КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 04.05.2010
20:13  В Киргизии язык жестов предложили сделать официальным
19:40  Киргизская милиция выдворила из Маевки 1 тысячу мырок-самозахватчиков
19:11  Будни кирдемократии. Вождь племени саяков Мотуев говорит, что не знает чьи басмачи захватили угольные разрезы Кара-Кече
19:06  В Бишкеке стартовала акция "Георгиевская ленточка"
18:59  Н.Накимджанов: "Образовательные" реформы таджикских властей приведут к гуманитарной катастрофе
18:56  Х.Шералиев: На таджикских урановых могильниках вывелась новая порода зверья - волкособы
15:52  "Несмотря на позитивные шаги, произошел и ряд негативных событий", - заявление 25 международных медиа и правозащитных организаций по медиаситуации в Кыргызстане

12:46  Муму от Юли Латыниной. Как казахстано-украинская гастарбайтерша поимела всю российскую дем-оппозицию
12:19  К.Абдрахматов: В Кыргызстане, начиная с 2010 года, ожидается всплеск сейсмической активности
11:48  В.Дубнов: Не надо обольщаться одним из лозунгов киргизского бунта "Даешь в состав России!"
11:34  Создан Общественный комитет по экспертизе декретов Временного Правительства Кыргызстана
11:32  24.kg: Какая форма правления наиболее приемлема для Кыргызстана? (опрос)
10:55  Е.Авдеева: Странные дела творятся в Кыргызстане… Откуда взялся состав Конституционного совещания?
10:47  Geopolitika: Киргизия как полигон соперничества России и США
10:40  Черногорец Радулович променял пост главного тренера ф/к "Пахтакор" на работу в московском "Динамо"
10:31  Global Times: Неужели американцы и русские считают китайцев "идиотами"?
09:56  "БП": Как нам разделить Кыргызстан? Нужна Конфедерация
09:47  Казахстанские журналисты в Великой Отечественной войне. Презентация новой книги С.Козыбаева
09:13  IWPR: Для создания электронного правительства, в Туркменистане мало условий
09:11  Ислам Каримов: Узбекская модель развития, принятая в 1992 году, полностью себя оправдала
09:00  А.Шалабаева: Договор дороже денег. Секретное соглашение 13-летней давности стало причиной конфликта американской AES с властями Казахстана
08:58  С.Смирнов: Азербайджанская мель Nabucco. Азербайджан вновь отложил начало разработки Шахдениза
08:38  Казы Султанов: В киргизскую революцию подлили керосина. Схема снабжения топливом базы "Манас" показалась новым властям коррупционной
08:35  А.Габуев: Туркмения просит сырьевой задаток. Г.Бердымухамедову нужен китайский кредит в счет поставок газа
08:31  Г.Суйндык: Программа казахстанских VIP-стипендиатов "Болашак" - быть или не быть?
08:29  Ж.Сердалина: Горючие клятвы казахстанского Минсельхоза. Использовать избытки зерна для выпуска биотоплива?
08:26  С.Туник: Изнасилование мозга…казахстанцев. Кому в бубен, кому по барабану
08:05  В.Парамонов/О.Столповский/А.Строков: Российские проекты в нефтегазовой отрасли Казахстана
08:04  А.Баренцев: Киргизский наркотический нож в тело России
07:55  Э.Ногойбаева: Президентская форма правления изначально не подходила для Кыргызстана
07:49  Н.Харитонова: Труба зовет. Но пока у проекта Nabucco нет ни одного контракта
07:15  Туркменистану малоинтересно участие в "газовой ОПЕК"
02:11  А.Собянин/М. Шибутов: Геополитика горного рафтинга. Акторы и баланс сил накануне и в начале Третьей мировой войны
00:52  А.Халилов: "Обмазутившаяся" на весь мир BP может свернуть свой бизнес на каспийском шельфе Азербайджана
00:51  А.Дандыгулов: Казхские оралманы (репатрианты) - пасынки родины, времени или истории?
00:47  Ф.Плещунов: Ислам в Швеции - кризис интеграционной и миграционной политики
00:45  Иран готов к обмену урана на ядерное топливо
00:42  Иран и Азербайджан подпишут новый договор о безопасности
00:38  "Nation": В коррупции в Кыргызстане были замешаны представители США. Часть II-я
00:36  Г.Марченко (глава Нацбанка Казахстана): "Одни и те же залоги г-н Аблязов закладывал в разных банках" (интервью РБК)
00:35  А.Курмангалиев: "Умелый" аким Мангистау К.Кушербаев не вылезает из скандалов
00:30  В.Майлин: Демонстрация бессилия. КазОппозиционный блок "Народовластие" попытался собрать народ на Первомай
00:17  В Пекине издан роман казахского писателя Н.Келимбетова "Никогда не сдавайся". О воле к жизни парализованного
Понедельник, 03.05.2010
22:42  С.Шерматова: Ловушка для "временных". Киргизия вступила в политический эксперимент с неизвестным исходом
20:39  А.Лымарь: Кровавый апрель Кыргызстана
18:23  Д.Каримов: Президент Кыргызстана № 3. От Чингизхана к Елизавете
17:11  В Бишкеке и Исфане митингуют и маршируют "жороевцы"
17:09  Южное отделение "Кыргыз темир жолу" грозит забастовкой
16:08  "Nation": В коррупции в Кыргызстане были замешаны представители США. Часть I-я
15:10  AFP: Как проходит саммит АБР в Ташкенте
14:06  Конституционное совещание Киргизии возглавил замглавы правительства Омурбек Текебаев
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
А.Дандыгулов: Казхские оралманы (репатрианты) - пасынки родины, времени или истории?
00:51 04.05.2010

Оралманы: пасынки Родины, пасынки Истории или пасынки Времени

На излете второго десятка лет, прожитого под суверенным небесно-голубым стягом, мы все никак не научимся быть вежливыми и толерантными с собственными соотечественниками

Понятие "оралман" - это дискриминационное определение, ярлык для обозначения людей второго - третьего сортаУ каждого народа – свой поводырь

…Как гласит древняя библейская легенда, спасая своих единоверцев от козней жестокого фараона, Моисей увел их из Египта прочь. Бог обещал Моисею указать Землю обетованную (Ханаан), где течет молоко и мед. По пути к ней Моисей являл своим единокровникам множество чудес, чтобы уберечь и укрепить их в непростом решении изменить раз и навсегда свою жизнь: раздвигал посохом море, кормил народ манной небесной, высекал из скалы родник чистой воды. Народ охотно пользовался дармовщиной, но в критический момент не рискнул положиться во всем на Бога и отказался вступать в Ханаан. Мол, долгожданный край и впрямь "течет молоком и медом", но там живут исполины, а сама страна "поедает своих жителей".

Лишь полностью обновив кровь своих соотечественников, Моисей смог изжить остатки рабского прошлого людей – из психологии, образа мышления, привычек. Разгневанный их слабостью в критический момент, он 40 лет водил народ израилев по пустыне. Именно этот срок был выбран неспроста. В те времена столько лет в среднем жило одно поколение. Этот период был необходим народу, чтобы по капле выдавить из себя раба, забыть все унижения и вступить в новую жизнь новыми людьми. Единоверцам Моисея надо было забыть про каторжный труд на фараона, про его бесчеловечный приказ утопить всех новорожденных младенцев…

ХХI век: рудименты колониальной политики
Скитания же казахского народа затянулись на гораздо больший срок, на его долю выпало не меньше страданий, чем на долю сынов израилевых. Мы попробуем вспомнить лишь последние полтора века нашей выстраданной истории.

В период 1847-1867 гг. только в Семиречье прибыли 15 тысяч переселенцев из России. "Захватническая политика проводилась под прикрытием так называемой "исторической миссии России", призванной якобы "нести западную культуру полудиким народам Востока, – так описывал те годы Мустафа Чокай, впоследствии – глава Туркестанской Автономии. – Неудивительно после этого, что европейская культура, представленная в Туркестане Россией, стала в глазах народа синонимом оголтелого насилия, нацеленного на разрушение мусульманского очага в Центральной Азии". Чокай же процитировал и графа Палена, объехавшего Туркестан с инспекционной поездкой по приказу российского императора: "Сторонники политики колонизации предложили разрушить более 5100 постоянных зимовок киргизов и выгнать из них более 30 000 человек с тем, чтобы освободить примерно 250 000 десятин (га) орошаемых земель… В Пишпекском уезде из 5395 участков, отданных в распоряжение переселенцев, были заняты… примерно 38%. Оставшиеся… были отвергнуты переселенцами как малопригодные под нужды земледелия. Можно заключить, что открывается возможность дополнительного обустройства еще 2500 ферм на площади 250 000 десятин, то есть для этого надо уничтожить в 2 раза больше казахских жилищ".

Жители Туркестана, лишенные возможности защищать свои права на основе законности, были вынуждены в период обострения "решительной" активности властей искать убежища в Китае (Монголии) либо в отдаленных степях Хивинского и Бухарского ханств, резюмировал Чокай.

Зловещие параллели Истории

Но и Февральская, а затем Октябрьская революции не принесли казахской земле долгожданный покой. Большевики были бескомпромиссны, они пользовались услугами людей, известных своей жестокостью и преступным прошлым, вспоминали свидетели тогдашних событий. Туркестан был для них лишь плацдармом для похода на Индию.

"Декабрьские события" – этот термин на самом деле не столько из новейшей истории Казахстана, сколько из истории всего Туркестанского края. Именно в декабре 1917 года Совет народов Туркестана провозгласил Туркестанскую Автономию. По месту своего провозглашения она вошла в историю как Кокандская Автономия, ее возглавил Мустафа Чокай. Многотысячную демонстрацию в ее поддержку большевики расстреляли из пулеметов в Ташкенте 13 декабря 1917 года. "…Большевики злодейским образом убили десятки наших соотечественников, и кровь народа лилась рекой", – вспоминал о тех событиях Мустафа Чокай. Затем настал черед и столицы Туркестанской Автономии. Резня в Коканде – богатейшем городе края, центре национального движения и резиденции национального правительства, – длилась три дня. Более 12 000 мусульман, по свидетельству главы правительства, были уничтожены, город был разрушен и сожжен.

"Кокандская Автономия явилась определенным этапом в нашей жизни, показавшим, насколько была слепа наша вера в русскую революцию и русскую демократию" (Мустафа Чокай, "Желтоқсан естеліктері" – "Воспоминания о декабрьских событиях").

А вот газета "Известия" цитирует резолюцию конференции мусульманских коммунистов в своем номере от 7 июня 1919 года: "Даже сегодня вызывает удивление то пренебрежение, с которым лица, называющие себя коммунистами, относятся к коренному населению, обращаясь с людьми как с рабами. В Ферганской области советская власть не только ничего не предпринимает против разбоев и грабежей, а скорее потворствует им. Более того, там занимаются преследованием мусульманского населения и даже мусульманских коммунистов".

Самых совестливых коммунистов этот геноцид не оставил равнодушными: "…коммунистическая партия и советская власть выгоняют казахов с насиженных мест, применяя не только силу, но и убивая их днем и ночью" (из статьи коммуниста Георгия Сафарова, "Правда", 20 июня, 1920 г.). Итог: полтора миллиона жертв только среди мусульман, почти полная ликвидация промышленности баснословно богатой страны, резкое падение до катастрофического уровня животноводства – одной из главных отраслей экономики. И исход, исход, исход казахов из родных степей…

Свои пирамиды. Свой фараон...

Эти миллионы беженцев-казахов – наши пирамиды.

Драматически-кровавая история Казахстана помнит своего демонического фараона. После того, как спасаясь от одного сатрапа – Голощекина, миллионы казахов покинули родную землю, откочевав за тысячи километров от большевистских безумств, по воле демонической личности Сталина на казахскую землю были согнаны народы со всей Советской России. Немцы, татары, корейцы – все, чья пятая графа по какой-либо причине стала вдруг неугодна "текущему политическому моменту".

Традиционное гостеприимство казахов помогло им выжить в те трудные годы. Сегодня потомки изгнанников заняли самое почетное место в доме приютившего их народа. Ассамблея народа Казахстана, где заседают представители многонациональной республики, сегодня обладает правом законотворческой инициативы, верша судьбу и титульного этноса в том числе. Такого почета не удостаивается ни одно национальное меньшинство ни в одной стране мира в сегодняшней истории.

Столь неполиткорректный пример мне понадобился не для того, чтобы незаслуженно задеть болезненные струны наших соотечественников. Хотя в истории человечества вне подозрений была только жена Цезаря. Тогда для чего же я заговорил об этом? Этот факт – эксклюзивный, парадоксальный, асимметричный: вполне жизнеспособная конструкция с очевидными гуманистическими достоинствами... Кто будет спорить с очевидным? Но именно у оралманов должны быть равные права с нашими соотечественниками, представленными в Ассамблее. Так как за всю историю казахов мы подвергались захватническим, поработительным войнам, несущим повальное истребление – геноцид только с Востока, имею в виду регулярные набеги джунгар. Остальные войны носят "внутрисемейный", внутритюркский характер.

И именно наши братья и сестры по крови, чьи предки защищали границы на востоке и способствовали становлению и сохранению казахской государственности, сегодня пока так и не стали полноправными членами общества.

Думаю, что для восстановления исторической справедливости было бы разумно привлечь наших возвращающихся соотечественников в профильные госорганы. Заслужили они и выделение расширенных квот в Ассамблею народа Казахстана и парламент страны – мажилис и сенат, маслихаты всех уровней. Отдельной строкой необходимо зафиксировать их интересы и в Доктрине национального единства, – там возвращенцам не уделено ни строки (sic!). Все это станет достойной компенсацией и поспособствует ускорению процесса их натурализации в Отечестве.

Также представляется, что мрачные страницы истории Казахстана, как и демонически-зловещая фигура Голощекина вкупе с другими артефактами колониальной политики и тоталитаризма нуждаются в некоем пантеоне в Астане, неподалеку от мемориала "Қазақ елі". Это напоминание о черных годинах казахов не только поможет сохранить историческую память, но и станет предупреждением для ползучей антинародной диктатуры. На фоне апокалиптических судорог и квази-революционных событий в соседней стране такое материальное воплощение-предупреждение было бы актуальным.

Кстати, аналогичный памятник черным дням коллективизации на днях открыли в немецком городе Кирице. Надпись на нем напоминает о событиях полувековой давности: "Жертвам принудительной коллективизации в период так называемой "социалистической весны" 1960 года в ГДР. Немецкий крестьянский союз. 25 апреля 2010 года". В Кирице глава компартии Германии и позднее президент ГДР Вильгельм Пик объявил о начале земельной реформы – первого этапа коллективизации по образу и подобию сталинской продразверстки, сгубившей миллионы казахов. После этого 400 тысяч немецких фермеров были вынуждены свою собственность конвертировать в сельскохозяйственные производственные кооперативы. Несогласные точно так же, как и казахи за 40 лет до них, бежали из страны. В Западную Германию перебралось 15,5 тысячи фермеров. Многие попали под суд, сотни покончили жизнь самоубийством, не выдержав прессинга коммунистов.

...Попробуем вспомнить, что стало за эти годы с самими хозяевами дома, выставленными за дверь: из Казахстана – в Иран, Монголию, Китай...

Расцвет империи. Закат автономии

Свою Поднебесную империю китайцы собирали в единое государство терпеливо, не спеша, век за веком – так что в итоге сцементировали разноплеменные народы намертво, пресекая любые попытки создания неконтролируемых автономий. Это почувствовали и уйгуры, и тибетцы. В приоритете лишь сами китайцы, а точнее, ханьцы. Переселение их из внутренних регионов КНР в Синьцзянь, обезличивание и растворение всех прочих национальностей, поддержка одной национальности в ущерб всем остальным – это и стало, в частности, причиной недавних кровавых побоищ уйгуров с ханьцами в Урумчи. Китайские казахи пытаются сохранить свою идентичность, возвращаясь на историческую родину.

Но если трагедия уйгурского народа – в недолговечности независимого Уйгурстана, то трагедия возвращающихся казахов – в том, что их благополучная Родина становится для них порой жестокой мачехой. На излете уже второго десятка лет, прожитого под суверенным небесно-голубым стягом, мы, казахстанцы, все никак не научимся быть вежливыми и толерантными с собственными соотечественниками. Где наше гостеприимство по отношению к страннику издалека ("құдайы қонақ"), а тем более – своему сородичу? Почему нам важно заклеймить человека, подчеркнуть чужеродность этого тела штампом "оралман"? Или в нас все еще живут имперское мышление и синдром "старшего брата"?

…Помнится, в 1992 году разваливающийся на части российский колосс все же категорически отказался предоставить немцам автономию в пределах их прежнего места проживания в Поволжье. Этот кукиш президента РФ Бориса Ельцина на телекамеру увидел весь свет. После этого канцлер ФРГ Гельмут Коль распахнул знаменитые "Ворота в Германию" для всех желающих выехать на свою историческую родину. Возвращающиеся этнические немцы (Aussiedler, а затем – Spaetaussiedler) и тогда, и сейчас в буквальном смысле растворяются в статучете миграционных служб ФРГ: ничего подобного "статусу оралмана" им нет нужды оформлять. Те, кто прибыл в страну "по немецкой линии", после получения немецкого гражданства более не фигурируют в статистических отчетах как некая отдельная группа. Немец приехал в Германию и (формально, для госчиновников!) стал одним из своих среди немцев. Он – дома, он среди своих: бюрократы не вправе более ставить его особняком. Это – жесткое требование полит-корректности.

Хотя на бытовом уровне расщепление немецкого общества проступает куда явственней. Скандалом обернулось недавно решение одной немецкой фирмы отказать в приеме на работу соискательнице вакансии. На ее резюме кадровики поставили пометку "ossi". "Оssi" ("осси", жители бывшей ГДР) и "wessi" ("весси" из Западной Германии) недолюбливают друг друга вопреки всем оптимистичным рапортам политиков о долгожданном воссоединении разорванного на части немецкого народа. Слишком разными по ментальности они оказались за полвека, слишком далеко развели их две антагонистические формации – социалистическая и капиталистическая. Эксперты утверждают, что за это время у них стали разными и словообразование, и обычаи, а единый многовековой бэкграунд общей догитлеровской истории отступает под натиском нынешних взаимных претензий и обид.

Обиженная уроженка ГДР в суде не смогла доказать, что восточные немцы являются отдельным этносом. Но суд признал, что пометка "ossi" может быть истолкована как дискриминация.

Наши палестины. Оралманы. Между апартеидом и сегрегацией

Свои объятия для соотечественников распахнул и Казахстан. С первых дней независимости республика объявила приоритетом своей миграционной политики право любого казаха, находящегося за пределами исторической родины, вернуться и обосноваться в республике. Возникло и укоренилось понятие "оралман". Это дискриминационное определение подразумевает иностранцев или лиц без гражданства казахской национальности, которые на момент обретения Казахстаном независимости постоянно проживали за его пределами, а затем прибыли в РК с целью постоянного проживания. Окрестить своих собратьев этим словом стало не только делом привычки. Это и ярлык, это и незримый штамп на лоб для обозначения людей второго-третьего сорта. Этот подход, разделяющий общество на "мы", "местные", "свои", и "они", "пришлые", "оралманы", – пример самой яркой ксенофобии. Таким образом мы противопоставляем друг другу две части общества еще по одному признаку. А ведь казахстанцы и так уже многократно расщеплены внутри – на нағыз қазақтар и шала қазақтар ("аульных" и "асфальтных"), на жузы и роды, по национальному и имущественному признакам. Зачем же нам еще один тектонический разлом?!

Мы, казахи, – мы вместе, независимо от места рождения. Не так много нас осталось в этом бренном мире, рассеянных по всей планете бедами и лихолетьями, чтобы мы могли еще друг друга сортировать и на свет шежире (родословную) рассматривать. Ведь неспроста старики говорят: "Төртеу түгел болса – төбедеге келеді, алтау ала болса – ауыздағы кетеді" ("Если четверо будут вместе – они достигнут вершины, если шестеро будут порознь – болтовней все закончится"). Зачем же нам так тщательно и глубоко по собственному телу своей государственности пропахивать глубокую контрольно-пограничную полосу?

Когда государству что-то нужно от тебя, оно называет себя "Родиной"…

Нашим сородичам, прибывающим из-за рубежа, ежедневно приходится сталкиваться с целым гордиевым узлом проблем. Ведь в силу ущербности образа мышления бюрократа деньги, средства и предметы жизнеобеспечения, выделенные для обустройства возвратившихся, – это как бы "его", чиновника. Он – представитель государства, и очень озабочен этим важным статусом распорядителя незаработанных, но народных средств. И квасной "патриот" в одночасье становится важным, надутым и не к месту рачительным, где по-барски, а где и по-хамски взирая на эти "невесть откуда взявшиеся лишние рты"…

Нашим чиновникам пора изжить свой показной великодушный патернализм. Видимо, сострадание должностными инструкциями не предусмотрено. А общество и семья – не привили.

Мы на весь мир искренне показываем свою сердобольность, с показным удовольствием играя по правилам зажиточного общества, первыми откликаемся на международные гуманитарные проекты (честь и хвала!). Однако то, что надо делать по велению сердца и долгу совести, выполняем словно под чьим-то принуждением!!! Откладывая внутренние проблемы на вечное "потом", необходимо понять, что на собственные беды и вызовы времени никто кроме нас самих не ответит, обустройством казахов в Казахстане не займется ни ООН, ни ОБСЕ.

Казахский народ обязан быть внутри сплоченным, спаянным, а не то велик соблазн для наших могущественных соседей, близких и заморских, навязать свое видение внутреннего обустройства. К сожалению, прецеденты в современной истории уже есть, но мира и спокойствия там нет. Речь идет о почившей в бозе Югославии.

Например, пропиши наши киргизские соседи в Конституции и других основополагающих документах продуманное представительство двух репрезентативных регионов ("Север – Юг") в госорганах, – и эта сбалансированная система послужила бы тормозом на пути безудержной коррупции кланов Акаева и Бакиева. И не появились бы "возмущенные народные массы", которых так просто использовала в своих геополитических интересах третья или четвертая сила. В этой прозорливости, способности предвосхитить события и нейтрализовать самый негативный из возможных сценариев и заключается ответственность отечественной элиты перед настоящим и будущими поколениями. Осознает ли она это?!.

Попытки неких сил консолидироваться и подвести ревизию под существующим политическим каркасом, искусно выстроенным главой государства, подтверждают непраздность и отсутствие претензий на литературные изыски автора, начиная с "Потомков Чингисхана…", являются попыткой донести до всех слоев единого общества сомнения, боли, страхи – за наше общее Будущее... Общество должно поддержать своего президента в его попытках консолидировать казахстанцев как внутри, так и зеркально – в международных инициативах.

"Посмотри, это же не люди – скоты! Ты за их права пришла бороться?!" – цитирует журналист газеты "Взгляд" одного из чиновников, который сопровождал ее во время поездки на место катастрофического паводка под Кызылагашем. На месте событий сейчас пытаются выжить вместе с новыми соседями и наши братья и сестры, вернувшиеся в Казахстан из-за рубежа. Вельможным перстом чинуша указал на кызылагашцев, что накинулись на бесплатную сырую картошку. Ее только что привезли в палаточный городок. Внутреннее высокомерие сытого "экскурсовода по трагедии" объяснить можно. Простить его – нельзя! Потому что его реакция – неестественна. Реакция же несчастных людей, обескровленных и доведенных жутким горем до отчаяния, до животного уровня, – понятна. Она – естественна. Это животный инстинкт выживания. Однако для всех очевидно, что вовсе не обездоленные кызылагашцы выглядят в данном конкретном случае "скотом". Такому чиновнику не место во власти, он ее дискредитирует. Вряд ли об этом, впрочем, станет известно вдохновленным авторам Кодекса чести госслужащего, что трудясь в поте лица своего где-нибудь в недрах Агентства РК по делам государственной службы, сейчас неспешно дорабатывают и корректируют его положения.

Страшно другое! Мелкий кабинетный планктон не имеет собственного мнения. Он не привык думать самостоятельно. Это не предусмотрено инструкцией. Он – функция. Значит, он транслирует мнение своего областного руководства: и потому речь идет о системном неприятии. Или об отторжении данной проблемы Системой... Что не одно и то же. Усилия президента, который за годы независимости пытается скрупулезно выстроить наш общий дом с понятными ценностями человеческого общежития, – такими вопиющими фактами нивелируются. Ведь они искусственно углубляют личностный, оценочный и ментальный разрыв между властью на местах и народом.

Время покаяния

"…Общественность понимает, что за преступной безответственностью и бесконтрольностью стоят более высокопоставленные чиновники", – об этом в своем депутатском запросе на имя премьер-министра и генпрокурора заявил депутат мажилиса парламента Мурат Абенов. Честь и хвала ему за смелость!

"Непродуманная приватизация, непрофес-сиональное управление сложным водохозяйственным сооружением, несвоевременная реакция на сигналы с мест со стороны уполномоченных и контролирующих органов, кумовство и коррупция стали причинами трагедии", – считает он. Народный избранник подчеркивает, что "во всех странах общая причина большого количества катастроф – так называемый "человеческий фактор": низкая квалификация кадров, безответственное, неэффективное управление и коррупция". По его словам, именно эти три причины мы наблюдаем при катастрофе в поселке Кызылагаш. Он утверждает, что трагические события ставят под сомнение умение госструктур обеспечить безопасность граждан. Это не может не сказаться на уровне доверия населения к органам власти. И высказал, признаем, наивную, но небеспочвенную надежду населения на то, что "кто-нибудь из высокопоставленных ответственных лиц признает свои ошибки и плохую работу возглавляемого им ведомства".

"…За пожары и наводнения аким Алма-Атинской области Серик Умбетов никакой ответственности не несет. Возможно, он действительно отвечает только за пропаганду и разъяснение очередного послания президента народу Казахстана, – горько иронизирует автор редакционной статьи в журнале "Эксперт Казахстан". – Если государственных чиновников не наказывают, это означает, что в сфере их компетенции все хорошо. Если в области регулярно гибнут люди, а руководитель области никакой ответственности за это не несет, это означает, что государственной власти в области просто нет".

Произошедшее и происходящее сегодня в Кызылагаше нельзя оценивать измерениями зажиточного общества в штатной ситуации, эти события находятся за гранью понимания добра и зла! Есть одно всеобъемлющее слово в данном контексте – долг. Им и надо руководствоваться.

Эта трагедия в Алма-Атинской области, тесно переплетенная с отторгающей черствостью по отношению к оралманам, обостренно высвечивает нюансы упомянутого ранее утверждения: когда государству что-то нужно от тебя, оно называет себя "Родиной"… Рядовые законопослушные казахстанцы свой долг перед Родиной исправно выполняют. Но понимает ли, в свою очередь, само государство свои обязательства перед простым народом?!. Отрабатывает ли кредит доверия?

В больших городах государство воспринимается людьми абстрактно-виртуально. В сельской глубинке – чиновники всех рангов и акимчики воспринимаются населением как государство. Оно сначала чередой злоупотреблений целенаправленно довело до трагедии, а потом устами чиновников оскорбляет и затыкает рты и без того сломленным горем людям. Невероятно, но факт!

Выходит, государство в отдельно взятой области "отдано в аренду"? И от кого тогда ждать сыновней любви?

Миражи единства…

Самое поразительное: то, что сейчас делается по обустройству Кызылагаша – делается не для людей, которых трехметровой волной настигло горе, а для отчета перед главой государства и тех, кто мониторит ситуацию – общественности, прессы, партий, общественных объединений и так далее. Во всяком случае, именно такое ощущение витает в воздухе.

О каком единстве может идти речь, о какой Доктрине национального единства, если даже черная беда нас не сплотила, а прибывающие соплеменники чувствуют себя изгоями? При всем уважении к национал-патриотам ввиду последних событий считаю, что обсуждение Доктрины нацединства ли, Концепции ли нацполитики – преждевременно. Сначала необходимо сцементировать народ, и только потом обсуждать судьбоносные стратегии обозримого будущего.

Начать можно с того, чтобы научиться реагировать на гуманитарные катастрофы. Чтобы не только на показательных выступлениях пожарные быстро шланг разматывали, но чтобы и продукты питания для пострадавших привозили точно и в срок. Чтобы не только просроченная тушенка в Госматрезерве хранилась, не только мука с червями, но и качественные продукты. Чтобы появились на складах матрацы, спальные мешки, кошмы, в конце концов – если на карематы денег жалко. Пора научиться инвентаризировать эти запасы и вовремя освобождаться от старья и просроченных продуктов, не боясь списать их за негодностью и приобрести новые запасы. В случае с Кызылагашом даже те продукты, что сами казахстанцы на собственные кровные покупали страдальцам, – доходили до адресатов с большой задержкой. Значит, логистика хромает и у спасателей, и у местных властей: зато сдвигать брови на переносице под объективом телекамеры умеют здесь блестяще.

Как, в конце концов, простым казахстанцам отозваться на призыв о помощи и потрудиться на благо пострадавших прямо на месте событий, чтобы их не приняли за мародеров? Мой хороший знакомый, директор алма-атинского медцентра, рассказал, что ему не удалось развернуть свой передвижной пункт врачебной консультации в Кызылагаше. Ему сказали, что лицензия действует только в Алма-Ате. Работать ему на месте бедствия нельзя. Есть для этого другие, казенные медики, – а хватает их рук или нет, не вашего ума дела. Для работы в области ему нужна отдельная бумага (областная лицензия), и совершать марафон по инстанциям ему необходимо заново. А что, у областных жителей аппендицит расположен иначе, чем у городских? Или от ночи, проведенной на земле, они по-другому страдают, совсем не так, как жители мегаполиса?..

(В публикации использованы фрагменты из монографии Бахыт Садыковой "Мустафа Чокай в эмиграции", Алма-Ата, издательство "Мектеп", 2009

Амантай ДАНДЫГУЛОВ, главный редактор "Новой" - Казахстан"
29.04.2010 г.

Источник - Новая газета-Казахстан
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1272919860
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Краткосрочный экономический индикатор в январе-марте 2021г. составил 98,2%
- ГЧП тревоги нашей
- От "не торопимся" до "срочно переходим": как менялась риторика латинизации в Казахстане
- Кадровые перестановки
- В целях мониторинга паводковой обстановки Р. Скляр совершил облет приграничных районов столицы
- Вакцины и вакцинирование (Часть вторая)
- Министерство национальной экономики представило Мажилису поправки по вопросам выборов
- Сенатор Куртаев: Сельчанам нужна отдельная программа обеспечения жильем
- Стремление доминировать в мировой политике неистребимо: эксперты о российской реакции на переименования улиц в Казахстане
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх