якобы имевших место финансовых махинациях ташкентского представительства Сохнута. И, наконец, в марте этого года власти Узбекистана через российский сайт Regnum.ru обвинили уже Израильский культурный центр (фактически посольство) в "промывке мозгов" местной еврейской молодежи якобы в целях ее мобилизации в ряды ЦАХАЛа.
Абсолютно очевидно, что в условиях жестко централизованной государственной системы Узбекистана речь идет не о претензиях к тому или иному раввину, но о целенаправленной политике высшего руководства. К тому же все эти обвинения в адрес еврейских организаций выдвигались на фоне блокирования Ташкентом любых попыток Иерусалима по нормализации отношений.
Фотогалерея
Вместе с тем узбекские власти реально опасаются обвинений в антисемитизме, особенно со стороны влиятельного еврейского лобби США. Дабы избежать этого, Ташкент ведет себя очень мудро: тому же Колтону официально не отказывают в получении визы. Более того, ему постоянно дают понять, в частности посол Узбекистана в Израиле Ойбек Эшонов, что нужно лишь потерпеть еще чуть-чуть, и он сможет беспрепятственно вернуться в Ташкент. Таким образом, американские и израильские деятели ХАБАДа, пребывая в бесконечном ожидании, воздерживаются от каких-либо публичных заявлений в адрес узбекских властей. А ведь скоро исполнится год, как Колтон ждет получения аккредитации…
Теперь же, после вынужденного возвращения в Израиль Ицхака Якобсона, Узбекистан оказался полностью "очищенным" от иудейских священнослужителей. Он стал единственной страной СНГ с еврейским населением численностью более пяти тысяч человек, на территории которой не осталось ни одного раввина. Это особенно бросается в глаза на фоне соседних государств Центральной Азии, не только Казахстана, но даже Таджикистана (хотя евреев там почти не осталось), где при поддержке властей в последние годы открылись новые роскошные синагоги. Наверное, не случайно Узбекистан занимает 3-е место среди 15 бывших советских республик (после России и Украины) по количеству евреев, репатриировавшихся в Израиль. Согласно данным Сохнута, с 1989 года по март 2010-го (включительно) отсюда уехали на историческую родину 84.825 человек.
18.04.2010
|