Г.Мендикулова: Стержень единства - это Казахстан 08:08 22.04.2010
Гульнара Мендикулова: "Стержень единства - это Казахстан"
Совет Ассамблеи народа Казахстана принял Доктрину национального единства, которую направили на подпись президенту. Обсуждалась она в закрытом режиме. В своем первом варианте Доктрина предлагала сформировать в стране казахстанскую нацию по подобию американской - этакая сборная солянка. Это и другие положения документа вызвали споры, которые начались еще в декабре прошлого года. Продолжились, когда нашлись противники, по мнению которых, она унижала статус казахской нации. И они предложили свое видение этого вопроса, изложив его в собственной Концепции национальной политики. В итоге после того, как политологи заявили, что оба документа слабые, появился третий вариант, разработанный уже под контролем администрации президента. Сегодня мы говорим о национальном единстве с профессором, доктором исторических наук, завотделом комплексных проблем международных отношений Института востоковедения, директором Центра диаспорологии при Всемирной Ассоциации казахов Гульнарой Мендикуловой. - Гульнара Малбагаровна, а почему бы не устроить широкое обсуждение документа? Спросить у народа - что он думает? - А что вы хотите спросить? - Хотят ли люди вообще документы, подобные Доктрине и Концепции? - Не хотят. Потому что это ничего им не дает. Когда составляется программный документ, он должен отвечать чаяниям народа прежде всего. Я считаю, что для выработки таких документов нужен институт. Думаю, пришло время открыть Институт этнической политики, в котором будут работать и практики, и теоретики - диаспорологи, юристы, социологи и др. Этот институт будет отвечать за этническую политику нашей страны. Именно в нем должны вырабатываться программные положения, которые обязательно надо обсуждать с широкой казахстанской общественностью. - Вы говорите - Институт этнической политики. То есть стоит избегать таких понятий, как национальная политика, национальные интересы и т. д.? - Как можно избегать понятия "национальные интересы"? Что это за государство без национальных интересов и национальной безопасности?! Почему институт я предлагаю назвать Институтом этнической, а не национальной политики? Вопервых, в мировой практике существует научное направление "этническая политика". В него входит этнический плюрализм, состоящий из шести категорий: диаспора, ирредента (или невоссоединенные нации), этничность как стратегический источник, нации (обратите внимание - не этнос! - а нации), не имеющие своего государства, транснациональные этнические экономические сообщества и интернализация прав меньшинств. Политику по отношению не только к государствообразующей нации, но и ко всем этим категориям этнической политики необходимо изучать и развивать. Вовторых, термин "национальная политика" у большей части нашего населения ассоциируется с прежней национальной политикой Советского Союза, где мы якобы были все равны. В советские времена казахи составляли меньшинство в Казахстане, куда шли постоянные миграционные волны. Поэтому подобные документы надо разрабатывать в соответствии с новыми реалиями казахстанского общества, и не думаю, что здесь надо ломать копья. Я читала выступления различных людей. С чемто можно согласиться, чтото - полная чушь. Но обсуждать надо. И надо понять, что все это - очень серьезно. Это серьезно не только для Казахстана, но и для любого полиэтнического государства. Национальная политика и этническая - это одно и то же (другое дело, что этнос и нация - разные вещи). - Вы довольно жестко высказались по поводу первого варианта Доктрины. Хочу спросить, контроль-то должен был быть над тем, как она создавалась? - Вопросы, связанные с этнической политикой, должны рассматриваться очень деликатно: прежде чем чтото сказать или сделать, надо хорошенько подумать, так как полиэтнические общества состоят из разных народов, разных этнических групп. Любой документ, касающийся полиэтнического населения той или иной страны, должен являться важнейшей программой, направленной на укрепление этнического единства и сохранение межэтнического и межкультурного диалога. Думаю, у нас проводилась и проводится верная политика: межэтническое и межконфессиональное единство. Вот от этой линии отходить вообще не надо! Потому что да, мы казахи, мы - большинство в стране, в которой мы живем, но в стране есть еще 129 этнических групп, представители которых живут и работают здесь. Они - граждане Казахстана, и мы должны их уважать. С другой стороны, представители этих 129 групп должны уважать титульную нацию. - На заседании Института политических решений было озвучено, что настал момент для разговора о строительстве нации. Что у нас - этнос есть, а нации нет, и над этим надо думать… - Что такое этнос и нация? Это две абсолютно разные дефиниции. Нация - это высшая форма развития этноса при наличии государства. Вот и все. Мы только в новейшей истории уже 19 лет как нация, не говоря о казахской государственности в историческом прошлом, до уничтожения Казахского ханства и присоединения Казахстана к Российской империи. Что касается процесса нациестроительства, то под нациестроительством подразумеваются процессы, связанные со строительством и развитием государственно-управленческих и политических структур и институтов, а не только проведение или изучение характеристик этнической политики в полиэтнических обществах. Как известно, они в Казахстане также существовали в историческом прошлом. Другое дело, что сегодня в соответствии с многогранными процессами в период суверенитета и глобализации перед Казахстаном встают новые вопросы в процессе нациестроительства, но это нормальное естественное развитие любого государства. - Как вы думаете, почему разговоры на национальные темы воспринимаются достаточно болезненно? - К сожалению, в нас остались комплексы. Постимперские и пост-колониальные. И от этого уйти очень тяжело. Я думаю, беда в этом. Еще обратите внимание, когда мы въезжаем в другую страну, мы говорим "хэллоу", если это англоговорящая страна, "ни хао" - в Китае. Это элементарные слова, употребление которых выражает наше уважение к титульной нации страны, куда мы прибыли. А теперь давайте возьмем Казахстан. Этнические группы, которые тут живут, хорошо говорят по-казахски? Нет. Это задевает. Меня еще возмущает такая позиция, что представители этих групп не хотят, чтобы их считали диаспорами. А почему вы не диаспоры? Это как раз прекрасный пример пост-имперского мышления. Диаспора - этническая группа (в основном, это меньшинство), образовавшаяся путем переселения, в настоящий момент проживающая в принявшей ее стране. Вы или ваши предки переселились в Казахстан - страну казахов. Другое дело, что в обществе существуют другие тенденции, проповедующие шовинистические лозунги "Казахстан - для казахов". Это узколобая политика необразованных людей и провокаторов. Ни один истинный казах не сказал - уезжайте из страны! Поэтому не надо напрасно обвинять нас в этом. Общество неоднородно, с различными социальными, профессиональными, образовательными, культурными статусами и навыками, поэтому необходимо учитывать все эти показатели. - Сложно к чему-то прийти при таком "счастливом" сочетании комплексов. Но вокруг чего-то можно же объединить и тех, и других? - Об этом Министерство образования и науки, аппарат президента, ученые, государственные чиновники задумываются не первый год. В Казахстане был запущен трехлетний прикладной проект для всех НИИ: философы, историки, востоковеды, политологи и другие занимались изучением основ для формирования национальной идеи Республики Казахстан. За первые два года были организованы экспедиции, научные командировки, сделано много наработок. На третий год финансирование сократили, сказали, что программа себя не оправдывает. Мы не закончили начатое. С этого года данная программа восстановлена, к каким результатам придут ученые - покажет будущее… А стержень, вокруг которого все должно объединиться, - это Казахстан. Если вы здесь живете, неважно, кто вы - казахи, русские, уйгуры, буряты, немцы и т. д., - если вы граждане Казахстана, то вы должны работать на благо республики и народа Казахстана. Иного быть не должно.
Автор: Жулдыз АЛМАТБАЕВА (22.04.2010)
|