КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 23.04.2010
22:48  "Россия подставила Бишкек по вопросу об аренде базы Манас", - К.Бакиев дал пресс-конференцию в Минске
14:09  С.Шаргунов: Вопрос в лоб Розе Отунбаевой. Не ждет ли вашу власть судьба предыдущей?
13:49  Столетие.Ру: Славяне покидают Киргизию. В стране обостряются межэтнические противоречия
13:48  С.Михеев: Почему Москва сразу признала новую власть в Бишкеке?
13:35  Свыше одной трети таджикистанцев испытывает недостаток в продовольствии
13:28  М.Сангов: Для правительства Таджикистана демографические вопросы становятся нерешаемой проблемой
12:54  С.Кожемякин: Кыргызстан. Обратный отсчет

12:47  Business Week: Кремль защищает россиян, оказавшихся в охваченной "заразным" насилием Киргизии
12:36  Саймон Шустер: Россия возвращает свою сферу влияния, США не возражают
12:32  Открыт официальный сайт Временного правительства Киргизии - www.kyrgyz-el.kg
11:40  Р.Томберг: Ху Цзиньтао - путешествие на Запад от Вашингтона до Бразилиа.Часть 1-я
11:37  В.Панфилова: Москва подбирает партнерам президента. В Киргизии затосковали по сильной руке
11:33  "Известия": Как живут таджикские мигранты (личный опыт)
11:28  "АП": Кыргызстан. Урок для каждого лидера?
11:26  Р.Мирзобекова: Рогунский поворот. Будет ли и дальше практиковаться "добровольно-принудительный" сбор средств?
11:22  Мэр Душанбе М.Убайдуллаев переизбран спикером верхней палаты парламента Таджикистана
11:16  24.kg: Какие действия следует предпринять, чтобы остановить в Кыргызстане внутреннюю миграцию?
11:09  И.Дудка: Как жить в Киргизии после погромов? Благополучие - лишь мираж
11:04  Марко Мартиньелло: Паранджа пугает...
10:59  В Ташкенте убит региональный директор компании Western Union по странам ЦентрАзии и Азербайджану Д.Хайдаров
10:58  "Бакиевцы" заметают следы: Ликвидирован "назначенный" убийца Медета Садыркулова
10:53  Ю.Жихорь/Б.Омар: Отдать долг родине. Внешний долг казахстанских банков сократили на 11 млрд долларов
10:51  "НП": Спасение нерядового Бакиева
10:49  Сторонники киргизской оппозиции, проходившие по "балыкчынскому делу", оправданы
10:47  "Telegraph": Талибы по-прежнему остаются мощной силой в долине Сват
10:43  Арестован экс-министр энергетики Кыргызстана Ильяс Давыдов
10:39  Назначенная вчера глава Центризбиркома Т.Исмаилова уже подала в отставку. Нет "кредита доверия"
10:31  М.Солихов: Водный диктат, или О том, как в Таджикистане разводят новую разновидность паразитов
10:29  Президент Н.Назарбаев стал почетным доктором наук Корейского университета
10:04  А.Айдаралиев: Кыргызстан в пучине хаоса и в ожидании тревожного будущего
09:47  И.Дмитриев: Казахстан - Россия. Торговля снижается, интеграция усиливается?
09:43  А.Князев: Киргизия - страна есть, государство не состоялось?
09:39  А.Шустов: Киргизия на грани коллапса
09:37  "Литер": Стоял, стоит и будет стоять! Власти Киргизии находятся в состоянии постоянной неопределенности
09:35  М.Мамаев: Красные и зеленые. В казахстанских партиях произошла политическая рокировка
09:30  А.Ермеков: Щупальца "коричневого спрута". До 1948 года в Алматы действовала группа фашистских диверсантов
09:16  "Къ": Германия объявила себе войну. Гибель немецких солдат в Афганистане увеличила число сторонников вывода войск
09:09  "Къ": Революцию позвали к урнам. Внеочередные выборы в Киргизии пройдут 10 октября
08:02  "ВН": Азиатский дисбаланс. МВФ определил приоритеты для Японии и Китая
07:01  Н.Адилханулы: Штрихи к портрету экс-лидера компартии Казахстана С.Абдильдина
00:57  "Jamestown Foundation": Отношения России и Узбекистана могут снова стать ближе
00:42  Н.Сурков: Ахмадинежад хочет эвакуировать Тегеран. Формальным поводом является угроза мощного землетрясения
00:38  В.Литовкин: ОДКБ подошла к границам Киргизии. На стыке трех границ прошли соместные антитеррористические КШУ
00:13  Д.Байтыров: Летят косяки… Аблязовских "уток"
00:05  Р.Худайкулов: Почему не надо создавать Киргизскую автономию (архив)
00:01  Сохранить в памяти. Казахстанская биографическая энциклопедия Д.Ашимбаева розыскивает родственников государственных деятелей
Четверг, 22.04.2010
20:25  Скульптор из Астаны Марат Габдрахманов создал статуи Томирис и Атиллы из серебра и золота
17:34  В.Парамонов: Кто стоит за самовольными захватами земель в Киргизии?
13:30  В чуйском селе Александровка кыргызы пытаются отнять землю у дунган
12:35  Guardian: Россия, возможно, еще пожалеет о перевороте в Киргизии
12:09  В.Кондрашова: Образование в ЦентрАзии - грядут большие реформы?
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Марко Мартиньелло: Паранджа пугает...
11:04 23.04.2010

Палата представителей Бельгии в четверг будет голосовать против паранджи: закон, запрещающий женскую мусульманскую одежду, закрывающую лицо, был предложен правоцентристской партией "Реформистское движение", входящей в правящую коалицию. Несмотря на то, что большинство населения поддерживает эту инициативу, в действительности паранджу в Бельгии носят всего лишь 25-35 женщин. О том, стоило ли ради этого поднимать столько шума, в интервью "Росбалту" рассказал директор Центра этнических и миграционных исследований Льежского университета Марко Мартиньелло /Marco Martiniello/.

----------------------------------------

- Как вышло, что Бельгия решила оформить запрет на ношение паранджи в форме федерального закона?

- Все очень непросто, визуальное присутствие мусульман является чувствительной темой во всем Европейском союзе. И вполне вероятно, что Бельгия станет первой страной, где ношение на публике паранджи и никаба будет запрещено. Речь идет не об обычном головном платке, в отношении которого в Бельгии существуют самые разные точки зрения, а об одежде, которая закрывала бы полностью все лицо.

И здесь, в Бельгии, существует полный консенсус, практически все население страны считает, что женщин в парандже не должно быть на бельгийских улицах. В связи с этим я полагаю, что закон будет принят, потому что эта тема, пожалуй, единственная, где существует общественный консенсус. С помощью этого закона власть старается послать избирателям сигнал о том, что власть знает, что в этой области есть проблемы и что она готова их решать. Так что этот закон имеет также и символическое значение.

- Какие проблемы вы имеете в виду?

- Мы живем в плюралистическом обществе, которое состоит из самых разных религиозных и этнических компонентов. У нас есть Фландрия и Валлония, есть три языка, в стране есть специальные законы, оформляющие присутствие католиков, протестантов и евреев, но до 1970 г. в рамках бельгийского плюрализма не было понимания, что надо отвести место для новой религии, появившейся в стране, – для ислама. То есть институциональный плюрализм в том виде, в котором он был создан когда-то, перестал соответствовать структуре населения.

Визуальное присутствие мусульман в общественных местах вызывает дискомфорт у бельгийцев, потому что оно возвращает к жизни проблему разделения церкви и государства, которая когда-то была очень актуальна в контексте Католической церкви. Эта проблема вдохнула новую жизнь в прежнее противостояние между защитниками светского характера власти и их противниками, оживило дебаты на тему места религии в современном мире. Так что для понимания всей проблематики этой ситуации нужно смотреть дальше проблемы паранджи, потому что дело не столько в головном платке, столько в том, что сегодня традиционным институтам бельгийского государства был брошен вызов.

- Расскажите, пожалуйста, об особенностях мусульманской диаспоры Бельгии. Является ли она однородной? Какую роль играет религия для этого сообщества?

- У нас нет точных данных о количестве мусульман в Бельгии, потому что в переписи не предусмотрено наличие вопроса о религии. Мы можем иметь приблизительное представление, исходя из национальной принадлежности людей. Таким образом, получается цифра примерно в 400 тысяч человек, куда входят как мусульмане, исповедающие ислам, так и так называемые "культурные мусульмане", которые не ходят в мечеть и не исповедают ислам по всем правилам. Эта община не является однородной, потому что внутри нее есть представители разных этнических групп.

Две крупные группы – это выходцы из Марокко и Турции, которые приехали в страну в 1960-е и 1970-е гг. В последнее время состав мусульманской общины диверсифицируется за счет выходцев из азиатских стран, таких как Индия или Пакистан, а также за счет выходцев из бывших коммунистических стран: так, в Бельгии есть чеченская диаспора. Представители разных этнических групп имеют различные места отправления культа, то есть в Бельгии есть турецкие мечети, марокканские и т.д. Мусульмане разного этнического происхождения не молятся вместе. Помимо этнических отличий между группами есть и теологические отличия, а также различная степень соблюдения культа: есть рьяные мусульмане, исповедающие самую строгую версию ислама, а есть и те, кто соблюдает лишь необходимые элементы. Так что это очень разношерстная группа людей, которые ни в коем случае не являются единой целой общиной.

- Каков процент женщин, носящих паранджу?

- Их очень мало, речь идет о 25-35 женщинах. Но они все равно очень заметны, потому что женщина, полностью закрытая в религиозные одежды, чье лицо не видно, – это очень сильный образ для такой светской страны как Бельгия. Женщина в парандже шокирует бельгийцев, пугает, общество чувствует себя дискомфортно в присутствии таких женщин. Более того, большинство членов мусульманской общины родом из стран, где нет традиции ношения паранджи или никаба. В связи с чем, я думаю, они разделяют мнение коренных бельгийцев по этому поводу.

- Однако отдельные представители мусульманской общины Бельгии, такие как Изабель Прейл, которая является вице-президентом Мусульманского органа Бельгии, выступают против этого закона...

- Очевидно, что любые законодательные инициативы, связанные с исламом, будут встречены в штыки большей частью мусульманской общины. Для них это доказательство притеснения мусульман в Бельгии. Даже те мусульмане, которые никогда в жизни не поддержали бы ношение паранджи или никаба, видят в этом негативное послание для мусульманской общины. У мусульман есть ощущение, что бельгийское общество не очень хорошо относится к мусульманам вообще, и, соответственно, любые законы в этой области видятся им в качестве угрозы их существованию. Это очень странная ситуация, при которой противники паранджи среди мусульман отрицательно относятся к закону, запрещающему паранджу.

Что касается коренного населения, здесь представлены все точки зрения. Есть люди, считающие, что надо запретить абсолютно все – от головного платка до любого религиозного символа, и есть люди, которые считают, что не стоило так торопиться и принимать закон, который снимет паранджу с тридцати женщин, в то время как в Бельгии есть много других более насущных проблем, таких как безработица, проблемы в образовании и т.д.

- А вы лично какой точки зрения придерживаетесь?

- Я выступаю за изменение структуры бельгийского плюрализма с тем, чтобы он лучше инкорпорировал ислам и мусульман, но я категорически против ношения паранджи и никаба в общественных местах. Мы живем в обществе личностей, индивидуумов, и если ты не можешь увидеть лицо человека, ты никогда не сможешь признать его в качестве согражданина. Однако я считаю, что принятие федерального закона, запрещающего эти виды одежды, – это чересчур. Это то же самое, как использовать автомат Калашникова против комара. Это несоразмерная мера, потому что речь идет лишь о 35 случаях.

Более того, во многих регионах Бельгии уже есть законы, запрещающие закрывать лицо в общественных местах, за исключением периода карнавала. Можно было использовать этот опыт, который, кстати, не ведет к притеснению мусульман, потому что не делает акцент на религиозном происхождении одежды, а запрещает любые способы закрытия лица, куда, помимо паранджи, попадают маски и прочее.

Принятие федерального закона отвлекает нас от других важных проблем в этой области, а именно - дискриминации мусульман и их потомков, роста антимусульманских настроений в Бельгии. В стране очень сильно напряжение между мусульманами и коренным населением, и я не думаю, что реагирование лишь на тему паранджи сможет как-то ослабить это напряжение.

У молодых бельгийских мусульман очень странные отношения с религией. Если речь идет о коренном бельгийце, принявшем ислам, то эти люди, как правило, исповедуют очень строгую форму ислама, потому что им надо доказать, что они "большие католики, чем Папа Римский". А вот среди потомков мигрантов во втором и третьем поколении есть много молодых людей, которые делают вид, что они – безупречные мусульмане, но на самом деле занимаются торговлей наркотиками, являются членами городских банд. Религия стала источником самовознаграждения, чем-то вроде аксессуара. Религиозный дискурс используется для озвучивания идей сопротивления и запугивания "угнетателей". И, конечно, есть религиозные "предприниматели", которые стараются мобилизовать эти потерянные души для совершения различных, выгодных им поступков.

Но большинство мусульман страны хотят лишь одного – нормально жить в Бельгии, оставаясь мусульманами. Лишь небольшая часть мусульманской общины вовлечена в распространение радикальных идей. Однако голос меньшинства очень часто слышен сильнее, чем голос большинства, особенно - если меньшинство прикладывает большие усилия к тому, чтобы быть услышанными.

Проблема также заключается в том, что мы пока не можем наладить спокойный нормальный диалог между немусульманами и мусульманами, обе стороны говорят друг с другом на повышенных тонах, считают, что их права были нарушены, и не слышат друг друга. И ситуация экономического кризиса не помогает наладить этот диалог, потому что к прежним проблемам добавились новые.

Беседовала Юлия Нетесова
21.04.2010

Источник - Росбалт
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1272006240


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх